Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877В рамках фестиваля имени Сергея Довлатова «Заповедник», который состоится 16-20 сентября в Псковской области, проводится литературный конкурс работ молодых авторов.
Как сообщают организаторы, продюсерское агентство BOKOVFACTORY и Интеллектуальный клуб «148», цель конкурса — найти новых, ранее неизвестных широкой публике талантливых авторов и рассказать о них широкой аудитории.
От каждого соискателя на конкурс принимаются по две работы объемом 2000–8000 знаков на русском или английском языке — «портрет Довлатова» и рассказ/эссе. Прием работ на электронный адрес [email protected] осуществляется до 31 июля.
Затем редколлегия составит шорт-лист из 10 авторов, которые будут приглашены на фестиваль. В день литературной программы будут объявлены и награждены победители.
О требованиях к работам рассказывает куратор конкурса, писатель Виктор Ерофеев:
Требование первое. Все, что вы напишете, должно быть о Сергее Довлатове. О его жизни и творчестве. О том, почему эмигрировал, откуда брал темы для рассказов и повестей, как относился к современникам, а также к тем, кого считал в литературе «главными и великими». Это наш фестивальный посыл и одновременно эксперимент. Его главным участником являетесь вы.
Требование второе. В произведениях, присланных на конкурс, необходимо не отходить от темы слишком далеко. Мы верим, что этого не случится. По-новому и талантливо зазвучат в ваших произведениях ценности, которые отстаивал Сергей Довлатов. И в своих колонках в газете «Новый американец», и в повести «Заповедник», и во всех без исключения произведениях, сделавших имя писателя знаменитым, а его книги одними из самых читаемых в России и мире. Эти ценности переоценке не подлежат. Кто станет отрицать, что готовность услышать чужое мнение — признак здравого смысла, а не чего-нибудь еще? В ряду «довлатовских ценностей» и отсутствие прижизненных святых, и желание жить со всеми, непохожими на тебя по мышлению. Именно жить в дискуссии с Другим, в диалоге с Миром, а не участвовать в сотворении кумира тоталитаризма, единомыслия и страха. Это свобода внутренняя начинается там, где заканчивается идеологической диктат.
Стиль Довлатова впитал в себя литературные традиции его предшественников. Пушкин, Гоголь, Чехов, Куприн, Булгаков, Зощенко помогли его стилю развиться и достичь совершенства. Он стал автором совершенно новым. Такого ранее в русской литературе не было. Он во всей полноте усвоил литературное наследие предшественников, чтобы выращенное им дерево плодоносило не камнями, но фруктами.
Отсюда и наше третье требование: полный отказ от подражания. И не кому-нибудь, а прежде всего самому Сергею Довлатову. Вряд ли нужен нам и еще один Достоевский, тем более что Достоевский может быть только один. Не надо копировать Чехова, Куприна, Зощенко, Булгакова и всех остальных. Вполне достаточно написать вещь в своем стиле и в ней предельно ясно и точно изложить свои мысли. Причем в обоих текстах, которые вы нам соберетесь прислать. Текст первый: «Портрет Довлатова» (импрессионистский, экспрессионистский, постмодернистский, классический, автобиографический, литературоведческий и т.п.). Второй текст — ваше сочинение о чем угодно и под каким угодно углом зрения.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413029Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420185Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423597Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555