21 марта 2017Общество
174

Другой Аустерлиц

Курт Маркс помнит Хрустальную ночь, был в киндертранспорте еврейских детей в Англию, родители погибли в лагере Тростенец. Что там, позади, в 1938-м? Рассказ Маркса выслушала Мария Кувшинова

текст: Мария Кувшинова
Detailed_pictureКурт Маркс© Юлия Ларина

На прошлой неделе в Минске открылась немецко-белорусская выставка «Лагерь смерти Тростенец. История и память», посвященная самому крупному (и до сих пор почти неизвестному в мире) нацистскому концлагерю на территории бывшего СССР. В числе 206 500 погибших здесь людей были местные жители, советские военнопленные, партизаны, белорусские, польские, австрийские, немецкие и чешские евреи. Церемонию открытия выставки посетили узники Минского гетто, а также Курт Маркс, чьи родители в 1942 году были отправлены в Минск из Кельна и погибли в Тростенце. Его самого, тогда тринадцатилетнего, спас его школьный директор Эрих Клибанский (также пропавший в Тростенце), который организовал отправку учеников в Англию по линии киндертранспорта.

История исхода десяти тысяч еврейских детей, которых немцы согласились выпустить из Германии только без взрослых, была практически неизвестна до начала 1990-х, когда состоялись первые мемориальные встречи выживших, а по BBC показали документальный фильм «Whatever Happened to Susi?» (1991). Героини фильма, две сестры из киндертранспорта, воспитанные под новыми именами, стали прототипами Аустерлица из одноименного романа В.Г. Зебальда — человека, также вывезенного из Германии и забывшего свое довоенное прошлое. Жизнь Курта Маркса (никогда не слышавшего об «Аустерлице») сложилась гораздо более благополучно — он ничего не забыл и сейчас, в свои девяносто с лишним лет, охотно рассказывает свою историю.

— Кем были ваши родители?

— Отец работал агентом в фирме по пошиву мужской верхней одежды. Все девушки из среды моей матери учились в пансионах, а она не хотела — мечтала быть дизайнером. У ее фирмы был Дом моды в Кельне с филиалом в Париже. Году в 1937—1938-м, когда родители уже подумывали об эмиграции, к ней приходили подруги, никогда не державшие в руках иголку с ниткой, и она учила их шить. Потом они так зарабатывали себе на жизнь.

— Каким был круг общения вашей семьи?

— Мы были очень ассимилированы. Помню, я приезжал к маминым родителям в Гельзенкирхен, город в Рурской области, мы с дедушкой в пятницу вечером шли по улице в синагогу, и встречные с ним здоровались, приподнимая шляпы. Ему повезло — он умер в своей кровати в 1940 году, до начала депортаций. Это была уважаемая семья. Случались смешанные браки. Родственница моей матери вышла замуж за немца из Данцига уже после вступления в силу Нюрнбергских законов. Поскольку в Германии немцу нельзя было жениться на еврейке, они поехали в Англию, поженились там, а потом вернулись назад.

— И их не заставили развестись?

— Нет, они не развелись. Тетя моей жены была замужем за немцем, и они ухитрились прожить в Германии до конца войны. Селились в маленьком городке, а когда окружающие начинали задавать вопросы (у них не было свидетельства о браке), собирали вещи и перебирались на новое место.

Курт МарксКурт Маркс© Минский международный образовательный центр имени Й. Рау

— Вы помните Хрустальную ночь?

— Да, конечно. В 1931 году я пошел в школу, но после прихода Гитлера к власти еврейские дети должны были покинуть обычные учебные заведения. В Кельне, на наше счастье, была большая еврейская школа «Явне», очень известная. В сентябре 1938-го у меня была бар-мицва, а через два месяца — Хрустальная ночь. Утром я, как обычно, поехал на велосипеде в школу и, уже подъезжая, заметил, что из здания валит дым, а учителя стоят на улице и предупреждают учеников: «Сегодня занятий не будет, идите домой». Конечно, многие обрадовались — выходной! Я поехал назад и решил навестить тетю с дядей — он был мясником, владел магазинчиком, и я к нему часто забегал перехватить сосиску с огурцом. Захожу туда и вижу, что все разгромлено, разломано на мелкие-мелкие кусочки. И тут я понял (мне было тринадцать), что происходит что-то не то. Бросился домой, там была только мама, а папа куда-то ушел: оказалось, накануне позвонили и предупредили, что ему лучше спрятаться. Нас никто не тронул, но к другому моему дяде, дантисту, пришли и разгромили его кабинет. После Хрустальной ночи директор нашей школы, доктор Эрих Клибанский, решил эвакуировать всех учеников в Англию — и вывез 130 человек. Я уехал первым же транспортом.

— Как ваши родители решились вас отпустить?

— Конечно, когда Клибанский стал опрашивать родителей, некоторые сказали: «Нет, дети останутся с нами». Но мне повезло: моя семья собиралась уезжать в Америку, были подготовлены все документы. Думали, заберут меня по дороге. Но евреям запретили выезжать, и они не успели, как и доктор Клибанский, который спас нас, но не смог спасти своих жену и детей. Все они вместе с моими мамой и папой были в том единственном поезде, который уехал из Кельна в Минск, в лагерь Тростенец. Им, кстати, пришлось самим заплатить за билет.

— Когда вы узнали о том, что с ними произошло?

— После войны. Они оставались в Кельне до 1942 года: сначала жили в своей квартире, потом их переселили в бараки. Последнее письмо, которое ко мне дошло, было отправлено через Красный Крест 16 или 20 июля 1942 года. Там было ограничение по объему — двадцать пять строчек, письмо шло из Германии в Швейцарию, из Швейцарии в Англию, время в пути — месяца два. Родители сообщали, что уезжают, и поздравляли меня с наступающим днем рождения. Больше писем не приходило — сегодня мы знаем почему. Тогда мы не знали, даже после войны не знали, что именно произошло. Информация, которая была доступна, — человек умер в таком-то году. Только в 1982 году вышла книга Дитера Корбаха, где я прочел, что единственный транспорт с евреями из Кельна был отправлен в лагерь Малый Тростенец и все погибли в газовых камерах или были расстреляны. И восемьдесят лет прошло, прежде чем я смог прочитать кадиш на месте гибели своих родителей.

КиндертранспортКиндертранспорт

— Но, уезжая в Англию, вы ничего этого предвидеть не могли. Известно, что дети из киндертранспорта описывали поездку как «приключение».

— Конечно, это было приключение. Мы приехали в январе 1939-го, нас поселили в хостеле, а уже в августе мы выехали в сельскую местность, потому что начиналась война и из столицы эвакуировали всех детей. Мы оказались в Бедфорде, в пятидесяти милях от Лондона. Учителя из нашей школы шли по городу, стучали в двери и спрашивали: «Вот тут дети, сколько можете взять?» Люди брали по одному человеку, по два. Сначала брали девочек, мальчиков разбирали позже. Мой друг и я все время были вместе — нас взяла к себе семья рабочих.

— Они понимали, кто вы такие?

— Язык мы тогда знали плохо, сначала они приняли нас за своих и жаловались, что у лондонцев какой-то непонятный акцент. Но потом разобрались. Англичане — очень терпимые люди, они нас полностью приняли. Мы вели себя хорошо, а они за нами присматривали — мне не на что жаловаться. Я прожил в этой семье три года. Да, я знаю, что у других детей из киндертранспорта были проблемы. Кого-то эксплуатировали — брали девочек и заставляли драить полы и так далее. Все случаи очень разные. У меня есть друг, он до сих пор живет в Лондоне, у него очень драматическая история — он до сих пор не может забыть об этом, а ему уже девяносто. У нас все было по-другому. Мы жили в семье, на одном месте, ходили в школу, в пятнадцать оба начали работать. Учитель сказал мне: «Все, ты достаточно взрослый». Денег не было, родителей не было, я не мог продолжать образование. Мы уже не были детьми, мы были подростками и могли сами определять свою судьбу. Почему-то я мечтал стать инженером и строить мосты. Мне сказали: «Вполне возможно, начинай работать на фабрике». Я приступил, но в первый же день, в полдень, меня вызвал к себе директор и сказал: «Ты не можешь здесь работать, ты enemy alien». Еще утром я был еврейским беженцем, а к обеду я уже стал врагом страны! Но мне всегда везло. В Англию эмигрировало много голландских евреев, которые занимались шлифовкой алмазов, они открыли свои небольшие мастерские, я пошел туда и остался в этой индустрии. Потом семь лет работал в Африке — покупал, продавал алмазы.

КиндертранспортКиндертранспорт

— С женой вы познакомились в Англии?

— Да. Она родилась в Гамбурге и находилась в Освенциме с начала 1943 года до освобождения, ей было тогда 17—18 лет. В апреле 1945-го она оказалась среди тех, кто ушел Маршем смерти. Я был в этом месте зимой — это чудовищный холод. Одежды нет, на ногах — деревянные сабо. Трудно понять, как они выжили. У жены была сестра в Англии, и после войны она поехала к ней. Подыскивала себе спортивный клуб, я же был атлетом и регулярно занимался — так мы и встретились. Были женаты пятьдесят с лишним лет, пятнадцать лет назад она умерла. У нас сын и два внука. (Показывает фотографии.) Вот моя внучка, она только что окончила университет. Вот мой сын. А это… (Показывает фотографию с принцем Чарльзом.) В какой-то момент оставшиеся в живых дети из киндертранспорта оказались под патронажем королевской семьи. Проходил прием в День памяти жертв Холокоста, нас было около ста человек, и за каждым столом стоял пустой стул, чтобы Чарльз мог пообщаться со всеми.

— О чем вы с ним говорили?

— Видите этот конверт у него в руках? Я дал ему посмотреть DVD с фильмом «Забытые дети Кельна». Спросил, знает ли он немецкий (он ответил по-немецки, что знает) и могу ли я ему что-то давать согласно протоколу, он ответил: «Конечно». И через неделю мне пришло благодарственное письмо из его секретариата.

Курт Маркс и узники Минского гетто на открытии выставкиКурт Маркс и узники Минского гетто на открытии выставки© Минский международный образовательный центр имени Й. Рау

— У вас здесь была встреча с узниками Минского гетто, они рассказывали, что до начала 1990-х вынуждены были скрывать свое прошлое. Но и те, кто жил в более благополучных странах, долгие годы молчали о своем опыте.

— Сегодня в Британии «киндертранспорт» — исторический термин, но еще пару десятилетий назад о нем никто не слышал. Мы молчали, потому что не думали, что наши истории могут кого-то заинтересовать. У людей полно собственных забот, в том числе и у нас. Первую встречу детей из киндертранспорта провели только по случаю пятидесятилетнего юбилея — до этого никому не приходило в голову. Одна женщина проделала огромную работу, разыскала людей, которые жили обычной жизнью, растили детей и внуков. В нашем случае дело не в страхе: Англия — очень свободная страна. На встрече с узниками Минского гетто один из них, врач по профессии, рассказал, как его не выпустили в командировку в Африку, потому что он был евреем и советские власти боялись, что он убежит. Мой сын раньше, до пенсии, работал в музыкальной индустрии и как-то еще в советское время привозил в Англию симфонический оркестр из Сибири. Они были прекрасными музыкантами, и привезти их было гораздо дешевле, чем нанимать в Европе. Естественно, при них были комиссар и всевозможные начальники. И уже перед окончанием поездки один оркестрант потерялся. Решили, что это побег, но оказалось, что он напился в пабе и не мог ни двигаться, ни говорить — там его и нашли, к большому облегчению комиссара.

Врата памяти, мемориал на месте бывшего лагеряВрата памяти, мемориал на месте бывшего лагеря© Минский международный образовательный центр имени Й. Рау

— Вы ездили в Кельн после войны?

— Да, в первый раз… Я уезжал на работу в Африку, а в Кельне оставался дядя… Не совсем дядя, дальний родственник, один из последних. Он был одним из создателей профсоюзов банкиров, перед приходом Гитлера к власти уехал из страны и спасся, а его жена была известной танцовщицей — ее называли «немецкая Павлова». Он был очень стар, и я был уверен, что по возращении в Европу уже не застану его в живых. Сейчас-то я понимаю, что он не был таким уж старым! (Улыбается.) Мы поехали с женой, но пробыли там всего два дня. У дяди были две большие овчарки. В Освенциме моя жена видела овчарок, которые могли разорвать человека насмерть. Конечно, дядины собаки были прекрасно воспитаны, но она сказала: «Не могу жить с ними, поехали». Я потом еще несколько раз ездил в Кельн, но моя жена так и не приспособилась. Все время боялась, что увидит знакомое лицо — кого-нибудь из немцев, которых она запомнила в лагере. У меня все было проще. Но что касается первой поездки в Минск… Было очень много немцев вокруг из другого поколения, все — хорошие люди, важными делами занимаются, не застали войну. Но какое-то странное чувство, от которого я не мог отделаться: мне не очень комфортно слышать немецкую речь в месте, где убили моих родителей.

Деревья с именами погибших на месте массовых расстреловДеревья с именами погибших на месте массовых расстрелов© Минский международный образовательный центр имени Й. Рау

— Кельн сильно изменился с довоенных времен?

— На удивление нет. Нашу синагогу сожгли, но восстановили один в один. Когда я рассказал о себе раввину, мне устроили овацию — я был единственным, кто видел синагогу до войны. Кстати, очень многие в общине — люди, приехавшие из России. Оба дома, в которых мы жили, стоят на своих местах. Как-то я решил показать сыну могилы моих предков, они все похоронены в Кельне. У меня есть рисунок семейного древа, он охватывает почти пятьсот лет. Семья Маркс поселилась в Рейнской области в XVI веке — они были среди первых евреев на этой земле. Один из них упоминается в летописях в 1620-х годах как уважаемый человек. Не каждый немец может проследить историю своей семьи так далеко, но кого это волновало? Моисей Мендельсон, дед известного композитора и известный философ, в XVIII веке приезжал в Берлин, все еще окруженный крепостной стеной, он попадал в город не через главный вход — для людей, а через второй, который был предназначен для скота и евреев. Но вот что интересно. Сейчас в Германии сохраняют еврейские кладбища — они считаются мемориальными в память о нас. А место на нееврейских и новых кладбищах через какой-то срок используют снова — земли ведь не хватает. Так что я могу прийти на могилу своего прапрадеда, которого я никогда не знал и который умер в тысяча восемьсот таком-то году, а современный немец — нет. На месте его предка уже лежит кто-то другой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 2024185
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242568
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410260
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416879
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421082
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426376
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427566