Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243297 сентября в фонде in artibus в Москве откроется персональная выставка Михаила Рогинского (1931-2004) «Прощание с "Розовым забором"», на которой будет представлено более 40 произведений художника из частных собраний.
Выставка «Прощание с "Розовым забором"» — необычный проект для фонда. Главного экспоната — картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) — нет в экспозиции. Работа из собрания Инны Баженовой передана в дар Центру Помпиду и теперь будет представлять творчество художника в одном из ведущих мировых музеев, в Париже — городе, где Рогинский прожил многие годы.
В отличие от большой монографической выставки автора, инициированной фондом in artibus и представленной на 14-й Архитектурной биеннале в Венеции (2014), московский проект включает в себя принципиально иной набор произведений из частных собраний, ранее не экспонировавшихся в таком составе.
Один из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов, Михаил Рогинский изображал простые, непарадные предметы, не боясь показаться художником быта и повседневности, и «Розовый забор» — яркое тому подтверждение.
В творчестве Михаила Рогинского розовый забор — устойчивый мотив, к которому художник обращался неоднократно. Розовые заборы, комнаты и дома, не раз встречающиеся в произведениях автора, нельзя считать банальностью и абсурдной реальностью советской жизни, которую любили изображать многие неофициальные художники. Раскрашивая объекты в розовый цвет, Рогинский создавал очевидный и одновременно невозможный предмет и делал его символом бытия.
Розовый цвет Рогинского неоднозначен. Это не метафора мечтательности, не намек на взгляд сквозь розовые очки. Мироощущение художника и его творчество отнюдь не оптимистичны, они, скорее, полны меланхолии и пессимизма. Легкомысленный броский розовый в живописи Рогинского создает эффект искусственной, нарочито подкрашенной жизни.
Художник играл с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. Он противопоставлял не белый черному, а розовый серому как символы мечты и повседневности.
Михаил Рогинский воплотил атмосферу надежды и разочарования эпохи не только в сюжетах и мотивах своих произведений, но в самих красках и материи живописи. Дома, люди, чайники, примусы, заборы, трамваи и стулья — всего лишь актеры в театре мироздания, где нет протагонистов и массовки, где каждый персонаж важен и ничтожен одновременно, а розовый в этой живописной драматургии — один из главных героев.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024329Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20242611Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202410305Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416914Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417595Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202420330Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421116Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426225Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202426422Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427578