28 марта 2017Общество
164

«Нельзя, чтобы герой курил или употреблял. Ну, можно, если в конце он от этого умрет»

Нашумели яркие занятия в консерватории на тему «пятой колонны» в рамках «Основ государственной культурной политики». Что это за предмет?

текст: Антон Кравцов
Detailed_pictureРуководитель администрации президента России Сергей Иванов (в центре) и советник президента России Владимир Толстой (справа) перед началом итогового заседания рабочей группы по разработке проекта Основ государственной культурной политики© Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Происшествие

На минувшей неделе в сети появилось видео, на котором студент Московской государственной консерватории Даниил Пильчен зачитывает некий документ о «пятой колонне», а также список «предателей», среди которых имена известных политиков, журналистов и деятелей культуры. Этот текст ему поручила прочитать перед аудиторией кандидат экономических наук, доцент Экономического университета им. Плеханова Фарида Кульмухаметова, которая с сентября 2016 года преподает в консерватории новый предмет — «Основы государственной культурной политики».

Получить комментарий самой Кульмухаметовой нам не удалось. В Экономическом университете им. Плеханова посоветовали обратиться к Вагану Барсегяну, который как-то заменял коллегу. В коротком разговоре доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки посоветовал не уделять пристального внимания этой рядовой «внутриаудиторной дискуссии».

«Конфликта там нету. Есть противоречия. Это разные понятия. Вы поняли? Если вам кто-то что-то сказал, он ищет там приключения. Если кто-то ляпнул что-то, это значит, с головой не в порядке. Вы поняли? Слушайте, я много чего читаю в ведущих вузах страны, так что в чем вопрос? Какое вам дело вообще, что я читаю, где я родился и чем занимаюсь? Я сказал, преподаватель ведущих вузов! Этот предмет новый, ввели недавно, там много дискуссионного, там много еще должно совершенствоваться. С культурой у нас, знаете, как и везде. Касаешься традиционной культуры и либеральной культуры, если вы что-то понимаете в этом деле. Понимаете, что я говорю, или вам тоже лекцию прочитать? Вы понимаете, где традиционные ценности и культура и где либеральные ценности, Западом навязанные. И есть на этой почве разночтения, естественно. Идут дискуссии разного плана. Там большинство — нормальные, адекватные студенты. Один-двое — у них родители, видимо, из либеральной среды. Видимо, задают вопросы провокационные», — вступился за коллегу и ее предмет Барсегян. Сама же Кульмухаметова на последней лекции в пятницу призвала слушателей «не выносить сор из избы и не общаться с корреспондентишками».

Новый предмет

«Основы государственной культурной политики» — это новый курс. На самом деле предмет был формально всего лишь пожеланием Минкульта студентам, занятия должны были проходить на добровольной основе. Но в итоге студенты обязаны посещать лекции, писать доклады и рефераты, сдавать зачеты. На сайте Минкульта висит список из 50 подведомственных министерству вузов по всей стране. В значительной части из них также преподают «Основы государственной культурной политики».

Документ под этим названием был представлен Минкультом еще в декабре 2014 года. Представители учебных заведений, где введен новый курс, говорят о том, что никакой четкой программы у предмета нет, а каждый преподаватель сам решает, как будет учить студентов. Собеседники COLTA.RU из университетской среды подтверждают, что 18-страничный текст в целом нейтрален, но содержит ряд тезисов, которые могут вызывать как минимум конфуз у преподавателей и студентов.

«Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны <...> В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса», — говорится в документе.

Особо опасными последствиями этого кризиса для будущего России составители документа считают в том числе девальвацию общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, деформацию исторической памяти, негативную оценку значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России.

При этом в документе ничего не сказано ни про «пятую колонну», ни про «агентов влияния», ни про «предателей». Но в списке из 90 тем для эссе фигурируют такие: «Культурный суверенитет: приоритет ценностей российской цивилизации по отношению к ценностям других цивилизаций»; «Роль семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций российского общества. Возрождение традиций семейного воспитания. Передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения»; «Сохранение единого культурного пространства как фактор национальной безопасности и территориальной целостности России».

Пьяный муж и враги народа

В консерватории сейчас студенты и педагоги думают, как повлиять на ситуацию. Преподаватель Николай Хруст говорит, что планируется написать докладную руководству консерватории, но если это ничего не изменит, то он с единомышленниками все же будет «выносить сор из избы коробками из-под ксерокса» (этот план был осуществлен, и сегодня обращение коллектива МГК к проректору по учебной работе Л.Е. Слуцкой и ректору А.С. Соколову хотят передать в Ученый совет. — Ред.).

«Когда речь (очень коротко, в конце лекции) шла о финансировании искусства и налоговых вычетах для меценатов — это, допустим, еще интересно. Но большую часть лекции обсуждался нравственный кризис и моральный облик семьи. Видно, что в своей экономике Кульмухаметова более-менее шарит, про налоговые вычеты интересно. Про врагов народа, пьяного мужа и нравственный кризис неинтересно <…> Надо именно бороться за то, чтобы на этой дисциплине не было пропаганды», — объясняет Хруст.

С ним соглашается студент консерватории Олег Крохалев, который напоминает, что конфликтные ситуации возникали и до истории с Даниилом Пильченом, просто их не предавали огласке. «Предмет сам, на самом деле, не предполагает никакой пропаганды, но выходит так, что студенты обязаны делать доклады, темы которых звучат, например, как “Кризис нравственных ценностей”. Так как он является обязательным к посещению, у большинства нет выбора и приходится “отсиживать” пары. Обидно, что студенты в большинстве своем готовы сидеть и спокойно выслушивать списки нежелательных людей и партий», — говорит Крохалев.

«Эта боль»

В других вузах, где преподают «Основы государственной культурной политики», ситуация менее напряженная. Например, в РАТИ курс читают заместитель министра культуры, кандидат исторических наук и кандидат богословия Александр Журавский и заместитель генерального директора ВГТРК, директор и главный редактор телеканала «Россия — Культура», кандидат искусствоведения и известный продюсер Сергей Шумаков.

Александр Журавский объясняет цель предмета. «Студенты, обучающиеся в творческих вузах, должны знать о документах стратегического планирования, которые вырабатываются профессиональным сообществом и которые принимались либо президентом, либо правительством. Это необходимо, чтобы понимать подходы государства к управлению культурной сферой».

«Я был на лекции, и на ней ни слова педагог не сказал о политике, он рассказывал о культуре чтения. Педагог показался мне не засланной пешкой, а начитанным и объективным человеком», — рассказывает студент РАТИ Никита Белых. С ним соглашается другой студент Кирилл Корнейчук: «Предмет называется “Основы государственной культурной политики”. Лектор нам говорит: “Я буду вам рассказывать про основы, а про политику какой-нибудь другой преподаватель пусть рассказывает”».

Студенты ВГИКа, где тоже читают курс по государственной культурной политике, признаются, что ходят на лекции далеко не всегда. При этом они говорят, что никакой госпропаганды со стороны преподавателя тоже не замечали. Хотя, как рассказывает студентка сценарно-киноведческого факультета Наталья Савостьянова, на некоторых лекциях обсуждались проблемы передачи памятников и земель РПЦ.

Другая студентка сценарного факультета Соня Чеширская рассказывает, что и «без введения специального курса была эта боль». «На факультет Минкульт постоянно спускает список тем, на которые нам следует писать, год от года. Вторая мировая, Афган, советские и российские спортсмены, ну и подобное. Это они нам сейчас специальный час в неделю стали объяснять, зачем нужны мы для страны и что там ей должны, типа закрепление материала. Мы, собственно, всей группой дипломников с точки зрения кино — безработные. То есть или писать всякие истории типа “он был никем, а стал героем и прославил страну” — или денег не получать. Из дурацких штук: вот в дипломной работе нельзя, чтобы герой курил или употреблял. Ну, это можно, если в конце от этого он умрет. И вроде мелочь, а персонажи как будто из пластмассы».

С ней соглашаются и другие студенты ВГИКа. В разговоре с COLTA.RU они не сетуют по поводу одного курса лекций, а все больше говорят о системном кризисе. Некоторые студенты уезжают заниматься кино в Европу, у кого-то получается найти спонсоров в России, но они не ждут поддержки со стороны государства. «Поэтому говорить, что у них вообще есть культурная политика… Ну, класс, только после университета почти никто не хочет и не может работать в кино, а кому совесть позволяет и себя не жалко, тот и про спортсменов напишет. Классные штуки все равно будут делаться, но людьми, которым плевать на госполитику», — констатирует одна из студенток.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320799
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325919