4 июня Владимир Путин подписал Федеральный закон РФ № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». После вступления закона в силу россияне в течение 60 суток со дня приобретения второго гражданства будут обязаны в письменной форме уведомить отделение ФМС по месту жительства. За неисполнение данного требования придется заплатить штраф в размере до 200 000 рублей или отправиться на принудительные работы сроком до 400 часов.
Документ станет действительным 4 августа, после чего у всех граждан РФ будет два месяца на то, чтобы сообщить ФМС о втором паспорте. По истечении этого срока, согласно поправкам, гражданам, скрывающим второе гражданство, грозит уголовное наказание. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.
Мы постарались разобраться, зачем нужно вводить уголовную ответственность, как можно будет обжаловать решение суда и что стоит начать делать уже сейчас, и обратились за комментариями к юристам. Мнения специалистов разделились: член Совета по правам человека при президенте РФ Евгений Бобров считает этот закон бредовой идеей, представитель Адвокатской конторы № 13, одной из старейших контор Москвы, Игорь Новиков, напротив, называет его обоснованным.
За:
Игорь Новиков
адвокат, представитель Адвокатской конторы № 13 г. Москвы
— На какие категории граждан распространяется данный закон? Исключительно на людей с двойным гражданством или также и на тех, у кого постоянный или временный вид на жительство?
— Распространяется и на тех, и на других.
— Недавно в СМИ прошла информация о неких загадочных людях, которые смогут рассчитывать на поблажку, — «от крупных штрафов освободят тех, кто не пользовался правами граждан другого государства». Что это значит, если перевести это с чиновничьего на человечий?
— Подобные высказывания не основаны на законе в прямом смысле, т.е. подобных положений в законе вы не найдете. Правда, для того чтобы привлечь лицо к административной (за некоторыми исключениями) или уголовной ответственности, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать его вину.
— Распространяется ли этот закон на тех, у кого было двойное гражданство, ВНЖ и т.д. до вступления этого закона в силу, — если учесть, что по Конституции РФ законы не имеют обратной силы?
— Обратной силы не имеют лишь законы, вводящие либо ужесточающие уголовную или административную ответственность. То есть лица, у которых до вступления в силу изменений в законодательстве, вводящих уголовную и административную ответственность, было двойное гражданство, ВНЖ и т.д., не подлежат уголовной ответственности за то, что ранее об этом не сообщали. Вместе с тем с 4 августа 2014 г. они обязаны будут уведомить контролирующий орган о наличии у них гражданства либо ВНЖ и т.д. иностранного государства, а если не выполнят это требование, будут подлежать ответственности на общих основаниях. Потому и срок вступления в силу изменений в законодательство установлен в данном случае не 10 дней, как обычно, а 60 — чтобы все успели сообщить о себе необходимые сведения.
— Зачем нужна уголовная ответственность за такое деяние? Можно ли как-то определить, адекватна ли тяжесть наказания за такой проступок, как непредставление информации о себе?
— Введение уголовной ответственности в данном случае представляется обоснованным. Санкция статьи достаточно мягкая и выглядит адекватной.
Закон будет применяться избирательно, в целях расправы с неугодными или банальной полицейской наживы.
— Не противоречит ли этот закон положениям конституции о гражданстве и о том, что граждане РФ не обязаны свидетельствовать против себя и против членов своих семей?
— Нет, не противоречит. Право не свидетельствовать против самого себя и близких родственников — это гарантированная конституцией форма защиты от уголовного преследования. Однако гражданин должен в ряде прямо предусмотренных законом случаев сообщать о себе определенные сведения. Так, например, по истечении налогового периода гражданин должен подать декларацию о доходах. А если он получал доходы и должен был уплачивать с них налог, но при этом не подал декларацию, он подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов путем неподачи декларации о доходах. Все обоснованно.
— Не является ли этот закон ограничением основных прав и свобод человека, гарантируемых Конституцией РФ?
— Нет, не является.
— Можно ли предположить, как этот закон будет применяться на практике? Кто и как будет следить за его исполнением? Кто и исходя из каких параметров будет определять наказание?
— Поскольку изначально все сведения подаются в органы ФМС, то именно органы ФМС будут следить за соблюдением гражданами этого закона. Органы ФМС накопили уже достаточный опыт применения законодательства об административных правонарушениях. А нарушения уголовного закона будут выявлять правоохранительные органы. Ответственность определяется судом исходя из норм закона.
— Как можно будет обжаловать неправосудные решения по таким делам и (или) бороться с ними?
— Обычным способом: активно защищаясь против административного и уголовного преследования с первой минуты — выстраивая юридическую позицию, правильно ее фиксируя, представляя необходимые доказательства в свою защиту, обжалуя действия и решения должностных лиц, итоговое решение в форме постановления по делу об административном правонарушении или приговора суда по уголовному делу. Главное — нельзя недооценивать потенциальную степень опасности и надо сразу же обращаться за помощью к юристу.
— Что с принятием этого закона теперь делать людям с двойным гражданством, а также с постоянным и временным видом на жительство? Какую стратегию порекомендуете лично вы?
— Как это обычно происходит в России, ФМС может оказаться не готовой быстро воплощать в жизнь требования изменившегося законодательства. Поэтому лучше заранее направить все необходимые уведомления в орган ФМС заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений, а потом записаться на прием и лично убедиться в том, что письмо не только дошло до адресата, но все направленные вами уведомления зафиксированы надлежащим образом. Необходимо получить письменное подтверждение этого в любой форме.
Против:
Евгений Бобров
юрист, основатель и руководитель межрегиональной общественной организации «Правозащитная организация “Восход”», член Совета по правам человека при президенте РФ, соавтор правового заключения на проект Федерального закона № 485228-6
— На какие категории граждан распространяется данный закон?
— Формально этот закон распространяется на граждан РФ, также имеющих и другое гражданство. Проблема в том, что подавляющее большинство таких людей (их могут быть миллионы) не знают, что прежнее гражданство не прекращено. Дело в том, что при прекращении гражданства нигде в мире само решение о прекращении человеку не высылается, а во многих странах такие решения в ряде случаев вообще не принимаются (кстати, Россия в их числе).
— Недавно в СМИ прошла информация о неких людях, которые смогут рассчитывать на поблажку: «От крупных штрафов освободят тех, кто не пользовался правами граждан другого государства». Что это значит, если перевести это с чиновничьего на человечий?
— Депутаты учли некоторые наши замечания, но поздно спохватились, поняв, что причислили к потенциальным преступникам лиц, которые не знали и не могли знать о непрекращении у них прежнего гражданства.
Сейчас депутаты выдают желаемое за действительное, что таких граждан освободят от ответственности. Однако в нынешней редакции закон никого не освобождает от жестокого наказания, даже если люди не пользовались документом о наличии прежнего гражданства или видом на жительство.
— Распространяется ли этот закон на тех, у кого было двойное гражданство, ВНЖ и т.д. до вступления этого закона в силу, — если учесть что по Конституции РФ законы не имеют обратной силы?
— Распространяется. Дело здесь не в невозможности обратной силы закона, а в его формулировке. Каждый человек в двухмесячный срок должен уведомить государство о наличии у него другого гражданства независимо от давности его прекращения. Иначе с 61-го дня он — преступник.
— Зачем нужна уголовная ответственность за такое деяние? Можно ли как-то определить, адекватна ли тяжесть наказания за такой проступок, как непредставление информации о себе?
— Безусловно, эта идея изначально бредовая. Просто в условиях резкого осложнения международных отношений органы власти желают знать, сколько среди населения страны потенциальных «агентов влияния». Серьезная уголовная ответственность призвана быстро обеспечить исполнение закона.
Откровенным идиотизмом является необходимость человеку указать дату принятия решения о прекращении гражданства и конкретный пункт статьи иностранного закона о гражданстве, по которому оно прекращено. То есть каждому гражданину, решившему поменять гражданство, необходимо быть поистине знатоком иностранного законодательства и практики его НЕПРИМЕНЕНИЯ (в государствах, где такие решения не принимаются).
Нельзя устанавливать ни административную, ни уголовную ответственность граждан лишь за факт неуведомления ими государства о наличии другого гражданства, поскольку его наличие само по себе не может нарушать интересы государства либо содержать угрозу их нарушения.
— Не противоречит ли этот закон положениям конституции о гражданстве и о том, что граждане РФ не обязаны свидетельствовать против себя и против членов своих семей?
— Есть коллизия с ч. 1 ст. 62, так как Россия не признает двойного гражданства при отсутствии федерального закона или международного договора. Как можно нести ответственность за то, что мы не признаем (второго же гражданства, получается, нет)?
Статье 51 не противоречит, так как в данном случае каждый свидетельствует только за себя или своих несовершеннолетних детей. Противоречит ч. 3 ст. 55, так как права человека ограничены не в связи с обеспечением одной из шести перечисленных в ней конституционно значимых целей.
— Не является ли он ограничением основных прав и свобод человека, гарантируемых Конституцией РФ?
— Является.
Привлечение к уголовной (также и административной) ответственности граждан Российской Федерации, на которых законодательство не налагает ограничений, связанных с наличием иного гражданства, является мерой запредельно жесткой и ничем не обоснованной.
— Можно ли предположить, как этот закон будет применяться на практике? Кто и как будет следить за его исполнением? Кто и исходя из каких параметров будет определять наказание?
— Закон будет применяться избирательно, в целях расправы с неугодными или банальной полицейской наживы. Никто не будет следить за его исполнением. Вернее, ФМС с полицией введут обычную палочную отчетность и, как водится, при рассмотрении любых жалоб и обращений будут ориентировать свои территориальные органы на необходимость выяснять всю эту ерунду с другим гражданством (т.е. по поводу и без).
— Как можно будет обжаловать неправосудные решения по таким делам и (или) бороться с ними?
— Как обычно: жалобы на неправомерные действия (в т.ч. возбуждение уголовного дела) можно подать в вышестоящий орган полиции или ФМС, прокуратуру или суд. Однако судебное разрешение споров будет для граждан бесперспективным, поскольку сам закон фактически проектируется под его неизбежное и массовое нарушение.
— Что с принятием этого закона теперь делать людям с двойным гражданством, а также с постоянным и временным видом на жительство? Какую стратегию порекомендуете лично вы?
— Во избежание ненужных проблем можно уведомить государство о наличии другого гражданства или вида на жительство. При желании сохранить это в тайне или отсутствии информации об их наличии можно не сообщать, но, возможно, придется давать объяснения в самый неподходящий момент.
Идя «до конца», можно и нужно обжаловать конкретную статью закона в Конституционном суде РФ, но для этого требуется вступившее в силу решение суда (отказное), основанное именно на обжалуемой заявителем норме этого закона.
Понравился материал? Помоги сайту!