Роща

Зачем инсталляция Лены Холкиной переносит зрителей в царские охотничьи угодья XVII века?

 

В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Четвертый резидент: Дарья Туминас — фриланс-исследователь, фотограф и куратор. В 2011 году Туминас окончила магистерскую программу «Теория кино и фотографии» в Лейденском университете с дипломом, рассматривающим нарратив в фотографии. Во время обучения Дарья проходила интернатуру в журнале Foam Magazine в Амстердаме. В 2011—2014 гг. Дарья совместно с Евгенией Свещинской курировала программу «Опыт голландской фотографии», включавшую в себя ряд образовательных событий и выставку о голландской фотографии «Undercover» (выставочная площадка — музей современного искусства «Эрарта»), которая получила серебряный приз на конкурсе European Design Awards. В 2014 году Дарья курировала проект «Читая фотокнигу», включавший в себя выставку, семинар и конкурс рецензий на фотокниги (выставочная площадка — Галерея печати). На данный момент Дарья преподает в FotoFactory (Амстердам), Webster University (Лейден), работает в галерее Johan Deumens Gallery (Амстердам), пишет о фотографии и работает над несколькими независимыми проектами в качестве фриланс-куратора.

Дарья Туминас представляет проект Лены Холкиной «Роща».

Лена Холкина — фотограф, художник, автор книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и «ФотоДепартамента» (Санкт-Петербург), стипендиат Urban Urge 2014. Ее книга «Did we ever meet выиграла конкурс Rock Your Dummy! в Париже в 2013 году и выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и в европейских городах в рамках проекта Box of Dummies. Книга «Doorways» вошла в шорт-лист премии Unseen Dummy Award в Амстердаме в 2014 г. Фотографии и книги Лены были представлены на выставках во многих галереях России и Европы.

Разговор Дарьи Туминас с Леной Холкиной

Дарья Туминас: Расскажи, пожалуйста, как технически работает «Роща» — инсталляция, в которой «зритель оказывается в реликтовом лесу, находившемся на территории Даниловского района Москвы и вырубленном в процессе строительства Завода им. Лихачева (ЗИЛа)»?

Лена Холкина: Технически «Роща» — это проекция зацикленного видео, сделанного из фотографии, «оживленной» при помощи программы морфинга. Отдельные куски леса медленно «текут», сдвигаются. Проекция расположена в выставочном зале «ART Коробка» таким образом, что ее видно издалека с разных точек, и задача легкого «течения» леса — привлечь зрителя / посетителя ТЦ, пригласить его подойти ближе, сымитировать эффект бокового зрения. При приближении к пространству проекции зритель в определенный момент попадает в узкое поле зрения камеры наблюдения, изображение с которой тоже проецируется на стену с лесом, и зритель неожиданно для себя оказывается в лесу. Качество картинки таково, что силуэт зрителя довольно сильно высветлен, в проекции он больше всего похож на призрака, внезапно появляющегося в «текучем» лесу и так же внезапно покидающего его. Таким образом, идея призрачного, давно не существующего леса проявляется максимально.

Туминас: В описании проекта «Роща» говорится о том, что зритель видит давно не существующую Тюфелеву рощу якобы ожившей и «отражающей виртуальную реальность… всего, что окружает нас в урбанистическом пространстве». Насколько я понимаю, виртуальность реального пространства связана для тебя с временными пластами, которые не оставляют никаких следов на городе, кроме истории, рассказанной в Википедии (которую ты цитируешь в описании проекта): Тюфелева роща была царскими охотничьими угодьями в XVII веке, реликтовым лесом, в 1916 году превратилась в территорию автомобильного завода «ЗИЛ», в 2015 году на месте ЗИЛа появился торговый центр «Ривьера». Леса на этом месте нет еще с 1930-х. Можешь рассказать подробнее, что такое виртуальная реальность урбанистического пространства для тебя?

Холкина: Когда кураторы выставки Дарья Неретина и Валентина Халтанова предложили сделать работу для «ART Коробки», мне показалось важным и интересным рассказать посетителям торгового центра об этом месте что-то увлекательное, в какой-то степени сокровенное, что-то, удаленное от них во времени и, может быть, в пространстве. Понятие виртуальности представлено в проекте именно в этом контексте — связи с рощей возможны только в формате цифровых данных или текста. О Тюфелевой роще мне рассказала фотограф Оля Алексеенко. Затем в интернете обнаружилась активная доминанта информации, представленной в статье Википедии, посвященной роще (поэтому я и включаю в текст о проекте очевидную отсылку к ресурсу). Таймлайн этой территории детализирован и разнообразен — от реликтового леса к железной дороге, автомобильному заводу и, наконец, к «социальному кластеру нового поколения» и «торговому центру lifestyle-формата» (цитаты из пресс-релиза открытия ТРЦ «Ривьера», в котором расположена «ART Коробка» ). В реальности — как правильно подмечают немногочисленные исследователи, пишущие в интернете о Тюфелевой роще, — от нее остались лишь название улицы и пара текстов в сети.

Туминас: «Роща» встает в один ряд с другими твоими «городскими» проектами, например, с работой «Сны Центрального павильона». Эта перформанс-проекция работает с той же идеей виртуальности. ВДНХ, «сюрреалистический некрополь», представлена в «Снах Центрального павильона» как «место силы из прошлого с возможностью будущего, чья функция в настоящем не определена». То есть это очередное пространство, где на первый план выступает его временной аспект. Выбор мест, с которыми ты работала (Тюфелева роща и ВДНХ), был отчасти определен site-specific-характером работ: «Роща» делалась для новой галереи «ART Коробка» в торговом центре «Ривьера», а «Сны Центрального павильона» были сделаны в рамках VI Московской биеннале современного искусства, проходившей в Центральном павильоне ВДНХ. Но мне бы хотелось остановиться на природе выбранных тобой мест вне зависимости от их связи с выставочными площадками. Почему тебе интересен город как точки в пространстве, аккумулирующие память? И выделяются ли для тебя некоторые места или теоретически ты могла бы работать с абсолютно любым пространством — ведь любое пространство можно рассмотреть с точки зрения его существования в разные моменты времени?

Холкина: Я часто работаю в городе в первую очередь потому, что в нем живу. Для исследования и создания даже таких работ, как «Роща», — где на самом деле ничего вещественного практически не создается — нужно время (и деньги), поэтому пока все происходит по принципу «где живу, там зарабатываю и там же делаю проекты». Конечно, в городе интересно по понятным причинам — здесь есть масса тем, вопросов, возможностей и личных привязок, которые становятся точками отсчета. Но теоретически я могла бы (и хотела бы) работать с абсолютно любыми и разнообразными пространствами, ты совершенно права.

Туминас: Ты делаешь огромное количество фотокниг и зинов, и даже инсталляции могут сосуществовать с публикацией. Например, «Сны Центрального павильона» состоят из проекций и из книги. Была ли идея сделать и для «Рощи» печатное издание — подытоживающее или дополняющее инсталляцию?

Холкина: Мне нравится формат фотокниги сам по себе и как часть чего-то большего, как было с проектом на ВДНХ. Но во втором случае хорошо, чтобы книга не просто сопутствовала проекту, описывала или документировала его, но и проявляла еще один слой каким-либо способом — через форму, содержание, контраст текстов и изображений, особенности бумаги и т.п. В случае с «Рощей» живой материальный тактильный объект мне кажется избыточным — сам проект формально так же виртуален, как и его точка отсчета. После окончания проекта не должно остаться ничего, кроме цифровых данных и текстов.

Сайт автора


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241629
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249622
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416268
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420506
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425759
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427102