2 марта 2015Общество
839

Бей жидов, спасай Россию (2015)

Вслед за мигрантами и геями за свою безопасность начинают опасаться новые меньшинства: евреи. Светлана Рейтер поговорила с двумя женщинами, которые почувствовали прямую угрозу

текст: Светлана Рейтер
Detailed_picture© из архива Л. Френкель
Леокадия Френкель

координатор программ в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга

Волонтерскую программу помощи детям мигрантов я создала три года назад, в мае. В основном мы учим русскому языку детей мигрантов из Средней Азии — преимущественно из Узбекистана, есть дети из Киргизии, несколько детей из Грузии. Два раза в неделю — русский язык, летом каждое воскресенье ходим в музей, выезжаем в Павловск, Петергоф или просто гуляем по городу. Есть младшая группа — дошкольники и первый класс, с ними мы учим разговорный язык в игре. Со старшими детьми, которые уже читают и пишут, мы учим русский как иностранный. В младшей группе 14 детей, в старшей — 8. Я не могу сказать, что они постоянно ходят, — кто-то болеет, кто-то уезжает.

Сама я по образованию филолог, раньше преподавала русский язык и литературу в школе. По национальности еврейка.

Когда мы открылись, детьми мигрантов практически никто не занимался. Никаких занятий не было, никому в голову не приходило, что с ними что-то нужно делать. Естественно, когда мы открылись, к нам приезжали из разных СМИ — снимали сюжеты, писали статьи. Когда я читала комментарии к этим статьям, мне иногда становилось не по себе: очень жестко писали о мигрантах, об их детях. Но то, что случилось сейчас, я и близко предвидеть не могла.

В школах эти дети обрастают ненавистью — их не любят учителя и боятся одноклассники.

В Фейсбуке и «ВКонтакте» я вывесила объявление о том, что нам нужны волонтеры: мы ведь не можем взять любого человека, нам нужны профессиональные филологи, умеющие работать с детьми. Взять обычного человека, которому просто жалко мигрантов, мы не можем. А настоящих преподавателей очень мало. Поэтому я постоянно вывешиваю в социальных сетях объявления — посмотрите, какие у нас замечательные дети, приходите нам помогать.

Не так давно я повесила два очередных объявления. Одно из них перекопировала «ВКонтакте» некая группа «Нравственность». Я посмотрела. Модератор «Нравственности», Михаил Кузьмин, составил альбом, где была 161 моя фотография, и опубликовал пост, в котором писал, что жидолиберальная общественность ходит на митинги и учит «черных» детей русскому языку. Группа эта — абсолютно фашистская и антисемитская. Они постоянно пишут о том, что большую часть преступлений в России совершают мигранты. О том, что «черные» дети идут в наши школы и портят наших детей, что дети мигрантов — дикие звери, не поддающиеся обучению. Причем это самое мягкое.

Когда в этом сообществе появилась информация о том, что еврейка учит мигрантов, они в их понимании столкнулись с чистым злом. Три с половиной тысячи человек на меня радостно кинулись. Кузьмин вывесил информацию о моем сыне и о моем муже, сделал дополнительный пост о моей семье. Возмущался: как такое вообще может быть — жиды учат дикарей?! Им не место в нашем обществе — ни тем, ни другим. Долой жидолиберальную оппозицию! При этом сам Кузьмин, если судить по фотографиям, ходит на ЛГБТ-митинги, бьет гей-активистов. Он — человек спортивного сложения, тренируется в парке Сосновка: кулачный бой, бокс. На одной из фотографий он в полицейской форме, с жетоном. Я не знаю, полицейский ли он на самом деле, но такая фотография есть, как есть и снимки, на которых он зигует на митингах или стоит рядом с депутатом Милоновым.

Самое страшное, конечно, что он не только сидит в соцсетях, он же по улицам ходит. Я пожаловалась в администрацию «ВКонтакте», но мне ответили: «Если эта группа не нравится, не смотрите их материалы, мы закрываем только те группы, которые напрямую угрожают чьей-то жизни».

Мне не столько страшно было читать, что «черножопые ублюдки необучаемы» и что «жидовка угорает по черножопым гоям», сколько то, что он написал о сыне и муже.

Я ничего не рассказывала детям мигрантов. Я хороший учитель, умею работать с детьми. В конце концов, моя задача была в том, чтобы помочь тем, кому хуже, чем мне, а не сделать их жизнь еще более невыносимой. Понимаете, в школах эти дети обрастают ненавистью — их не любят учителя и боятся одноклассники. Такие вещи рождают ответную агрессию.

Мне сложно сказать, угрожают ли люди из «Нравственности» моей жизни. Если они ходят заниматься кулачными боями в Сосновку, то что мешает им прийти в наш Еврейский центр? Может, кто-нибудь из трех с половиной тысяч подписчиков решит напрямую мне навредить. И знаете, мне не столько страшно было читать то, что «черножопые ублюдки необучаемы, спросите у любого учителя» и что «жидовка угорает по черножопым гоям», сколько то, что он написал о моем сыне и моем муже. Вот за свою семью я действительно боюсь.

Сейчас какой-то сумасшедший уровень агрессии. Придет какой-нибудь придурок, я сижу, учу детей. У нас в центре нет охраны с пулеметом. Единственное — я могу об этом публично рассказывать, чтобы себя как-то обезопасить.

Я всегда помню о том, что мигрантам живется хуже, чем мне. У их детей нет кроватей, они спят на полу — хорошо, если на матрасе. При этом они ходят в школу, учатся — сколько могут, пока не уедут.

Я заметила такую вещь: стоит мне очень сильно полюбить какого-то ученика, он сразу уезжает. Они редко учатся дольше двух лет. Были две прекрасные девочки, наполовину киргизки, наполовину узбечки. Прекрасно рисовали, прекрасно пели. Они здесь были три года, сейчас вернулись домой. С одной девочкой из Узбекистана, Ситорой, ей сейчас семнадцать лет, я до сих пор переписываюсь. Я помню, она мне как-то сказала, что ни разу в жизни не была в театре. Вообще ни разу, представляете? А мы ходим с детьми в театр — если нам бесплатно билеты дают или со скидкой.

На зимние каникулы ходили в Кунсткамеру. Узбекские девочки потом спрашивали, почему у китайцев такие странные глаза — узкие. А я им сказала: «Ну а у меня нос большой, что ж в этом странного? Все люди разные».

Тамрико Апакидзе

бывший преподаватель Петербургского института иудаики

© Николай Симоновский

Я переехала в Германию осенью этого года. По образованию — востоковед и религиовед, преподавала в Институте иудаики в Санкт-Петербурге. С группой «Нравственность» я столкнулась совершенно случайно: год назад, 14 марта, пошла на демонстрацию перед Казанским собором. С собой у меня было два небольших плаката: «Крым — это Украина» и «Make love, not war». Несмотря на предостережения, я эти плакаты периодически доставала и не думала о том, что они превращают мои действия в одиночный пикет. Тем более что там были другие люди с плакатами.

В общем, меня довольно быстро повинтили — сначала вместе с мужем, но его из автозака быстро выгнали, а я провела четыре часа в компании семерых, по-моему, полицейских, которые вели себя довольно по-хамски. Они же меня отвезли в участок.

В полиции я раньше никогда не была, поэтому сначала веселилась, а потом, когда у меня забрали паспорт и не давали никому звонить, как-то мне стало не до смеха. Помимо этих хамоватых ментов был молодой парень неопределенного вида, который довольно любезно себя вел. Как-то вежливо и с уважением: внимательно слушал, какие вопросы мне полицейские задают. Он очень возбудился, услышав, что я работаю в Институте иудаики, стал спрашивать, что я там преподаю, долго ли работаю. Потом этого парня отпустили, а мне вручили протокол и велели ждать повестки в суд.

Венцом альбома был скриншот из Института иудаики с моим расписанием.

Из полиции я вышла поздно вечером, считая, что очень легко отделалась. На следующий день мне знакомые прислали ссылку на группу «Нравственность». Оказалось, что мой сосед по ментовке — модератор этой группы Михаил Кузьмин. Там был его отчет: дескать, шел я в храм Божий на молитву, а меня полицейские, приняв за либераста, арестовали. Отчет так и назывался — «Кто ходит на либерастические митинги». Там была вся моя биография — причем, что меня больше всего удивило, там были детали, которые он из разговора со мной узнать не мог. Он совершенно очевидно воспользовался дополнительными источниками.

Естественно, там было написано, что я работаю в Институте иудаики, но выдаю себя за грузинку, хотя сама — ну понятно кто. Было и такое: «Сама девушка в гомосятине не замечена, но гомосеков поддерживает». И самое прекрасное: альбом с моими фотографиями, штук двадцать пять. Одна с митинга, остальное своровано из Фейсбука. Чтобы товарищи знали врага в лицо. Венцом альбома был скриншот из Института иудаики с моим расписанием. Мне стало дурно.

Я просмотрела фотографии самого Кузьмина — зигует, в нацистской униформе. Муж мой написал: «Поганый нацист, немедленно убери фотографии моей жены». На что Кузьмин охотно ответил: «Я не нацист, потому что все нацисты — жиды». Больше с ним дискуссию никто не продолжал, зато под моими фотографиями появились комментарии его товарищей по борьбе — сколько бандеровцев меня оттрахало и все в подобном роде. Я не думала, что мне в жизни придется с чем-то таким столкнуться. Мы написали заявление в администрацию «ВКонтакте», но группу никто не закрыл.

Какое-то время я очень боялась. Конечно, в Германию мы уехали не из-за этого, но когда я увидела скриншот своего расписания в институте, то на работу ходить мне стало очень страшно. У меня были параноидальные явления: на улице накинутся, собаку отравят. У меня еще есть подозрение, что Кузьмин в связке с полицией работает: во-первых, мне кажется, он со мной в полиции сидел в качестве провокатора. Во-вторых, когда я сидела в автозаке, менты его фамилию несколько раз произнесли.

Мы перебрались в Германию в конце августа. Собирались давно, но как-то тормозили, все откладывали. После того марта муж сразу нашел работу, и мы уехали. Больше про Кузьмина я ничего не слышала.

Сообщество «Нравственность» в социальной сети «ВКонтакте» активно работает полтора года. На данный момент в группе около 4000 подписчиков. Основатель и модератор — Михаил Кузьмин, родился 12 апреля 1986 года. Женат. Окончил СЗ РАП (Северо-Западный филиал Российской академии правосудия). Член петербургского филиала партии «Великая Россия».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241995
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249791
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416446
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420656
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425932
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427262