Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202410010Система ГУЛАГа обеспечивала советские стройки рабочими — от архитекторов до штукатуров. Но иногда строители решали оставить о себе иную память, нежели проект водонапорной башни или жилой квартал в закрытом городе. Это послания потомкам, замурованные в стены зданий. Самое известное из них — металлическая пластина, найденная в 2005 году при ремонте Нижнетагильского драматического театра: «Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как потом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных — рабов XX столетия. Привет! грядущему поколению! И пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком. С приветом заключенные И.Л. Кожин, Р.Г. Шарипов, Ю.Н. Нигматулин. 15/III 1954».
Но это послание — далеко не единственное. За последние годы было обнаружено немало таких писем в будущее. Их находят во время ремонта — под обоями, на потолках, между оконными рамами.
Водонапорную башню города Инта Республики Коми строители называли Вавилонской: «На постройке башни можно было найти людей всех национальностей — от армянина до японца, чуть ли не на все литеры алфавита... Настоящая Вавилонская башня!» — вспоминает Григорий Мишкевич в книге «Черная быль» (Сыктывкар, 1991 г.). В феврале 1951 г. Мишкевича арестовали, а в июне того же года отправили в Минлаг, Минеральный лагерь, — строить «Вавилонскую башню».
Про многоязычие в лагере вспоминает и другой заключенный Минлага Валерий Фрид (Фрид В.С. 58 ½: Записки лагерного придурка. — М., 1996): «В санчасти < … > немец-шахтер объяснял врачу, что у него нелады с сердцем: — Herz — < … >ц!»
В 1954 году Минлаг работал на полную мощность — в лагере находилось 28 055 заключенных, из них — не больше 5000 «общего контингента».
В этот же год башня была достроена. Главным архитектором был родившийся в Эстонии швед Артур Густав Тамвелиус, старшим прорабом — Борис Холостов. По проекту архитектора, на вершине башни был установлен шпиль с раскрывающейся лилией. Тамвелиус решил заложить в основание шпиля капсулу: в капсулу строители положили письмо и несколько газет. Холостов об этом знал, но не знал, что именно написано в письме.
Каменщики: литовцы. Арматура: белоруссы. Водопровод: немцы. Отопление: венгерцы. Свет: литовцы.
В 1956 году Тамвелиуса освободили, а еще через год на вершине шпиля было решено установить пятиконечную звезду. В ремонте участвовал Холостов. «Когда меняли иглу шпиля на звезду, шар [из основания шпиля] был снят. Я подобрал его, изъял содержимое и хранил все эти годы. Капсула имела цилиндрическую форму, вокруг которой размещены небольшие фотографии и несколько записок. Все это было обвернуто газетами, калькой, фольгой, обмотано изолентой и облито черной смолой», — вспоминает Холостов (его воспоминания находятся сейчас в архиве Интинского краеведческого музея). До 1991 года Холостов хранил письмо у себя дома, потом передал в Интинский музей, где оно сейчас и выставлено. В том, что письмо написано рукой Тамвелиуса, Холостов не сомневался — они работали вместе, и прораб хорошо знал почерк архитектора.
Вот текст послания (орфография и пунктуация, как и в других случаях, сохранены):
«Строители водонапорн. башня участники вся заключенные
Которые суденны 10 до 25 лет принудительн. труда
60—70% заключенных пасажена без суда, перед военные, военные и послевоенные время, (1941—45)
Вся заключенные разных нации и разных стран.
Ст. прораб: Берюков (русский)
Архитектор: Тамвелиус (швед)
Ст. инженер: Мустафин (татар)
Десятник: Герберт-Шнитд (немец)
Десятник II: Волошин (поляк)
Нач. сан. тех Монтаж Ефман (еврей)
Каменщики: литовцы
Цементн. изделии: эстонцы
Арматура: белоруссы
Водопровод: немцы
Отопление: венгерцы
Свет: литовцы
Кирпич: из кирпичн. заводе где большество украинцы
Бетон: из бет. заводе где большество литовцы
Столярка: из дерево. обдел. комбината док. эстонцы
Вся шахты — центр поселок, запатн, — южный, — восточный селхоз, эл. станции и пр. устроина силам заключеннами из начала 1941 до сегодняш. дня
Пос. Инта
Коми АССР
(Начальник лагеря — полковник Козлов из 1948—1954)
Вся докуметы установленно без разрешение
На память дальнего будущего
Просите нас!!!»
По данным «Мемориала», лагуправление на Камчатке было создано в 1956 году. В 2014 году во время ремонта кинотеатра «Камчатка» строители нашли письмо от заключенных, датированное 1956 годом. Письмо лежало в стеклянной бутылке, вмурованной в деревянное перекрытие.
«02.01.1956 года
На здании этого кинотеатра работала бригада заключенных с 1953 года по 1956 год. По отделке штукатурки.
Сутырин Виктор Трофимович. г. рожд 1935 рождения, сибирь, г. Черемхово, срок 10 лет.
Воложин Александр Афанасьевич. год. рожд. 1931. урож. г. Иркутск. Срок 6 лет.
Мельников Александр Александрович. г. рожд. 1933. урож. Чита срок 3 года
Ширяев Николай Иванович. г. рожд. 1915 урож. Мородвская ССР. Срок 3 года
Оставляем в этом здании память нас заключенных перечисленных выше. Пройдут возможно много лет. И если кто найдет эту записку, пусть вспомнят о нас и поднимут бакалы с вином».
Постройкой города Северска в Томской области занимались заключенные исправительно-трудового лагеря, который получил название «Строительство 601». Они строили жилые кварталы, ТЭЦ, ветку железной дороги, но одним из главных объектов был Зауральский машиностроительный завод. Под этим именем был зашифрован комбинат по производству высокообогащенного урана и плутония. В Северске при ремонте жилых домов было найдено несколько «писем потомкам» на разных материальных носителях — начиная с деревянного перекрытия с текстом: «весь город строили заключеные».
Все записки хранятся сейчас в Музее города Северска Томской области.
Одна из записок, найденных в Северске, написана анонимом, который скрыл свою идентичность под именем гоголевского судьи. Записка датирована 1955 годом: «город Северск начал строится с 1948 года и весь город < неразб. > исклучительно заключенными и принимали участие в постройке солдаты наши союзники…писал Ляпкин-Тяпкин».
Другое послание потомкам саркастически подписано именами Берии, Ежова и просто крестами вместо подписи. Оно было найдено в металлическом контейнере, спрятанном в деревянной оконной раме. Послание написано по-русски и по-узбекски.
Русская часть: «этот город строили заключенные советского саюза в тяжелых условиях приговареных к тюремному заключению 25 лет. Желаем жителям и таму кто найдет эту записку вспомнить про нас и выпить за наша здоровье».
Далее следует текст на узбекском; в переводе на русский — «товарищи, заключеные которые делали этот город получили примерно по 25 лет».
В конце записки — короткий призыв, который исходит из того, что и в будущем в стране мало что поменяется. Из 1956 года нам сообщают: «бейте коммунистов. берите власть в свои руки».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202410010Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411591Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417679Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423939Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424641Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202427204Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427938Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202433198Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202433273Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432342