Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245334В Государственном Эрмитажe в здании Главного штаба 1 июля начинает работу выставка «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920—1930-х годов».
Тонкие художественные кадры сделаны родными братьями, фотографами-любителями Яковом и Евгением Хенкиными, в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Один из них жил в Ленинграде, второй — в Берлине. Они снимали повседневную жизнь двух любимых ими городов, столиц великих империй, потерпевших поражение в Первой мировой войне и шаг за шагом ставших метрополиями двух тоталитарных режимов. На фотографиях — портреты женщин и детей, друзей и знакомых, уличные сцены, массовые и спортивные мероприятия, животные, автомобили, пейзажи. В этих кадрах примечательна и, более того, удивительна атмосфера мягкости и легкости бытия. Через эти свободу и радость жизни, насквозь пронизывающие снимки, постепенно прорастает реальность времени, которая уничтожит обоих братьев.
«В фотообъективах обоих братьев парадоксально проскальзывают одни и те же темы. Марширующие на майской демонстрации по Дворцовой площади спортсмены — это потенциальные солдаты, которые через десять лет окажутся на фронте. В Германии в то же время по улицам строем идут национал-социалисты. Две империи вот-вот столкнутся, но люди на снимках не догадываются, что с ними вскоре будет», — говорит куратор выставки Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа.
Яков и Евгений Хенкины родились в Ростове-на-Дону в большой еврейской семье соответственно в 1903 и 1900 годах. Их отец Александр, успешный предприниматель, был одним из восьми детей; его родные братья Владимир и Виктор Хенкины стали знаменитыми актерами.
После революции Яков с женой Фридой и маленькой дочкой Галиной перебрался в Ленинград. Он работал инженером-экономистом на разных советских предприятиях и параллельно занимался любительской фотосъемкой.
Судьба Евгения в семье долгое время оставалась запретной темой. В 1920-е годы он каким-то образом смог уехать за границу, жил в Берлине, был музыкантом, играл на терменвоксе и фотографировал, как и младший брат. С приходом к власти национал-социалистов и нарастанием антисемитизма оставаться в Германии стало опасно; видимо, поэтому Евгений вернулся в Советский Союз и приехал в Ленинград к родственникам. Здесь примерно год спустя его арестовали и расстреляли как немецкого шпиона. Информацию о гибели Евгения Хенкина удалось найти с помощью «Мемориала» и центра «Возвращенные имена» при РНБ только в 2010-х годах.
Яков пережил брата ненамного: он записался добровольцем на войну и погиб на Ленинградском фронте в 1941 году. Его жена и дочь пережили блокаду. В Ленинграде жила и родная сестра Хенкиных Софья, она тоже воевала под Ленинградом, а после войны несколько десятилетий работала заведующей редакцией журнала «Звезда».
Выставка «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920—1930-х годов» работает с 1 июля по 24 сентября 2017 г. в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного искусству XX—XXI веков, и сопровождается образовательной программой с циклом лекций и мастер-классов.
Некоторые фотографии можно увидеть на страницах «Архива братьев Хенкиных» в Facebook, Instagram и на сайте архива.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245334Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246937Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413426Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419843Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420566Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423164Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423913Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429130Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429212Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429895