22 августа 2018Colta Specials
155

Би-бои, баттлы и слэм

Особенности североевропейской и российской уличной культуры в репортаже с интерактивной выставки Faces & Laces в парке Горького

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Faces & Laces

Лето-2018 — лучшее в Москве за долгие годы как по набору масштабных событий на любой цвет и вкус (чемпионат мира по футболу, ряд грандиозных фестивалей с хедлайнерами вроде Massive Attack, Arcade Fire, CeeLo Green, Biffy Clyro), так и по невиданному для наших широт количеству теплых, по-настоящему летних дней. Были, конечно, и исключения в виде сорванного грозой выступления Gorillaz на фестивале Park Live, но в остальном небесная канцелярия явно москвичам благоволила. Ежегодная интерактивная выставка уличной культуры Faces & Laces, традиционно проходящая в парке Горького, исключением не стала — за два минувших выходных, что длилось веселье, погода людям праздник не испортила.

По данным организаторов, в этом году за два дня Faces & Laces посетило больше 350 тысяч гостей. В программе выставки приняли участие 75 брендов, представлявших субкультурные проекты, прошло около 20 различных соревнований и выступило больше 60 артистов во главе с калифорнийской группой The Garden и нью-йоркской рэпершей Princess Nokia. Объектом особого внимания корреспондента COLTA.RU стала совместная программа павильонов шведского и финского посольств, посвященная уличной культуре стран Северной Европы. Были обещаны уличная мода Финляндии, показ фильма о шведской популярной музыке в очках виртуальной реальности, различные викторины на знание истории Швеции, а главное — масштабный брейк-данс-баттл на площадке Nordance Battle, где можно было пообщаться с участниками состязания, приехавшими со всей России и из стран Северной Европы.

Princess NokiaPrincess Nokia© Дмитрий Шумов

Найти нужный павильон оказалось не самой простой задачей: территория Faces & Laces была забита всякой всячиной — стендами с дизайнерскими кроссовками и одеждой, бургерными, целой галереей «Волг», раскрашенных в веселые цвета, и других ретроавтомобилей и прочими увеселениями. Между павильонами бродила толпа, какая бывает в метро в час пик. Путеводной звездой служил большой воздушный шар в цветах шведского флага, и вот спустя какое-то время блужданий по набережной туда-сюда я был на месте. Уличная мода, представленная линейками одежды финских дизайнерских марок Mannisto, Rolf Ekroth и Maria Korkeila, представляла собой лоскутные комбинезоны с броскими принтами. Посетители охотно их мерили и фотографировались. Тут же, в финском павильоне, фотограф Лийса Йокинен (Liisa Jokinen), изучающая уличный стиль жителей Хельсинки, снимала необычно одетых москвичей для своего нового проекта #MosLooks. Молодые люди, позировавшие Лийсе Йокинен, рассказывали, во что они одеваются, что их вдохновляет на создание образа и как они представляют себе уличный стиль Хельсинки. Вот, к примеру, что думает одна из героинь проекта Мария: «Я одета в футболку-мерч группы “Месячные”, которую основал московский художник Леша Мордаша. Бархатную юбку мне подарили соседи. Многие вещи я покупаю в секондах, но найти в них хорошо сидящий двубортный жакет или джинсы — целый квест, поэтому я не пренебрегаю массмаркетом. Вдохновляюсь провинциальной российской эстетикой и очень ценю умение сочетать разные стили в одежде. Однако последнее время я отдаю предпочтение простым сочетаниям: когда устаешь от перенасыщенности чудесами дизайна, хочется больше простоты в собственных образах. Я люблю вещи, которые заставляют выйти из зоны комфорта. Примерно два-три раза в сезон я хожу по магазинам и нарочно примеряю то, что никогда бы не купила. Очень полезная штука! Мне пока не довелось побывать в Хельсинки, но из фотографий стритстайла с недель моды мне больше всего нравилось умение финнов создавать многослойные сочетания, характерные только для них. Не могу сказать конкретнее — просто это какая-то своя потрясающая атмосфера».

На площадке Nordance Battle происходил коллективный танцевальный джем — участники разогревались перед грядущим баттлом. Мне, чьи познания о брейк-дансе ограничивались культовыми картинами 80-х «Beat Street» и «Style Wars», а также клипами Da Boogie Crew 20-летней давности, первым делом важно было узнать, какое место сейчас в мировом контексте занимают русские B-boys (танцоры брейк-данса. — Ред.) и отечественная уличная культура в целом.

© Иван Гущин

— О, русские би-бои очень сильны, — заверила меня конкурсантка из Швеции, представившаяся как Public Emily, симпатичная брюнетка в панаме и с длинной косой, — они очень атлетичны, делают сложные трюки. А еще гостеприимные и дружелюбные ребята, судя по тому, как нас тут принимают.

B-girls тоже приличного уровня, — вторила ей Эми, невысокая блондинка с голубыми глазами. — Я, если честно, боялась сюда приезжать, поскольку у вас очень сильные девочки. Но как мне было отказаться от приглашения от Nordance? Это вообще мой первый выезд за пределы Швеции.

— Русские би-бои действительно хороши, — развил тему Макс из шведской команды Star Warriors Group. — Они берут отменными физическими данными и атлетизмом. Шведская и норвежская школы больше про индивидуальный стиль, флоу. В этом, пожалуй, их главное отличие от восточноевропейской и русской школ. А вообще я, если честно, поражен уровнем организации мероприятия. Уличная культура, экстремальные виды спорта, стритфуд — все на приличном уровне, что не очень вяжется с тем, что у нас говорят о России.

© Faces & Laces

— Я в России второй раз. До этого я участвовал в Nordance-баттлах в Архангельске, тоже от Nordkonst, — поддержал разговор Понтус aka B-boy P-Tech, еще один крепкий шведский молодец, проводивший часом ранее мастер-класс Flow and Transitions. — Там все тоже было на достойном уровне, и танцоры у вас сильные. Но Москва — это, конечно, совсем другие впечатления. Очень красивый город. Обязательно сюда вернемся, если еще раз пригласят.

— Наши танцоры очень сильны, особенно что касается Power Move (один из стилей брейк-данса. — Ред.). Ребята из России и Украины часто берут награды на мировых и европейских состязаниях, — резюмировала Екатерина Калинина, вице-президент НКО Nordkonst (одного из организаторов мероприятия. — Ред.). — У нас очень сильная школа, например, есть некоторые элементы в Power Move, которых нет в скандинавской школе. Скандинавам же свойственны легкий флоу, музыкальность, танцевальность. А у нас — горячий Power Move!

© Faces & Laces

Убедиться в этом воочию мне не удалось, поскольку состязания первого дня в этой категории к тому моменту закончились. Но зато посчастливилось посмотреть B-girls Battle. Зрелище крайне увлекательное — всегда отрадно смотреть, как девушки танцуют. Надо признать, что опасения шведских участниц были небеспочвенны. Обе они не прошли в полуфинал: Эми вылетела без шансов в первой же схватке, Public Emily продемонстрировала хороший уровень, прошла пару раундов, но в итоге симпатии жюри были на стороне ее соперницы, нашей соотечественницы. Ура, мы ломим, гнутся шведы! Но из-за проигрышей никто не расстраивался.

В перерывах между баттлами и джемами я несколько раз посетил Фонтанную площадь, где развернулась музыкальная часть программы Faces & Laces. Этот день на фестивале был посвящен року: выступали группы «Казускома», Sonic Death, «Метель», «Пасош». Происходящее больше напоминало фестиваль «Боль», который на день переместился в парк Горького, нежели веселую, но размеренную хипстерскую тусовку, развернувшуюся на набережной. От количества подростков с сине-буро-малиновыми волосами, дикими прическами и татуированными лицами в какой-то момент стало рябить в глазах. Молодежь отчаянно слэмилась и устраивала моши под гаражное рубилово, доносящееся со сцены. «Лучший слэм в моей жизни!» — во время вылазок к сцене я как минимум трижды услышал этот возглас от насквозь потных, полуголых молодых людей с какими-то цепями и ошейниками на шее что твой Сид Вишес. По-настоящему цельное впечатление произвел только один коллектив — киевские панки «Метель». Минималистичный, мелодичный гаражный панк, бьющий наотмашь хлесткими фразами и скоростными риффами, харизматичный фронтмен — не случайно парней с недавних пор протежирует один из главных украинских продюсеров Юрий Бардаш (Quest Pistols, «Грибы», Луна).

© Леся Гусева

На площадке Nordance на набережной диджей KCL из Дании без устали крутила пластинки с фанком 70-х и олдскульным хип-хопом. Брейк-дансеры все так же зажигали на танцполе, прохожие останавливались и снимали происходящее на смартфоны. Нахватавшись за день впечатлений, я порядком устал, но перед уходом задал финальный вопрос об отличиях европейской уличной культуры от российской.

Иностранных гостей такая формулировка ожидаемо ввела в тупик. «Ну, не знаю, сложно сказать, — смутилась Public Emily. — Если судить по тому, что мы тут увидели, то с уличной культурой у вас все супер».

Екатерина Калинина как сведущий в вопросе человек дала обстоятельный ответ:

— Сейчас практически вся молодежь — что у нас, что в Прибалтике, что в Скандинавских странах — вовлечена в уличную культуру: кто рисует, кто танцует, кто делает граффити, кто создает одежду и уличную еду. В России, на мой взгляд, больше разнообразия в городской культуре и больше креатива, исходящего именно от людей. Поскольку государственной поддержки нет (ну или она очень несущественна), люди сами ищут способы найти деньги, чтобы профинансировать свои мероприятия. Поэтому момент социальности у нас развит гораздо сильнее. Мы это наблюдаем не только на Faces & Laces, но и в регионах, где мы тоже делаем мероприятия. В Европе же (в частности, Скандинавии) участие государства в городской культуре куда выше — ну а у России, как водится, особенная стать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241432
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249486
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416179
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420429
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425676
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427026