30 апреля 2014Colta Specials
225

«Противно просто тупо ржать»

Татьяна Лазарева объясняет, почему она больше не представляет себя ведущей юмористической программы

текст: Татьяна Лазарева
Detailed_picture© Юлия Рыженко / Colta.ru

Настал период, когда стало противно просто тупо ржать. Поэтому я сейчас себя не представляю ведущей юмористической программы, где ржака ради ржаки. Что происходит сейчас на телевидении, меня мало волнует, но то, что оно делает с массовым зрителем, — это катастрофа. Как, например, была «убита» детская аудитория, как перестали показывать передачи о нормальных человеческих ценностях — семье, отношениях детей и родителей. Телевидение совершенно забыло о своей воспитывающей роли, забыло, что должно воспитывать никому сейчас не нужный народ — учить и показывать, к чему стремиться. Поэтому то, что сейчас делает телевидение, — это страшный грех.

К сожалению, нынешние юмористические передачи никакой смысловой нагрузки не несут. Если ты смотришь кино, после просмотра можешь с автором согласиться или нет. Если это «Самое смешное кино», то ты просто весело проводишь время и выходишь ни с чем. Естественно, юмористические программы сейчас нужны для того, чтобы не просто снять напряжение, но вообще заставить человека совсем ни о чем не думать. Забыть обо всем и тупо жрать и ржать. Вот это та самая, как мне кажется, не очень правильная цель, которую сейчас преследует телевидение.

Умный смех — это уже сатира, а сатиры нет на нашем телевидении и не может быть. Запрещено.

В какой-то момент комику хочется сказать больше и шутить острее. Но вот этого не получается. Четко видна планка, о которую ударяется периодически тот же Иван Ургант, и я это ощущаю. Иван может говорить то, что он может, но не то, что он хочет, наверное. И мне кажется, что видно, откуда торчат уши, руки и ноги, почему ты не говорил до конца. Поэтому низкий поклон Ивану Урганту за то, что он хотя бы иронизирует над тем, что говорит, и над самим собой.

То, что сейчас делает телевидение, — это страшный грех.

Конечно, шутка на большую аудиторию и на маленькую — разная. Есть масса шуток, которыми мы обмениваемся в узком кругу, вплоть до черного юмора. Все вокруг ржут, но потом говорят: нет, со сцены нельзя. Прежде чем вынести шутку в большой зал — думаешь. Этот уровень самоцензуры тоже очень у всех скачет. Но планка сейчас очень высокая, потому что никто не хочет никаких проблем. Так внутренняя самоцензура превращается в цензуру внешнюю.

Сейчас мало или совсем нет политических анекдотов — еще и потому, что нам особо не дают поводов: все настолько серое. Анекдот — это вспышка, это яркий цвет, пародия на жизнь, а серость, которая ничем себя не проявляет, очень сложно спародировать. Нервный смех — это не очень позитивная реакция. Это такой легкий ужас, он не имеет общего со смехом реальным, когда тебе действительно смешно. У него какая-то другая природа. Нервный смех — это как нервный тик примерно или заикание.

Сейчас не смешно, потому что царит пафос. Пафос — это сокрытие пустоты, это пыль в глаза. В общественной жизни, неотделимой сейчас от политической, это стало нормой — прикрывание пустоты придуманными новыми формами, которых не существует. Классический «голый король». Понятно, что смех разрушает эти мыльные пузыри. Другое дело, что мы все сейчас переходим на эзопов язык и чтение между строк, потому что реакция настолько сильна, что все всего боятся. Фон сейчас такой же, как в старые добрые советские времена: лучше не высовываться, а если ты высунешься, то точно получишь по шапке. А если все же высовываться, то как-то с пониманием. Как, например, появилось «Телевидение на коленке» — и заглохло, потому что это большая ответственность сейчас — так оголтело и откровенно шутить. К тому же все, что связано с массовостью, попадает под такие прицелы со всех сторон, что нужно отвечать за качество. А качество упирается, даже в юморе, в деньги, потому что качественный продукт делают профессиональные люди.

© Юлия Рыженко / Colta.ru

Пытаясь дойти до сути, ты иногда начинаешь ржать над чем-то, потом нервно ржать и понимаешь, что здесь все-таки что-то не то и не так пошло и пора не смеяться, а разбираться. В России много было замечательных сатириков, но если даже Жванецкого сейчас почитать, ему уже не смешно, он грустит. Может быть, снова из-за того, что мы все не чувствуем почву под ногами, не знаем, что будет завтра, у нас не работают законы, нет правосудия и ты не отвечаешь за свою жизнь. Этой неуверенности в завтрашнем дне абсолютно не было в советское время. Было все понятно и все работало, завтрашний день и вся жизнь вперед были просчитаны. Это было все дико противно, но это давало повод нам всем поржать, понимая: ну ладно, в тюрьму тебя за это не посадят.

Сейчас иногда приходится заставлять себя шутить и веселиться. Я очень понимаю Михаила Михайловича (Жванецкого. — Ред.), который тоже уже пишет о том, что все печально и беспросветно. Шутишь, чтобы поддерживать некий имидж, поэтому все уверены, что я абсолютно беззаботный человек. С другой стороны, когда остаешься один на один со всем этим и приходишь в ужас от происходящего, то говоришь себе: «Стоп, надо над этим как-то внутренне посмеяться». И становится легче. Любую сложную ситуацию, как только ты отходишь от своих эмоций и поднимаешься чуть выше, ты уже можешь оценивать и над ней шутить. Когда ты можешь шутить над проблемой, это означает, что ты свободен от этой проблемы. Также помогает самоирония. Самоирония — это все, что у нас есть.

Это большая ответственность сейчас — так оголтело и откровенно шутить.

По факту иронию и сарказм у нас заменил животный смех, но сейчас невозможно найти в этом виноватого. Путин или Песков не пишут приказы «запретить такую-то шутку, про этого не шутить». Нет. Просто у людей потеряно ощущение границы — того, что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя. Считают, что лучше не делать ничего или все запрещать. И это люди, принимающие решения, — начальство, которое стоит на каналах, на телевидении, на газетах и журналах. Они меньше всего хотят ухудшить свою ситуацию, но и не улучшают ее.

Не только люди режима, но и все люди этой короткой яркой эпохи на глазах лишаются самоиронии и иронии по отношению к жизни. Ироничное отношение позволяет немного приподняться над ситуацией или самим собой, посмотреть сверху и сказать: «Э-э, как все запущено». Многие потеряли способность к самоиронии, и я начинаю это ощущать по тому, как и что пишут в блогах. У людей выбили из-под ног твердую почву, и они колеблются во всем, занимают очень пристрастную позицию: я против Pussy Riot или, наоборот, я за них. А это вообще неоднозначная история, но так им проще думать. Все резко озлобились, разделились на черное и белое. Иронический взгляд — более взвешенный: ты можешь свою идеологию и утверждения подвергнуть критике, и это говорит только о более высокой ступени развития, на которой стоит человек. Но сейчас такое редко встречается — подвергать себя критике никто не хочет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245280
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246887
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413363
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419820
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423890
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429186
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429852