Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Вчера стало известно о том, что Департамент городского имущества Москвы в одностороннем порядке расторг договор аренды с «Театром.doc». По просьбе COLTA.RU ситуацию прокомментировала сооснователь и директор театра Елена Гремина.
— Что произошло с помещением «Театра.doc»?
— Мы, как постоянные арендаторы, имеем право на преимущество при продлении аренды. И мы в установленном порядке принесли документы на продление аренды. Вчера мы узнали, что, оказывается, Департамент имущества с нами расторг договор. И мы уже не можем продлить аренду.
— Как получилось так, что вы не знали, что договор был расторгнут аж в мае 2014-го?
— Нам никто об этом не сообщал.
— А сейчас вы узнали о ситуации потому, что пришло какое-то уведомление?
— Нет, потому, что с нами не продлили договор.
— И никаких комментариев от чиновников вы не получили?
— Никаких.
— Что это означает в практическом смысле?
— Что если так все и будет, мы должны будем освободить помещение и уйти в ночь.
— Сколько вам дается времени на то, чтобы освободить помещение? И почему, если договор был расторгнут еще в мае, вы все лето работали на прежнем месте?
— Убраться мы должны через месяц. Но нам никто ничего такого не говорил, мы платим аренду по-прежнему. Возможно, это задним числом может произойти — не знаю.
— Что «Театр.doc» должен теперь делать в официальном порядке?
— Сейчас мы должны понять, можем ли мы все-таки как-то воздействовать на Департамент имущества, чтобы нам продлили договор. Если нет — мы должны освободить помещение и найти себе другое.
— «Театр.doc» исправно платит аренду, и вот теперь с ним так поступают — это вообще законно?
— Понятия не имею. Это все мне непонятно. Какие такие основания расторгнуть договор, если мы 12 лет арендуем эту площадку? Пожарные проверки? Мы их все прошли. Тут можно только конспирологией заниматься — почему вдруг нужно уничтожать площадку, которая 12 лет является театральной?
У нас все время идет что-то такое.
— Важно ли, чтобы «Театр.doc» располагался именно в здании в Трехпрудном переулке, а не где-то еще?
— Да, мне кажется, если мы 12 лет на этом месте, это уже история, но, в принципе, мы готовы ко всему.
— То есть для вас важно, чтобы театр просто выжил?
— Нет. Просто когда уже такая история, что нас стараются уничтожить (а выгнать из помещения, которое 12 лет арендуешь, — это попытка уничтожить), естественно, я думаю, что наша ответственность — сделать так, чтобы театр продолжался. Очень много людей сейчас пишет, они считают себя частью этого сообщества, и, таким образом, есть обязанность это продолжать.
— А в юридическом смысле вы можете сопротивляться ситуации?
— Я думаю, что Департамент имущества является монополистом и может сделать все что угодно. Причем не то что он нашел у тебя какое-то нарушение и говорит: «Как ты это объяснишь? Вот тебе три дня на его исправление». Он просто может делать все что угодно. Взять и выгнать тебя на улицу, если ему что-нибудь не понравится. Не объясняя ничего.
— Трудно удержаться от того, чтобы спросить: вы вообще связываете события вчерашнего дня с ухудшением социокультурной обстановки в стране?
— Я не конспиролог, я могу работать только с фактами. Думаю, что эта связь напрашивается, но тем не менее мы не готовы были к тому, что такая вещь могла произойти.
— У «Театра.doc» есть активные недоброжелатели?
— Нет. Наоборот, мы как-то на взлете, у нас своя публика.
— Я не в смысле посещаемости, а в смысле — ваши спектакли могли вызвать у кого-то сильное раздражение?
— Ну, такие спектакли и такие люди, конечно, есть. Но если почитать пользовательские отзывы, допустим, в «Афише» — у нас один из самых популярных театров Москвы, про нас очень много пишут, и видно, что мы как-то попадаем в конкретные интересы людей. У нас разные очень спектакли: новаторские, консервативные, всякие.
— Происходило ли у вас в последнее время что-то резонансное, за что вас могли так прижать?
— Была читка «Дневников Майдана», был проект COLTA.RU «Опасные пьесы», который мы показали после отмены на ММОКФ. «Берлуспутин» идет по-прежнему, «1.18», читка Олега Сенцова сейчас готовится. У нас все время идет что-то такое.
— Что вы собираетесь теперь делать?
— Потерять помещение для нас — это, конечно, драма. Но, в принципе, «Театр.doc» — это не стены, это люди. И в этом смысле мы, конечно, что-нибудь придумаем. Но что говорить: это все равно удар.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246419Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413015Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419505Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420174Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422827Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423583Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428752Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428890Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429544