Очень субъективная попытка вспомнить все самое-самое, что произошло с русской музыкой за год, в 13 номинациях. Здесь только наше — о том, чем замечательны новые альбомы Адель и Кендрика Ламара, вам расскажут десятки других изданий.
В 2015 году «наш Jay-Z» Василий «Баста» Вакуленко отличился совместным альбомом со Смоки Мо, который стал самой продаваемой русской пластинкой в iTunes, и тем, что первым из рэперов собрал «Олимпийский». Чуть менее заметным было его другое свершение — хулиганский хит для нелегальных дискотек «Собака съела товар», в котором «ирвин-уэлшевская» история рассказана под бит, как у Африки Бамбааты. Ждем нового альбома Ноггано в 2016-м.
В 2015-м Леонид Федоров выпустил два (!) альбома взрывного авант-рока с проектом «Федоров и Крузенштерн», нечеловеческой силы концертную программу с Владимиром Волковым, где «Слово о полку Игореве» сплетается с Александром Введенским, и дал потрясающий концерт с «АукцЫоном» на фестивале «Остров 90-х», где по-новому прозвучали песни с альбома «Птица». Главное свойство классика — быть созвучным современности. Федоров, казалось бы, смотрит в сторону вечности — и тем не менее всегда бьет в болевую точку. Послушайте, например, «Взрыв цветов» в грозно-психоделической версии с «В Траве».
В начале 2015-го Катя Павлова внезапно возобновила свою группу «Обе две», выпустив зрелый альбом «Дочь рыбака», а в конце 2015-го придумала впечатляющий концерт-спектакль «Блажь», который достоин какой-то отдельной премии. Вокалистка, работающая в трех группах — «Обе две», OQJVи «Альфа-Бета», владеет словом и голосом, и, что важно, это ее собственные слово и голос — не с чужого плеча. Павлова одновременно подчеркивает преемственность с русскими певицами сильной харизмы (Пугачева — Агузарова — Земфира) и отстраняется от них.
Константин Ступин — человек — ходячая катастрофа, прирожденный рок-н-ролльщик из Орла, дикая звезда YouTube, которой никак не удается выступить с сольным концертом в Санкт-Петербурге и Москве — промоутеры робеют. Зато вся дискография Ступы и его группы «Ночная трость» теперь доступна в iTunes и на стриминговых сервисах — начиная от первого и последнего триумфа «Ночной трости» на Фестивале надежд, проведенном Московской рок-лабораторией в 1990-м, до аутентичного русского смерть-метала «Экспедиции», записанного в 2014-м. В песнях Константина Ступина больше рока, чем в эфире радиостанции «Наше радио» за год.
В 2015-м русский рэп оставался самой интригующей нишей популярной музыки. Здесь натурально шла битва за первенство, или, как принято говорить у рэперов, баттл: за год вышло несколько заметных альбомов — как от состоявшихся мастеров, так и от дерзких дебютантов. Как ни странно, сильнее всего на русском выступил как раз новичок — Скриптонит, Адиль Жалелов из Казахстана, который даже не считает себя русским рэпером. Его неуравновешенный речитатив без фальши говорит языком неблагополучных районов и неустроенных судеб, которые разбросаны по одной шестой части суши.
После того как содружество организаций по коллективному управлению правами, управляемое одной некогда дружной командой менеджеров, — РАО, ВОИС и РСП — безуспешно попыталось протолкнуть концепцию «глобальной лицензии» (по сути, «налог на интернет» (около 300 р. в год), который бы платил каждый пользователь в РФ), в СМИ была организована кампания против РАО и его главы Сергея Федотова. В некоторых изданиях появились публикации о недобросовестной работе РАО — о знаменитых композиторах, которые недополучают денег, и о шотландском замке Сергея Федотова. В ответ на это в других изданиях появились заказные материалы против главы ВОИС Андрея Кричевского и о его зарубежных активах, которые заодно пытаются восстановить репутацию Федотова. В последнем интервью Сергей Федотов не опровергает информацию о том, что правоохранительные органы проверяют деятельность РАО, и намекает на то, что знает, кем организована кампания против него. Судя по всему, между бывшими коллегами началась междоусобная война. Есть за что бороться — в 2014 году РАО, РСП и ВОИС собрали на троих больше 9 миллиардов рублей.
Пускай о молодых русских электронщиках больше пишут иностранцы, а фестивали, где выступают представители «новой волны», чаще проходят в Сибири, чем в Москве. Главное, что новая русская электроника существует — прислушайтесь к ее голосам: Moa Pillar, Pixelord, Lovozero, Hmot, Lapti, Vtgnike, Кедр Ливанский, Nocow, Lipelis и другие.
Никто не ожидал, что после 10 лет молчания на сцену вернется знаменитый харьковский регги-дуэт 5'Nizza с новыми песнями на русском и слегка на английском. Да еще и в год, когда украинские артисты практически перестали выступать в России. После возвращения 5'Nizza проехались с небольшим, но успешным туром — от Харькова до Санкт-Петербурга, чтобы опять затаиться на неопределенный срок. Весной 2016-го Андрей «Сан» Запорожец обещает новый альбом своей группы SunSay, а вот про лонгплей от 5'Nizza — пока ни слова.
19-летний блондин в тишотке с обрезанными рукавами под заторможенный бит читает эмо-рэп про «слезы детей на могилах кумиров» и с разбега сигает в тысячную толпу тех самых детей. Вот он — их новый кумир, который бравирует тем, что может не дожить до роковых 27. Это Pharaoh — наш Джастин Бибер из «ВКонтакте». В его портфолио — несколько сетевых релизов, синглов, микстейпов и клипов, каждый из которых собрал больше миллиона просмотров на YouTube.
Последняя пластинка литовской инди-принцессы называется очаровательно и слегка наивно — «88», по количеству клавиш на рояльной клавиатуре. Так же она звучит — Алина Орлова забавляется со звуками и ритмами компьютерных библиотек, отчего в обычно печальные интонации ее песен вкрадывается детская улыбка, которой невозможно противостоять.
В сентябре 2015 года умерла солистка петербургской группы Atlantida Project Саша Соколова, которая несколько лет боролась с раком в терминальной стадии. Совместная песня с Noize MC «Иордан» стала одной из ее последних записей.
«Спасибо вам за все, что вы прислали. Спасибо за эмбарго и за Крым. Теперь, как говорил товарищ Сталин, ми возьмем Манхэттен, а потом Берлин» — Александр Скляр делает верноподданнический прогиб, проявляя недюжинный дипломатический талант и полное отсутствие вкуса в унылой перелицовке песни Леонарда Коэна. «Пришел, наследил, испортил хорошую вещь» — как говорил Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова