1 ноября 2013Colta Specials
1050

Патриотический тетрис

COLTA.RU выбрала самые патриотичные и непатриотичные компьютерные игры

 

Министерство культуры в начале октября решило взяться за производство патриотических компьютерных игр. Саму идею оригинальной не назовешь — раньше она уже привлекла Министерство обороны и Дмитрия Медведева. То, что на этот раз к патриотическому игрострою обратился именно Минкульт, не должно никого удивлять. Министр культуры Владимир Мединский, известный своей борьбой против фальсификации отечественной истории, возглавляет Российское военно-историческое общество, которое и будет курировать производство «правильных» игр.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать российский аналог сетевой многопользовательской игры «World of Warcraft». В сентябре того же года Министерство образования и науки организовало конкурс на создание движка для подобной игры. Вознаграждение составляло 90 миллионов рублей, но конкурс не состоялся из-за отсутствия участников. Кроме законодателей и Министерства обороны на поприще создания патриотических игр успела отметиться и РПЦ. Например, в октябре 2011 года Екатеринбургская и Верхотурская епархия выпустила диск с играми для учащихся пятых-седьмых классов под названием «Помнит вся Россия про день Бородина».

Не слишком успешный опыт Минобороны и Минобрнауки явно не обескураживает Мединского — правда, и к очередному эксперименту теперь подходят серьезнее, разработкой отечественных игр вместе с Минпромторгом дело не ограничивается. Иностранные игры, в которых найдут несоответствие исторической достоверности и «дискредитацию национальных образов», подвергнутся цензуре. Вряд ли это очень обрадует российских издателей и локализаторов, но зато наверняка увеличит траффик на торрент-трекерах (в России и так обычно предпочитают не покупать, а скачивать игры).

От производителей патриотичных игр требуется «реалистично и с максимальной исторической достоверностью отражать события, не допуская создания негативного образа русского воина». Первую образцово-патриотическую игру собираются выпустить уже в 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны.

Какие игры могут оказаться под запретом, исходя из критериев цензоров, и на что могут равняться творцы новых военно-патриотических игр от Минкульта? Самые непатриотичные и патриотичные игры — в подборке COLTA.RU.

Самые непатриотичные игры
Company of Heroes 2
Company of Heroes 2Company of Heroes 2© Relic Entertainment/ Sega

Первый объект борьбы властей и патриотических игроков с искажениями исторической правды и очернением образа русского солдата. Вышедшая летом 2013 года игра исчезла с прилавков российских магазинов после того, как свыше 17 тысяч человек подписало петицию об изъятии этой компьютерной стратегии из продажи. Их негодование вызвало то, что советские солдаты в игре сжигали дома и расстреливали партизан. Да и главный герой вступительного ролика к советской кампании, Лев Абрамович Исакович, сидит в лагере за дезертирство и встречает бывшего командира возгласом: «Бл***, сукин сын!» (почти без акцента).


KGB
KGB (Conspiracy)KGB (Conspiracy)© Cryo Interactive Entertainment/Virgin Interactive Entertainment

Москва, август 1991-го. Советский Союз доживает последние дни, а вам предлагается стать агентом КГБ по имени Maksim Mikhailovich Rukov, охотиться на наркоторговцев и заодно окунуться в мир политических интриг. Иным патриотам, может, и понравилось бы играть за агента КГБ, но глаза их наверняка не вынесут названий вроде «Kursk street», девиц, признающихся, что «enjoy casual sex», обшарпанных подворотен и бредовых плакатов. Или дяди главного героя, uncle Vanya, которого возит в инвалидной коляске Егор Егорович в косоворотке, могучий и молчаливый (ему когда-то отрезали язык). Между тем сама игра интересная и довольно сложная, особенно из-за ограничений по времени. Ее разработали в 1992 году французы из легендарной Cryo Interactive, создавшей немало квестов «золотого века» компьютерных игр. Поиграть в квест можно, скачав его здесь или здесь.


Серия игр Command & Conquer: Red Alert
Command & Conquer: Red Alert 3Command & Conquer: Red Alert 3© EA Los Angeles/ Electronic Arts

Трэш и угар, дикий коктейль из стереотипов, кошмар сталиниста (устаревший спойлер: Иосифа Виссарионовича убивают). Еще здесь есть атомные дирижабли «Киров», книжки с корешками «БРЭТ ЖОПА» (привет, Большая Российская энциклопедия), русские боевые медведи и многое другое. При всей своей абсурдности (вернее, как раз из-за нее) серия очень даже популярна среди юных и не очень юных поклонников СССР, предлагая им вполне уютную фантастическую реальность. Ну где еще можно разбомбить статую Свободы или созерцать прелести советских красавиц, затянутые в латекс (Red Alert 3 даже обвиняли в их переизбытке)? Так что эту серию игр можно смело перемещать в топ патриотических. Но ведь эксперты Военно-исторического общества наверняка страшные зануды и не позволят сделать такой же развеселый трэш. А жаль, шансы на успех у него бы имелись.


Шутеры (стрелялки) с «русскими» деталями
Call Of DutyCall Of Duty© Activision

В стрелялке от первого лица Urban Terror Сталину тоже достается: тут он вообще изображен без усов. Прочие русские плакаты радуют глаз ничуть не меньше. В играх серии Call of Duty Сталин обнаруживается на сигаретных пачках «Сталь». Но главную роль играет слово «х*й». Оно повсюду.


Игры с колоритной русской мафией
Vampire: The Masquerade – BloodlinesVampire: The Masquerade – Bloodlines© Troika Games/ Activision

Вряд ли отечественные цензоры смогут с юмором воспринимать таких персонажей, как криминальный босс Борис Чехов из Vampire the Masquerade: Bloodlines (лексикон включает: «Маленькая сволач», «Почиму твоич выпустил» и другие интересные фразы) или русские мафиози из игр серии Grand Theft Auto.


Freedom Fighters
Freedom FightersFreedom Fighters© IO Interactive/ Electronic Arts

Следуя заветам Лаврентия Павловича Берии, the Soviets захватили Америку, и главному герою предстоит возглавить партизанскую борьбу против врага. Разговаривают и ведут себя русские солдаты примерно так же, как и мафия из предыдущего пункта.


Серия игр Total War
 Medieval II: Total War Medieval II: Total Warjoyreactor.cc

Популярные исторические (довольно условно) стратегии, создаваемые британцами из Creative Assembly, оставляют двойственное впечатление. Хотя при желании тут можно завоевать русскими полмира и обратить всех в православие, многочисленные детали портят эту радужную картину. То казаки названы казахами, то Санкт-Петербург существует в 1700 году и принадлежит шведам, то персонажей могут звать Шуба Петрович, Черт Курица или Козел из Бобруйска (что, правда, не так уж противоречит истории — были же на Руси имена вроде Упырь Лихой и родовые прозвища Козел и Капуста).


Игры для патриотического воспитания
Патриотический тетрис
мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/games.htm

Безусловный лидер нашего рейтинга, образец простоты и лаконизма со звездно-камуфляжным фоном. Еще в июне 2010 года на совместной коллегии Минобороны, Генпрокуратуры, Минспорттуризма и Минобрнауки вице-премьер Сергей Собянин назвал существующие способы патриотического воспитания молодежи неэффективными и «замшелыми». Патриотические компьютерные игры оказались очень кстати — статс-секретарь Министерства обороны Николай Панков предложил, чтобы дети «играли не за американцев, а за русских». Финансировать разработку таких игр предполагалось с помощью госзаказа. Ни красочных шутеров, ни масштабных компьютерных стратегий в итоге почему-то не появилось. Вместо этого на информационном портале Минобороны можно обнаружить скромный раздел «Игры».

Патриотический «Сапер»
мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/games.htm

Список оригинальных военно-патриотических игр на портале Минобороны не ограничивается тетрисом. Есть здесь и «Сапер», почему-то неуловимо напоминающий главную отраду офисных работников (наряду с пасьянсом «Косынка»). И тоже, разумеется, со звездами, камуфляжем (нанесенным с помощью элементарной фотошоповской кисти) и «армейскими» степенями сложности.

Патриотический морской бой
мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/games.htm

Наконец, компанию тетрису и «Саперу» составляет еще одна редкая игра: морской бой. По оценкам экспертов, даже если Минобороны самостоятельно разрабатывало три эти игры, каждая не могла стоить дороже 320 тысяч рублей. А портал Минобороны обошелся в 36 млн рублей.

Crusader Kings II: The Old Gods
Crusader Kings II: The Old GodsCrusader Kings II: The Old Gods© Paradox Interactive

Иностранные игры не совсем безнадежны, хотя им и далеко до игр Минобороны. Например, в дополнении к игре шведских разработчиков из Paradox Interactive можно поиграть ни много ни мало за самого Рюрика. Особенно порадуются патриоты-неоязычники, принося в жертву Одину или Яриле христианских миссионеров и мятежных сыновей. Правда, такое не понравится РПЦ — но, вволю нарезвившись с языческими праздниками, можно принять христианство и выпестовать династию Рюриковичей. Прямо как в истории.


«Противостояние: Принуждение к миру»
Противостояние: Принуждение к мируПротивостояние: Принуждение к миру© Red Ice/ Руссобит-М

Пропагандистские коммерческие игры на свежие военные темы выпускаются не только в России. Но чтобы с такой скоростью и так плохо их делать, нужно постараться (не говоря уже об этической стороне всей этой истории). В августе 2008 года произошел вооруженный конфликт в Южной Осетии, а в начале декабря того же года прыткие разработчики уже выпустили по горячим следам сей шедевр, склепанный на устаревшем движке образца 2002 года. Процитируем официальный анонс на сайте издателя: «На дворе — 2009 год. Прошло всего несколько месяцев после августовской операции по принуждению к миру. Грузия решилась на новую попытку захвата Абхазии и Осетии. Не остался в стороне и блок НАТО, выдвинув Польшу в качестве своего представителя, а также Украина, предпринявшая блокаду Черноморского флота в Севастополе. Россия не смогла оставаться в стороне и нанесла ответный удар... Особенности: местности Северного Кавказа и Европы во всей красе». Википедия услужливо добавляет, что «разработчикам оказывали содействие участники реальных событий августа 2008 года», а «саундтрек к игре, по мотивам творчества Ю. Клинских (“Пора домой” — “Сектор Газа”), создан рок-группой The Hellzippies». Что еще для счастья надо.


«Альфа: Антитеррор»
Альфа: АнтитеррорАльфа: Антитеррор© МиСТ ленд-ЮГ/ GFI / Руссобит-М

Проект, который анонсировали чуть ли не как первый реалистичный симулятор спецназа, в 2005 году вышел на рынок в сыром виде. Гендиректор компании MistLand в одном из первых интервью заявлял следующее: «“Альфу” мы делаем, потому что мы патриоты в хорошем смысле этого слова (видите, уже, когда так говоришь, приходится поправляться, ибо слово заплевано всякими уродами)». И снова обратимся к официальным анонсам: «к созданию проекта были привлечены сотрудники легендарных отрядов “Альфа” и “Вымпел”». Слоган: «Легендарная группа “Альфа” в действии — пришло время чистить планету!». Все бы хорошо, разве что постоянные возгласы «Сука!» и «Продолжаю пасти туземцев», возможно, не очень подходят для воспитания подрастающего поколения, ведь о его морали сейчас так пекутся.


«В тылу врага»
«В тылу врага»«В тылу врага»© Best Way/ 1С

Пример довольно успешной серии игр, разработанной украинцами из Best Way. Одна беда, можно играть и за солдат вермахта — не совсем патриотично. Игры Минкульта такими быть все-таки не могут. Умиляет озвучка англоязычной версии — там все говорят с акцентом провинциального графа Дракулы или «советских» персонажей Red Alert. Впрочем, именно такого от русской игры и ждут.


«Империя: Смутное время»
Империя: Смутное времяИмперия: Смутное время© Lesta Studio/ 1С

Не слишком удачная попытка сделать отечественный клон известных исторических стратегий, позаимствовав идеи у Europa Universalis и серии Total War. Сама же тема Смутного времени для патриотических игр благодатна, не зря ко Дню народного единства на плакатах появляются Минин с Пожарским. Забавная деталь: для иллюстраций в игре использовали средневековые миниатюры, иногда совершенно не подходящие по времени, сюжету и стилю (например, слегка зафотошопленная сценка из французского аллегорического романа XIII века на миниатюре XV века, где олицетворение порока убивает противника, иллюстрирует нападение на русского вельможу).


Моды для серии Total War
Святослав: Total War, мод для Medieval II: Total War Святослав: Total War, мод для Medieval II: Total War internetwars.ru

В прошлом списке уже говорилось, что «исторические» стратегии от британских разработчиков в России популярны, но вот образ русских в этих играх патриотов печалит. Выход найден — модификации от пользователей-энтузиастов (моды) с гордыми названиями вроде «Русичи: Total War», «Святослав», «Ярославичи», «Князь Света и Тьмы» или «Булатная сталь». Создают их обычно интернет-пользователи с никами Хладовзоръ, Лютобор и так далее. С одной стороны, они часто исправляют одежду и вооружение юнитов согласно картинкам из альбомов по военной истории, заменяют названия городов и областей на более достоверные, с другой — эти моды бывают чудовищно перегружены деталями и очень забавны. Например, если автор неоязычник, то его уже не смутит имя Балда, а князя Святослава будет наставлять жрец Лучезар Мурин.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415010
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419389
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424656
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426129