28 мая 2014Colta Specials
186

Зима близко

Фотографы Федор Телков и Сергей Потеряев наблюдают, как с северных территорий России вместе с нефтью и газом уходит культура малых народов

 

Федор Телков и Сергей Потеряев объехали населенные пункты Ханты-Мансийского округа, где почти прекратилась добыча нефти и газа, и засняли, как живет летом коренное население этих мест — ханты и манси. «Это, по сути, будущее нашего Севера», — говорят об увиденном фотографы.

От авторов

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране проживают: ненцы — 44 640 чел., эвенки — 38 396, ханты — 30 943, манси — 12 269, селькупы — 3 649.

Самые серьезные потрясения быт и культура коренных народов Севера претерпели в годы советской власти. Эти изменения привели к тому, что сегодня их языки находится на грани исчезновения, а большая часть молодежи проживает в городах. Как говорят они сами, первым ударом были «укрупнения». Поселения, состоявшие прежде из двух-трех семей и находившиеся друг от друга на большом расстоянии, были объединены в крупные населенные пункты. Все трудоспособное население было включено в сферу общественного производства. Зажиточные семьи были «раскулачены» (а это, как правило, были семьи старейшин общин), шаманы подверглись гонениям. Видимо, поэтому среди прочих характерных черт представителей КМНС можно выделить крайнюю недоверчивость и скрытность.

Следующим мощным фактором в разрушении традиционной культуры стали детские интернаты, куда детей забирали зачастую против воли родителей. В интернатах детям выдавалась форма, национальная одежда выбрасывалась, сжигалась. Родной язык не только не преподавался, но и строго запрещался учителями. Вследствие этого большинство использует сегодня русский язык в обиходе, а подавляющее число молодежи вовсе не знает языка. Кроме того, дети, проводившие большую часть года в интернате, теряли важнейшие бытовые навыки.

В связи с низким социальным статусом в советском обществе КМНС испытывали негативное отношение со стороны русского населения. В те времена в паспорте указывалась национальность гражданина, в связи с этим некоторые манси пытались сделать так, чтобы в документах было написано «русский».

В 1990-е годы XX века государство стало разворачивать политику в сторону сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера. Появились различные льготы и субсидии для представителей КМНС, в некоторых школах стал преподаваться родной язык, начали проводиться национальные праздники на всероссийском и региональных уровнях, образовались секции народных видов спорта, организовались ансамбли, творческие кружки и т.д. Представители КМНС стали обладателями некоторых преимуществ, получая, например, особые лицензии на рыбалку и охоту. В поселениях были организованы национальные общины, куда «националы» теперь могут сдавать дикоросы, рыбу и дичь.

Но, как замечают люди в возрасте 45 лет и старше, — уже поздно! Льготы и субсидии сильно расслабляют, говорят они: молодые люди считают, что легче не работать и получать те же деньги, что и рабочие. Кроме того, ради получения льгот представителями КМНС стали записывать детей, имеющих отдаленное родство с «коренными», например, только в лице бабушки или дедушки. Возвращаться к истокам большинство молодежи уже не желает, не видит в этом никакого смысла. Жить «нормально», как все, — вот основной вектор.

Страница проекта «Линия Севера»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249391
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416036
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420349
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425585
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426928