17 марта 2015Театр
201

«Желтяк — это мощная и давящая штука»

Филипп Григорьян о «Женитьбе» в Театре наций и о театральном дебюте Ксении Собчак

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_picture© Territoria Fest

Столичный Театр наций продолжает сезон русской классики премьерой гоголевской «Женитьбы» с Ксений Собчак в роли свахи Феклы Ивановны. С режиссером и художником спектакля Филиппом Григорьяном побеседовал Дмитрий Ренанский.

— «Женитьба» была вашей идеей или предложением Театра наций?

— Мы вели переговоры о постановке нового спектакля, и все названия, которые я предлагал, по тем или иным причинам не подходили. Поскольку нынешний сезон проходит в Театре наций под эгидой русской классики, я начал думать об Островском, с которым давно хотелось поработать. Не хочется повторять общие места про «русского Шекспира», но это и в самом деле выдающаяся драматургия, идеальный материал для большой сцены.

— А как быть с бородами? Как работать сегодня с этим замоскворецким дискурсом?

— С Островским у меня в этом смысле особых проблем не возникало. А вот как раз с «Женитьбой» не все так однозначно. Пару лет назад я уже готовился к постановке этой пьесы — по предложению Эдуарда Боякова. Главный вопрос, мучивший нас с драматургом Денисом Ретровым, с которым мы работали над «Женитьбой», напрямую касался как раз бород. Что делать с сюжетообразующим противопоставлением купцов и дворян? Ответа на этот вопрос мы на тот момент не нашли: переписывать Гоголя рука дрогнула, а механизм актуализации так и не был нащупан. От постановки пришлось отказаться. С тех пор прошло какое-то количество времени — и когда худрук Театра наций Евгений Миронов предложил мне поставить именно «Женитьбу», у меня уже было что-то вроде решения.

Эскизы к спектаклю «Женитьба»Эскизы к спектаклю «Женитьба»© Из личного архива Филиппа Григорьяна

— Несколько лет назад вы уже экспериментировали с актуализацией русской классики, выпустив в пермском «Театре-театре» «Горе от ума»…

— Да, но драматургия Грибоедова идеально ложится на реалии сегодняшнего дня — буквально каждой фразой «Горя от ума» можно впрямую рассказать об окружающей нас жизни. Гоголя таким ключом не откроешь: он не реалист. Он говорит о больших, глубинных человеческих проблемах, но при этом сводит все к постыдным мелочам и доводит это противоречие до карикатуры, до гротеска. «Женитьба» вообще выглядит предтечей абсурдистской драмы. Гоголь вроде бы маскирует пьесу под водевиль, но постоянно работает с экзистенциальной проблематикой. Подколесин — это ведь такой комический вариант Гамлета. Только, в отличие от шекспировского героя, у Подколесина нет лексического аппарата, который помог бы как-то вербализовать проблему. И там, где Гамлет решает вопрос «быть или не быть», Подколесин просто мычит.

Мы не «ошинелили» «Женитьбу», но увели ее в сторону мультипликационности.

— Новейшая сценическая история пьесы Гоголя может быть определена, по сути, конкуренцией двух традиций: первая наследует эфросовскому призыву «ошинелить “Женитьбу”», вторая трактует гоголевский текст исключительно как удобный материал для антрепризного «чеса» — в последние годы, правда, стало чрезвычайно модным совмещать эти вроде бы разнонаправленные векторы. Какой получилась ваша «Женитьба»?

— Ну, если учесть, что «ошинеливать» мы и не пытались, то, видимо, получился как раз антрепризный «чес» — в конце концов, у нас для этого подобрался фантастический состав актеров. Наше решение требует ансамблевой игры, но при этом нужно существовать в некой крайней степени карикатурности. Экзекутор Яичница (Олег Комаров) — двойник Владимира Харконенна из «Дюны» Фрэнка Герберта: манерный силовик, патриций, садист. Отставной капитан Анучкин (Антон Ескин), мечтающий о том, чтобы невеста знала французский, — закатанный в цинковый гроб военный, одержимый высокой идеей романтичный труп: в нем есть что-то от платоновского Копенкина из «Чевенгура», посвящавшего все свои победы Розе Люксембург. Жевакин у Гоголя, если помните, пытается жениться в семнадцатый раз — и на старости лет наконец понимает, зачем человеку нужна семья, но осознает это слишком поздно: мы с актером Сергеем Пинегиным вывели его то ли водолазом, то ли космонавтом — и в иносказательном, и во вполне прямом смысле слова. C одной стороны — слегка «отлетевший» уже человек, с другой — трагический герой советского космоса, футуристического проекта, оставшегося в далеком прошлом… На выходе получилась такая адская commedia dell'arte — мы не «ошинелили» «Женитьбу», но увели ее в сторону мультипликационности.

Эскизы к спектаклю «Женитьба»Эскизы к спектаклю «Женитьба»© Из личного архива Филиппа Григорьяна

— В роли свахи Феклы Ивановны у вас занята ни много ни мало Ксения Собчак. Она вам понадобилась, так сказать, just for fun — или у столь парадоксального ангажемента есть какая-то концептуальная подоплека?

— Сочиняя спектакль, изрядную часть времени ты тупо, как компьютер, перебираешь самые разные схемы, пока душа не откликнется на что-то конкретное. С Ксенией именно так и получилось. Она постоянно была рядом, как один из любимых мультипликационных персонажей: я всегда был ее фанатом, прокрастинируя, я обожаю смотреть ее интервью на «Дожде». Меня всегда восхищали умение Ксении быть свободной и говорить правду в ситуациях, когда ее не говорит никто, а еще способность падать, подниматься, учиться и захватывать все новые и новые территории — думаю, вы понимаете, о чем я. В какой-то момент я подумал о Ксении применительно к «Женитьбе» — и забыл, как сон. А потом мне позвонил Евгений Миронов с вопросом, не хочу ли я, мол, попробовать на «Женитьбу» Ксению и Максима (Максима Виторгана. — Ред.). Я как-то сразу увидел в Виторгане такого Подколесина, который мне был нужен: большой ребенок, флегматик с затаенной болью, большой мужественный человек — и при этом одновременно такой пупсик! Когда мы впервые встретились, я не ожидал, что они так живо откликнутся: собираясь на встречу, почему-то думал, что Ксения в конце концов «соскочит», а Макс останется. В итоге получилось, что в спектакле играют оба.

Эскизы к спектаклю «Женитьба»Эскизы к спектаклю «Женитьба»© Из личного архива Филиппа Григорьяна

— Рекламный имидж спектакля отсылает продвинутого зрителя к Полю и Жилю, а более массовую публику — к заставкам «Дома-2». Фекла Ивановна Собчак в вашей «Женитьбе» играет привычную роль главной телесвахи страны?

— Я эту игру сознательно не доигрываю, не говорю прямо, кто она вообще. Это скорее обобщенный образ — плоть от плоти современного мира, функция, механизм, которому, в сущности, совершенно все равно, кого с кем женить. Она ни хорошая, ни плохая, хоть и видится Подколесину смертью, которая пришла по его душу. Фекла ведет себя как социальная сеть для знакомств — если помните, в какой-то момент она говорит Агафье: ну не хочешь одного, так возьми другого — какая разница, хочешь потолще, хочешь потоньше, у нас на любой вкус женихи имеются.

— Вы работаете с Собчак как со своего рода реди-мейдом или все-таки пытаетесь встроить ее наравне с другими артистами в общий ансамбль?

— В каком-то смысле да. Но такая ситуация оказалась неприемлемой для нас обоих. И самым большим откровением для меня стал момент, когда Ксения наконец начала играть. За время репетиций она проделала, надо сказать, большую работу. Есть в спектакле одна очень показательная сцена, в которой Фекла приходит к Агафье Тихоновне — у нас она владеет каким-то мелким общепитом, что-то вроде шаурмы, где усталая сваха присаживается перекусить. Ксения много часов потратила на эту сцену, чтобы научиться есть и говорить одновременно…

Эскизы к спектаклю «Женитьба»Эскизы к спектаклю «Женитьба»© Из личного архива Филиппа Григорьяна

— Чего в этом экстравагантном кастинг-ходе больше — риска или уверенности в кассовом успехе?

— Думаю, все-таки риска. Желтяк — это мощная и давящая штука. Спектакль получился отнюдь не объединяющим зал: имея наглость пригласить Ксению Собчак выйти на драматическую сцену, мы должны быть готовы к тому, что в ответ большое количество людей неожиданно и вдруг станут экспертами в области театра.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544