«Я обыкновенный семьянин, бью жену по выходным»

Линор Горалик поговорила с Александрой Лаврентьевой, создательницей популярного ресурса KillMePls — места для людских исповедей, шепотов и криков

текст: Линор Горалик
Detailed_picture© Александра Лаврентьева

— Расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы, психолог по образованию, создали сайт KillMePls? Это как-то связано с вашими профессиональными интересами?

— К этой истории меня подвело несколько тропинок одновременно. Когда я еще получала психологическое образование, я понимала, что в России не существует механизма, который очень нужен людям: механизма, позволяющего анонимно выговориться. Есть церковь — можно прийти покаяться, есть психоаналитики — можно прийти и все рассказать, но если ты не ходишь ни в церковь, ни к аналитику и при этом не оказываешься в поезде со случайным попутчиком — тебе негде выговориться. Я не понимала, как создать такой механизм, но понимала, что он необходим. Я наблюдала за тем, что происходило в ЖЖ: люди стремились исповедаться — но не просто сообщить тростнику, что «у царя Мидаса ослиные уши», а быть хоть кем-нибудь услышанным. Некоторые писали в ЖЖ, никого не добавляя в друзья, — но и записи закрытыми не делали: оставляли себе надежду, что кто-то когда-то прочитает, отреагирует. Или не отреагирует — но услышит. Это была одна тропинка. Другая возникла, когда я стала работать с разными интернет-проектами и почувствовала, что где-то здесь интересующая меня тема может раскрыться. А третья оказалась такой: примерно в 2007 году мы с другом сидели в кафе — и все говорили про сеть «Одноклассники». «Одноклассники» оказались проектом, который создал схему приемлемого социального поведения для всех, кому любопытно узнать, как живут другие: вот вам не сплетничание, а корректный способ интересоваться чужой жизнью и чужими делами. В результате этого разговора мы и подумали создать такое место, где, с одной стороны, социально приемлемо выговориться, а с другой — социально приемлемо поинтересоваться и отреагировать. Тогда и тебе не стыдно совать нос в чужие дела, и тот, кто делится секретом, знает, что получит какую-нибудь обратную связь.

© Александра Лаврентьева

— Теоретически эта обратная связь может быть крайне неприятной.

— Поэтому мы захотели сделать не комментарии, а что-то вроде голосования. Мы носились-носились с этой идеей — ну, как обычно носятся с 7—8 идеями одновременно — и тут вдруг запустился проект Fuck My Life. Это было очень обидно: мы-то придумали нечто подобное аж годом раньше. Но я поговорила с Бобуком и решила: «Все, делаем. Да, это будет выглядеть глупо и вторично — но я-то буду знать, что нет, не вторично». Я тогда уже работала в Яндексе и обратилась к коллеге, Риму Зайдуллину, с которым мы за пару недель все сделали и запустили. И люди взяли — и пошли.

— Откуда? Как? Почему? Вы запускали рекламу?

— Сначала прирост был очень маленьким, а потом мы дали рекламную ссылку на bash.org.ru — и все заработало. Ссылку мы убрали, а люди продолжали приходить, аудитория росла, и это подтверждало мое ощущение, что такой сервис по-настоящему нужен. Кстати, прирастала не только аудитория любопытных — тех, кто хотел почитать про чужую жизнь; прирастало и количество историй. А когда мы просто написали об открытии проекта у себя в соцсетях, получили кучу отзывов: «Так это же Fuck My Life». И в это же время запустились «Нефарт», «Пип.ец» и другие подобные FML сайты.

— Больно.

— Ну, как сказать. Большое спасибо Бобуку за то, что он меня заставил запустить КМП. Я-то видела, что русские версии делают многое неправильно. Не так, как я хотела.

— Что именно?

— Проект был такой литературно-психологической штуковиной. Первое же правило, которое появилось, было таким: «В истории, публикующейся на КМП, должен быть пипец, но не трагедия». Когда я пишу инструкции для редакторов, я понимаю, что без этой фразы не справиться. Если история представляет собой чистую трагедию — начинается соревнование: «а у меня умерло пять родственников» — «а у меня шесть!» Между тем цель проекта — в том, чтобы человек, у которого все плохо, мог поделиться тем, что трудно рассказать близким. Секреты первичны, не трагедии. Нам на уроках истории в пятом классе говорили о том, что один из признаков цивилизации — это канализация. В интернете долгое время не было канализации, места для слива всего плохого. Но понятно, что невозможно все время быть позитивным и рассказывать у себя в бложике, как все прекрасно.

Тьфу-тьфу-тьфу, пока везло и не было никаких историй про убийства, зато было очень много историй про изнасилования, написанных жертвами.

— Сколько историй приходит в день?

— Примерно три-четыре сотни.

— Сколько человек работает над модерацией?

— Один — я. Впрочем, я уже месяц как пытаюсь перейти на работу с редактором, но это оказалось сложнее, чем я думала.

— Сколько постов в результате попадает на сайт?

— От трех до двадцати историй в день.

— Как они отбираются из четырехсот заявок?

— Сначала убирается все нерелевантное: например, истории, которые повторяются очень много раз. «Я слишком толстая, и меня никто не любит». Кстати, такие заявки не проходят вообще: история должна быть историей, а не ламентацией. А «меня никто не любит» — вчера так было, завтра так будет, ничего не меняется. А на КМП любому человеку должно быть понятно: произошел ПЦ. «Я живу на пять тысяч, без денег» — клево, а случилось-то что? Но, конечно, сейчас, когда историй на сайте почти 12 тысяч, повторы случаются.

— В целом проект похож сегодня на то, каким он представлялся вам изначально?

— Когда еще не было Fuck My Life, я думала, что мой проект будет про секреты вообще, — а сейчас поняла, что мои ожидания были завышены: люди на самом деле страдают и болеют одним и тем же. Я даже думаю: вот бы эти три-четыре основных страха отнять — что проявится на их месте?

— Это какие?

— Про некоторые темы пишут каждый день и очень помногу. В частности — «я понял, что я гей». Иногда даже непонятно: это желание бравировать — или человек действительно только что осознал, что он гей, — но таких историй приходит четыре-пять в день. Часто это еще и с указанием возраста: «Мне 14, и я понял, что я гей». Некоторые признания выглядят как в учебнике психологии: человек, скажем, путается в эмоциях. Раньше была «комсомольская дружба», способы реализовать эмоции, у которых на самом деле нет сексуального оттенка. А тут человек пишет: «Я гей, я люблю человека, но я его не хочу». Очень хочется ему помочь — но не писать же брошюру: «Что делать, если ты любишь человека». Еще есть дикое количество историй про одну и ту же ситуацию: «Я обосралась». В миллионе вариантов — хоть делай тизер: «Товарищи, судя по нашей статистике, каждый второй житель планеты проходит через это рано или поздно. Об этом не говорят, поэтому вам кажется, что наступил конец света, но нет». Дальше — истории про вес и внешность: для меня было огромным шоком узнать, какое количество людей страдает, чувствуя себя слишком худыми, слишком толстыми, короткие волосы, длинные волосы, маленькие глаза, большой нос… А уж как люди сами себя обзывают…

© Александра Лаврентьева

— А неожиданно мало про что пишут?

— Про деньги. Хотя... У меня бабушка говорила: «Всем жизнь плоха: одним жемчуг мелок, другим похлебка жидка». И люди пишут: «Я зарабатываю очень мало — 60 тысяч», «Я зарабатываю очень мало — 15 тысяч», «Я зарабатываю очень мало — 8 тысяч, но мы как-то втроем крутимся». Но это — не жалобы, а описания жизненных обстоятельств. Жалобы — на то, что вдруг денег нет и работу потерял. Вообще жалоба — это когда происходит какое-то событие. Мы живем, ни на что не жалуемся, а тут взяли и решили — пенсию больше не будут давать, вот какой кошмар: будем получать не восемь, а пять. Про это пишут. А на сам факт недостатка денег, может быть, не жалуются потому, что знают: есть те, кому еще хуже. И это заставляет как-то осмотреться.

— Это хорошо говорит о людях.

— Да, это очень приятно было увидеть. Еще бесконечная тема: «я не получаю удовольствия от секса со своим мужчиной, но бросить его не могу / не хочу, изменять не стану». Я вообще не понимаю, как такому количеству людей так сильно не везет. И, кстати, очень страшно, что о сексе практически не говорят — то есть говорят без конкретики. Секс либо есть, либо нет, либо плохой. Все.

— Вообще тег «секс» на КМП — это довольно страшное чтение. Особенно страшное — из-за того, что большинство описанных ситуаций становятся трагедиями из-за узости нормы и у мужчин, и у женщин. И из-за того, как силен страх ее нарушения.

— Настоящая история: «Мы разошлись, потому что я купила черное белье, а он сказал, что это носят только проститутки». Ногти на ногах красят только проститутки, много чего еще делают только проститутки. Со стороны мужчин: женщина его обсуждала с кем-то — какой кошмар, я от нее ухожу. Причем она говорила про него хорошее — это неважно. Впрочем, касательно последней истории — мне кажется, что это поколенческое. Сегодня с 13—15 лет сидят в Facebook и «ВКонтакте», отношения с приватностью другие. Кстати, часто с друзьями меняются паролями и читают, как кто с кем общается.

Было шоком, сколько людей страдает, чувствуя себя слишком худыми, слишком толстыми, короткие волосы, длинные волосы, маленькие глаза, большой нос.

— Когда читаешь КМП — видишь, как много историй про разные формы насилия в семье. Причем во всю ширину спектра: от ««моя мама выкинула мой телефон в окно» или «мой муж бесконечно на меня орет, что ему плохо со мной в постели» до насилия физического. И складывается впечатление, что иногда люди не видят за этим нарушения нормы.

— Из невыложенных историй: «Я самый обыкновенный семьянин», дальше — про то, что бьет жену по выходным. Отец бьет — очень частая история: «Отец бьет меня, но мама боится от него уйти, и я не знаю, что мне делать». Такое приходит три-четыре раза в неделю. Я сравнивала с Fuck My Life — у нас гораздо страшнее, прежде всего тем, что насилие не шокирует, а является обычным описанием жизненной ситуации.

— Бывают, кстати, истории, которые относятся к области не персонального, а криминального? Кажется, Postsecret, например, сотрудничает с полицией: если им приходит анонимная открытка «Я убил 18 женщин и собираюсь продолжать» — ее передают властям. Бывает, когда вы чувствуете, что вам описывают ситуацию, в которую вообще-то кто-нибудь должен бы был вмешаться?

— Да, и это очень тяжелая ситуация, потому что иногда рассказывают вещи, от которых у меня волосы встают дыбом. Ничего подобного ни на каком Fuck My Life не увидишь — хотя бы потому, что в Америке лучше понимают, куда можно обращаться с семейным насилием. Тьфу-тьфу-тьфу, пока везло и не было никаких историй про убийства, зато было очень много историй про изнасилования, написанных жертвами. Почти все они сразу говорят, что никуда не пойдут — и не потому, что, как принято считать, стесняются говорить о происшедшем, а потому, что их останавливают угрозы со стороны насильника, страх перед собственной семьей или угрозами в адрес семьи. Иногда пишут: «Его брат работает в полиции, поэтому ничего не выйдет». Таких историй очень много, и для меня это очень мучительно — чувствовать собственное бесправие и понимать, что нет возможности помочь. Да и как поможешь — в большинстве случаев мы не знаем даже, из какого города прислана история.

Секреты первичны, не трагедии.

— А если бы у нас была нормальная полиция, которая пришла бы к вам и сказала: «Давайте сотрудничать»? Не в том смысле, что «передавайте нам письма жертв изнасилований», а в том смысле, что «обращайтесь к нам, если, скажем, приходит письмо от самого насильника». Что бы вы делали в такой ситуации?

— Тут сразу возникает куча дополнительных вопросов. Во-первых, у меня принципиально не хранятся исходные данные полученных сообщений. Фактически вся имеющаяся информация о сообщении — это IP-адрес, с которого его прислали, но он хранится на сервере всего 20—30 минут. Иногда кто-нибудь — например, органы надзора — требует от меня ответов на тот или иной вопрос, а я даже не знаю, с какого IP письмо было отправлено. Да и если бы знала — что такое IP? Единственное, что могло бы помочь полиции в этой ситуации, — это данные, которые человек указывает сам.

— А если бы вам предложили хранить все письма вместе с их исходными данными? Короче говоря, обеспечили бы вам возможность в случае существенных подозрений передавать данные в милицию?

— Вот я вам расскажу страшную историю. Пишет девочка, ее одноклассники на вечеринке изнасиловали (тоже частая ситуация — дружеское насилие; та же школа, тот же институт — никуда не денешься). Они сняли это все на камеру и сказали, что если она пожалуется, они выложат видео в интернет. Она пошла в полицию, мальчики принесли туда видео. Полицейские смотрели вместе с ними и ржали. Вот история про доверие к полиции. И про доверие вообще. Весь смысл этого проекта — анонимность. Это доверие, которое очень легко потерять. С одной стороны, я никому ничего не обещала, с другой стороны — есть этика. Предположим, священники имеют право обращаться к властям, если слышат на исповеди что-нибудь опасное или криминальное, но есть и те, кто не обращается, — обязательств перед Богом у них больше.

— Случается сталкиваться не с самими текстами, а с их авторами?

— Самая частая форма взаимодействия — это когда пишут «я передумал, пожалуйста, не публикуйте, у меня все не так уж плохо». Такие ситуации меня очень радуют и смешат. Если мне удается определить, о какой истории идет речь (когда присылают не по почте, а через форму, это тяжело), я удаляю.

— А как определить, что человек, который просит удалить историю, — это тот же человек, который через форму ее отправил?

— Иногда я пишу обратное письмо и прошу указать точное время отправки. Если ему это удается, значит, все хорошо. Ну или если указывает какие-нибудь мелкие подробности. Бывают очень трогательные ситуации. Люди пишут: «Я отправил свою историю, а потом почитал сайт и увидел, что у других людей бывает хуже. Я готов этим людям помочь». Сперва я чуть ли не рыдала над каждым подобным письмом, а потом оказалось, что таких людей немало. К сожалению, я тут ничем поспособствовать не могу, это минус анонимности.

— Бывает ли так, что удалить историю просит не ее автор, а какое-нибудь третье лицо? Скажем, кто-нибудь, кого эта история касается?

— Была ситуация, в которой девочка написала про своих родителей, что у них «православие головного мозга». Ко мне обратилась некая религиозная организация и от имени родителей требовала эту историю убрать. Говорили о клевете и оскорблении чувств верующих. Кстати, если примут закон об оскорблении чувств, вообще непонятно, что будем делать. Наши истории что только не оскорбляют. Достаточно на сообщения про сутяжничество посмотреть.

— А вообще — часто бывают обращения от организаций или еще от кого-нибудь, кто вещает гласом народа?

— К счастью, нет. Я говорю — «к счастью», потому что понимаю: «минуй нас пуще всех печалей…» Зато бывает, что наоборот — пишут те, кто хочет помогать людям. Ну или делает вид, что хочет. Однажды большая компания заявила, что хочет всем помочь и всем дать денег. К сожалению, происходило это в районе выборов, а сразу после выборов они пропали из переписки — очевидно, это была попытка пиар-хода. Чаще же всего от имени всего общества говорят люди, которые требуют геев запретить.

— А еще что просят запретить?

— Просят запретить читать и постить школьникам, потому что не надо им все это знать и смотреть. Такое письмо пришло, автором была завуч какой-то школы. Я ей ответила, довольно обстоятельно описав и проект, и цели, о чем говорят и читают школьники, что они пишут сами. На этом переписка прекратилась. Ну и, конечно, есть люди, срывающиеся в ответ на истории националистического толка.

— «Чурки отняли мою работу»?

— Нет, такого еще не было. Иногда явно бывают чистые провокации — когда я вижу, что мне пытаются подсунуть больше сорока одинаковых историй. В них, например, неизменно сообщается, что какой-нибудь «чурка избил мою девушку». Написаны все эти истории очень красиво. Я им не верю и не публикую. Зато была история про девочку, которая принадлежит к одной из малых народностей России, а все принимают ее за китаянку или японку. Когда же она говорит, кто она на самом деле, над ней начинают смеяться и говорят: «Зачем ты признаешься, японкой быть круче». Она очень обижается и сердится. А родители ее стыдятся своих корней и даже забывают постепенно свой родной язык. Вот на истории вроде этой я получаю бесконечное количество писем о том, что Россия для русских. Что это за требование? Как ему вообще соответствовать?

Ногти на ногах красят только проститутки, много чего еще делают только проститутки.

— Вот вы говорите: «Я этой истории не верю». Наверное, появляется какое-то чутье после такого количества прочитанных текстов — что правда, а что нет. Но гораздо интереснее вот что: зачем люди присылают вымышленные истории?

— На самом деле это очень понятно. Некоторые потом просто хвастаются: «я написал историю на КМП, и ее опубликовали». Был даже такой сюжет: я получила письмо, в котором говорилось: «У вас на главной странице стоит несколько историй, которые я придумал. Они прошли модерацию, видите — я умею. Наймите меня редактором». Я попросила прислать номера историй. Человек прислал, и я увидела, что некоторые из этих историй очень-очень старые, они проходили премодерацию с промежутком в несколько лет. Я даже расстроилась, потому что очень мне хотелось редактора, который так все понимает. Еще бывают фейки, которые не совсем фейки: человек придумывает историю, чтобы поделиться каким-то страхом. Бывают, кстати, истории из фильмов, тщательно пересказанные своими словами. Но, к счастью, публика у нас очень внимательная, от кого-нибудь непременно приходит комментарий: «Ах, вы смотрели фильм “Звонок”? Ну поздравляю, мы тоже смотрели». Впрочем, случается получить необычную историю, про которую непонятно, фейк она или нет. Я публикую такие истории на свой страх и риск. Но чаще всего в вымышленных историях не стыкуются реалии. Особенно это заметно, когда пытаются переводить сюжеты из fmylife.com и выдавать за свои, а ты смотришь и знаешь — наши так не напишут. «Занимаясь оральным сексом, он сказал, что я неправильно постриглась, и теперь ржет, что я похожа на щеночка». У нас слова «оральный секс» человеку написать тяжело. Люди хоть и анонимно, а все равно вместо «оральный секс» пишут «О.С.».

— Кстати, про О.С. и другие сложные темы. Почему КМП в какой-то момент закрыл Роспотребнадзор?

— 24 февраля выяснилось, что наш сайт недоступен, потому что есть предписание Роспотребнадзора его закрыть. Мы, конечно, никаких бумаг не получали. Выяснилось, что дело в истории, которую прислала какая-то девочка, — эту историю долго обсуждали на форуме: «Я решила покончить с собой, купила черных таблеток, выпила 20 штук — и меня даже не стошнило, на следующее утро проснулась. Вот такой я неудачник, не могу даже покончить с собой». Эта история была расценена как пропаганда самоубийства.

— И как люди из Роспотребнадзора вышли на эту историю среди 12 000 размещенных у вас историй?

— Скорее всего кто-нибудь прислал им ссылку: «Ах, какой кошмар, закройте, запретите». Бывает еще, что мне пишут мальчики и девочки (которым и по тридцать-сорок лет может оказаться), что родители увидели страницу с адресом Killmepls — и решили, будто ребенок ищет способа покончить с собой. Угадайте, что после этого делают родители? Конечно, выключают компьютер. Логично же: если ребенок хочет покончить с собой, надо запретить компьютер.

— Как происходило общение с Роспотребнадзором?

— Их бумаги написаны очень смешным языком — типичный канцелярит с кучей существительных. Основной смысл — «сайт такой-то занесен в такой-то список». И нет ни одного глагола, сообщающего, что я должна сделать или как мне хоть что-нибудь выяснить. Письмо на английском, которое получил мой хостер, написано, естественно, точно так же. Историю про черные таблетки мы удалили, потом очень долго писали письма — «просим нас включить». Ждали-ждали ответа, пока не нашли кого-то, кто знает кого-то, кто знает того, кто нажимает на кнопку. Мы еще что: известна история про сайт, на котором девушка 19 лет, выглядящая на 12, разместила свое фото в купальнике. За это закрыли весь сайт — а он был про моду, здоровье, образ жизни, в таком духе.

«Я живу на пять тысяч, без денег» — клево, а случилось-то что?

— История с Роспотребнадзором имела для вас какие-то негативные последствия?

— Стало ясно, что у интернет-бизнеса появились новые (и серьезные) риски. Не знаю, насколько это связано, но вскоре мы получили сообщение, что Google отказывается размещать рекламу на нашем сайте, поскольку сайт содержит описание сексуальных сцен. В качестве образца нам прислали ссылку на страницу, которой уже три-четыре года — но все эти три-четыре года реклама там спокойно показывалась. Ходят слухи, что если тебя закрыл Роспотребнадзор, то и Google начнет рекламу снимать.

— Что с этим можно сделать?

— Мы просто на всем, что содержит слово «секс», поставили метку «18+» — тогда прочесть страницу стало можно только после перехода за заглушку, где рекламы Google нет. После чего мы отрапортовали, что все исправили, — но они ответили, что на сайте по-прежнему есть сексуальное содержание. Прислали ссылку, я посмотрела: все, что там есть,— это слово «секс» в названии тега. Это было очень смешно, и я перестала бороться. Посмотрим — может быть, мы заменим название тега на «18+».

— Человек, пришедший на сайт, немедленно на нем залипает. Наверное, такой эффективный контент должны постоянно красть?

— Есть паблики «ВКонтакте», которые крадут истории и публикуют их без малейшей обработки — только отрезают слово «КМП». Пару раз я вступала в переговоры с модераторами этих пабликов и объясняла, что так нехорошо поступать, а потом подумала: раз КМП — социальный проект, то я буду делать свой сайт, а они пусть распространяют контент как хотят. Эти группы бывают огромными, но и у нас прирост достаточный. Вдобавок мы знаем, что аудитория возвращается к нам и становится постоянной. Но в бизнес проект КМП никогда не превращался, для меня это хобби, социальный жест. С другой стороны, за это хобби нужно платить: хостинг, разработка, собственное время — причем каждый день. Сайт запустился в 2009 году, а окупился только в 2011-м. До этого я была в сплошном минусе.

— Но ведь ваше хобби оказывается не таким уж далеким от вашей профессии. Вы психолог, у вас на руках — бесценный материал. Есть ли соблазн написать диссертацию, например?

— Да. Для начала я была бы рада, если бы в материалах КМП покопался лингвист. Мы существуем с 2009 года, в историях просматриваются изменения, происходящие с языком, — изменение манеры пунктуации, появление новых слов, разрастание нового жаргона (например, слова «типо»). Самой же мне, конечно, хотелось бы написать что-нибудь про анонимное поведение людей в сети. Как общаются, что делают. Но те, под чьим руководством я могла бы писать такую научную работу, отказывались: «У вашего материала нет валидизации по возрасту или месту жительства». Наивность таких ответов меня удивляет. Они предлагают узнать у моих адресатов, сколько им лет, из какого они города и как именно они общаются анонимно. Это на анонимном-то сайте! А с другой стороны — когда у меня на руках есть сотни тысяч историй, с таким контентом можно позволить себе не задаваться вопросами валидизации, просто оперировать большими числами. Но где, как?

— А другие типы метаработы? Например, монетизация проекта интересует вас? Для примера: комьюнити Postsecret делает платные лекции, выпускает многочисленные тематические альбомы, наконец, устраивает выставки. Понятно, что у КМП немного другой контент, но, наверное, при желании можно было бы монетизировать и его. Вы думаете в этом направлении?

— Целенаправленно, наверное, нет. Конечно, в Москве и Питере можно было бы развлечься лекциями: видны какие-то закономерности, о которых было бы интересно рассказывать. Но насколько это путь к монетизации — неясно. С книжкой — отдельные проблемы, связанные с вопросами авторских прав в России. Что же до Postsecret — проект мне безумно нравится, я внимательно за ним слежу, но думаю, что у нас что-нибудь подобное невозможно. Особенно невозможны секреты в форме визуальных объектов.

— Почему? Ведь так или иначе человек свою анонимную историю рассказывает публично.

— Мне кажется, это связано с тем, что у нас люди боятся выражать себя визуально, у нас отсутствует развитая культура do it yourself. В России нет ничего хуже уроков ИЗО, где тебе могут поставить тройку за то, что ты нарисовал цветочек не по правилам. А на Западе целая индустрия поощряет твое умение сделать хоть что-нибудь по-своему. У нас же словно нет внутреннего разрешения на что-нибудь подобное. Я ходила на курсы по рисованию, где люди отказывались приклеить квадрат на прямоугольник по диагонали: это же «не по правилам». Так что визуальную часть мы пока отметаем как идею. Ну и в целом: я человек не про бизнес, а про то, чтобы что-нибудь давать другим людям. Даже когда реклама стала приносить немножко денег, мне хотелось вложить их обратно в проект. Не только в технологические улучшения — в какие-то более человеческие вещи. Но пока не выходит.

— А если найти партнеров?

— Я пишу письма в благотворительные организации, предлагаю сотрудничество — не происходит ничего. А тем временем те люди, которые приходят на сайт, очень часто хотят помочь авторам историй. Но я понимаю, сколько вокруг может быть мошенников. Кто-нибудь пишет: «Вот девочка жалуется, что у нее все плохо, а я могу перечислять ей тысячу рублей в день, мне это несложно». Но я-то понятия не имею, кто этот человек, я не могу брать на себя такую ответственность. Вместо этого я пишу в известные фонды: «Ребята, смотрите, какая у нас огромная аудитория активно хочет оказать поддержку». Их ответы меня удивляют — я ведь не денег прошу. Я предлагаю, например, организации, которая общается с одинокими людьми: давайте я размещу рекламу вашего фонда у себя на сайте, пусть люди, желающие помочь другим людям, пишут письма вашим подопечным дедушкам. На что фонд отвечает: «Ой, у вас такой трагический контент и вы пишете про секс — не надо, чтобы наше имя у вас светилось». Ты думаешь: «Как-то это не по-библейски, черт побери». Еще: пишешь в хоспис, говоришь: «Вот есть люди, которые хотят как-нибудь помогать ближнему, я могу их к вам отправлять?» Очень многие просто не отвечают. Это шокирует.

Кругом столько фондов, готовых помогать кому-нибудь, а отдельного человека, который хочет поддерживать другого человека, нам отправить некуда. Один из наших читателей написал: «Я выиграл в лотерею и хочу половину денег отдать на благотворительность, вы можете мне помочь это сделать?» Он написал нам просто потому, что доверяет КМП. А чем я могу ему помочь? Пишу ему: «Есть такие-то фонды, обратитесь к ним». Он говорит: «Нет, я хочу через вас, я вам доверяю». Не мне лично — КМП. Ну, берешь и сама пишешь в фонд: «Вы знаете, тут человек выиграл в лотерею, хочет дать денег». Они отвечают: «Расчетный счет есть у нас на сайте». Все. Механизм для проявления сострадания к ближнему есть — это КМП, а механизма для оказания помощи ближнему, оказывается, нет.

— Что сейчас кажется самой трудной задачей?

— Просто выжить. Выжить при наличии Роспотребнадзора, при наличии организаций, ищущих, что бы запретить, при том что нельзя оскорблять религиозные чувства. Вот мне пишет девочка, которая говорит, что больше не пойдет в школу: теперь у них православие — обязательный предмет, а сама она мусульманка из Казани. Пишет: «Я очень уважаю традиции своей веры, а нам говорят, что на уроки православия мы должны ходить в обязательном порядке, иначе не получим аттестат». Я не знаю, сможет ли КМП выжить, если я буду размещать такие истории.

По просьбе редакции Александра Лаврентьева выбрала 13 любопытных историй неудач и падений. Прочитать их можно вот здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244866
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246429
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413021
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419512
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423590
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428897
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429550