16 июня 2014Colta SpecialsРасклад
231

По тюрьмам

Участница Pussy Riot Мария Алехина инспектирует тюрьмы Норвегии, где выращивают кудрявых коров и играют рок

текст: Мария Алехина
Detailed_pictureМария Алехина и Надежда Толоконникова с начальником тюрьмы

— Тюрьма — это деньги. Большие деньги. Строительство, оборудование. Деньги на содержание тюрьмы, — пишет Нильс Кристи — самый известный социолог Норвегии.

Я закрываю его книгу и иду на ужин. Строем с 40 женщинами. В исправительной колонии № 2.

Нильс — аболиционист. Это такое направление в криминологии, последователи которого считают существующую систему наказаний устаревшей. Они — страшный сон чиновника ФСИН — выступают за упразднение тюрем.

Нильс — идеолог острова Бастой — самой свободной тюрьмы Норвегии, в которую мы отправились спустя полгода после освобождения.

Что вы представляете, когда слышите слово «тюрьма»? Барак? Наручники? Камеру? В Бастое такого нет. Здесь живут в коттеджах, выращивают коров и играют рок. Сюда возят экскурсии.


115 заключенных живут на острове. Мы плывем туда на корабле.

— Вы знаете своих соседей? — спрашивает меня директор Бастоя.

— Эти люди, — говорит он, обводя рукой корабельную команду, полностью состоящую из заключенных, — наши будущие соседи. По дому и по кварталу. Мы хотим хороших соседей, поэтому никого не наказываем, а строим работу на доверии и ответственности.

Приближается остров. Он небольшой, чуть меньше 3 квадратных километров. Под низким небом разбросаны деревянные домики. Вот ферма, где заключенные-соседи выращивают кудрявых коров, рядом скошенная трава и лежащие лисы.

— У нас пять лис, — сразу же сообщает директор, увидев наш интерес. Он видит остров как на ладони, во всех деталях, и ему для этого не нужны стукачи, агенты, инсайд и обыски. Не нужна оперативная информация, ложащаяся в пуды никому не нужных бумаг. Он из антикафкианского, открытого людям мира. Он верит в свою работу. И заключенные ему верят в ответ.

Мы идем в один из домов. В таких живут по 6 или 8 человек. Нас заключенные позвали, чтобы сыграть рок-концерт.

Концерт в БастоеКонцерт в Бастое

— В этом году можно будет поехать на фестиваль, — говорит гитарист группы.

Вопросов о том, как они будут выступать и жить на фестивале, находясь в статусе заключенных, мы уже не задаем. Раньше в Норвегии такой практики не было, но здесь любят эксперименты.

Гуманность норвежской пенитенциарной системы — довольно красноречивый пример того, как работает культурная рефлексия в Европе. Постмодернистское направление в криминологии, где преступность рассматривается как социальный конструкт — реакция на ГУЛАГ и Освенцим, — подтверждает правило: осмыслять историю необходимо. Отсутствие же подобной рефлексии показательно. В современной России нередко можно услышать:

— Да этих преступников надо вообще к стенке ставить.

И я уверена: ставить будут с удовольствием.

«Кризис наказания» — термин, разработанный европейскими социологами еще в 70-е годы, практически неизвестен у нас. Почти ни одна работа по этому направлению не переведена в России.

Репрессивный фундаментализм, отметающий любую попытку критики в свой адрес, рождает застой. И не снижает число преступников.


Ставангер — нефтяная столица Норвегии. Это небольшой город с населением, скажем, Нефтеюганска.

Тюрьма, расположенная здесь, считается строгой. Но когда наша машина подъезжает к воротам, я не вижу ни одного кольца колючей проволоки над забором. Такая эстетика тут непопулярна. Вокруг тюрьмы — тишина.

— Все заключенные у нас работают, — слышу я знакомые слова от сотрудницы тюрьмы.

— Женщины вместе с мужчинами. На тех же работах.


Это для меня уже что-то новое. В российских тюрьмах сделано все, чтобы не допустить малейшего соприкосновения мужчин и женщин. И это касается не только осужденных. Тюремщики шантажируют женщин-заключенных, у которых нет официального свидетельства о браке, свиданиями с гражданскими мужьями. Такие практически не предоставляются. Чтобы получить свидание, женщины начинают «работать на администрацию», что означает вербовку и последующее разложение личности, нивелирование ее к функции.

— А если не хотят, — спрашиваю, — работать?

В российских колониях ясно, что бывает, «если не хотят», — сначала на месяц в холодную камеру штрафного изолятора, а потом на год в строгие условия: ни свиданий, ни звонков. Скажешь спасибо, что не побили.

— Мы понизим пособие, — отвечает сотрудница и удивленно смотрит на меня; еще пара тюрем, и мне станет понятно, что у норвежских зэков огромное желание работать. — В два раза, — добавляет она чуть более уверенно. Очень строгая тюрьма.

После этого я недолго говорю с заключенной, иду по коридорам, рассматривая рисунки известных норвежских художников, делавших картины специально для этой тюрьмы. Я выхожу в тюремный двор, где большая белая стена покрыта словами «дом», «ответственность», «семья», на фоне этого небольшой пруд и волейбольная сетка. Идет дождь.


Когда на обратном пути норвежский журналист спрашивает меня: «Что вы думаете о наших тюрьмах?» — у меня нет лаконичного ответа, только понимание пропасти между нашими взглядами на систему, преодолеть которую мы в России сможем только через многие годы.

Столичная тюрьма.



Бредвейт — самая большая женская тюрьма Норвегии. Население — 70 человек. В России такое население можно разместить в двух камерах следственного изолятора. На двухэтажных, как говорится, шконках.

Директор тюрьмы Хильда по профессии — криминальный психолог, а по складу характера — правозащитник. С острым взглядом, в очках с тонкой оправой, она радуется каждому неудобному вопросу.

«Почему заключенные обязаны работать? Что вы делаете, если нарушают правила? Покажите изолятор» — ответив подробно на каждый из вопросов, Хильда говорит:

— Каждый раз, когда я посещаю тюрьмы в других странах, спрашиваю то же самое.



Тюрьма Бредвейт сотрудничает со многими странами, оказывая помощь в реформировании тюрем. Одной из таких стран является Россия. За месяц до нас сюда ездил министр юстиции Коновалов.

На сайте российского министерства выпущен релиз, в нем пять вопросов, «которым было уделено особенное внимание». Один из вопросов особенно привлекателен — «Оказание бесплатной правовой помощи» для заключенных. Оказывается, в России этой работой занимаются не враги народа из пятой колонны, а Министерство юстиции.

А вообще ФСИН, подчиненная министерству и заведующая всеми тюрьмами России, правовую помощь не любит. Правозащитники в колонии не допускаются. Чтобы получить свидание с заключенным, нужно месяцами судиться с администрацией. Такая практика действует во всех регионах без исключения. Не допуская правозащитников с воли, ФСИН не предоставляет альтернативных видов правовой помощи. А особо усердные администрации не допускают к зэкам и адвокатов.

За месяц до нас сюда ездил министр юстиции Коновалов.

Российский заключенный, пряча в баулах кодексы и федеральные законы, после долгого рабочего дня штудирует право и пытается защитить себя сам. Что же происходит с ним дальше? А дальше жалобы, написанные вручную мелким почерком, выбрасываются цензором прямо в мусоропровод. Чему действительно «уделено особенное внимание» в тюрьмах — так это поиску таких «жалобщиков» и соответствующему их наказанию.

Женщины Бредвейта не знают об этом ничего. Я рассказываю им отрывками о 12-часовом пошиве полицейской формы, о бараках, о том, как по крупицам со всей колонии некоторые российские заключенные собирают материалы для постановки спектаклей или как меняют дешевые сигареты на упаковку новых колготок.



А потом меня ведут в небольшое деревянное здание, где волонтеры протестантской Армии спасения собрали целую коллекцию одежды. Для тех, кто прибывает в тюрьму без вещей и кому таких вещей не пришлют из дома. Стоит ли говорить про российскую церковь в колонии? Про российскую церковь вообще?

Наверное, нужно больше говорить не про это, а про систему, в которую церковь встроена.


В Бергене мы смотрели самую большую из четырех тюрем. Перед походом туда о норвежской пенитенциарной системе нам рассказывал начальник регионального тюремного управления. Будучи по образованию юристом, он работает над методиками в паре со своим коллегой и заместителем — психологом.

Их презентация состояла из ярко-малиновых слайдов со слоганом «Тюрьма: траты или инвестиции в будущее?» И последующим детальным обоснованием причин, по которым общество должно вкладывать деньги в тюрьму.


Норвежское общество построено на доверии, в соответствии с этим главным принципом здесь функционирует каждый институт. Защита слабых, изучение деталей, внимательность и спокойствие. Это может показаться странным, но иногда внутри этой страны чувствуешь себя пациентом. С тобой постоянно работают. Тюрьма — лишь модель, но такая модель, безусловно, не смогла бы существовать в другом государстве.

Уходя, мы задали заключенным последний вопрос: «Есть ли что-то, что вам здесь не нравится?»

Вопроса они просто не поняли.

С заключеннымиС заключенными

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20241688
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242813
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410503
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417108
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421289
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426614
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427685