Холодная экранизация пикантной «Новеллы снов» Артура Шницлера, автора, заслужившего комплимент самого Фрейда, вызвала неприязненно-растерянную реакцию у современников. И правда — перенесенные из начала 1920-х в середину 1990-х страдания фрустрированного венского мещанина выглядели несколько старомодно, а больше всего критиков Кубрика раздражали пошловато-торжественные, в духе порнографа Майкла Нинна, сцены оргии в замке, куда в кульминационном эпизоде попадает зажатый и неудовлетворенный герой Тома Круза, доктор Харфорд. Растерянная отчужденность сексуальных фантазий — то ли Харфорда, то ли самого Кубрика — не очень-то соответствовала радужным идеалам гедонистической эпохи, утверждающей право (или даже обязанность) на наслаждение. Зато отлично вписывалась в психоаналитическую парадигму, утверждающую трагическую невозможность для человека по-настоящему испытывать влечение. Старомодные фантазии Харфорда, реализующиеся, к его собственному ужасу, в течение одной ночи перед Рождеством, — это лишь жалкая имитация, защитная реакция на столкновение с желанием жены, открыто признающейся доктору в своих фантазиях о сексе с морским офицером. Да, у Кубрика именно женщина оказывается по-настоящему активным партнером, четко понимающим, чего и с кем она хочет. Именно она и произносит финальное to fuck — приглашение к прямому действию, которое должно спасти супругов от далеко идущих фантазий, снова оказавшихся куда страшнее самой реальности.
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244813Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246374Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412975Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419464Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420133Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422791Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423546Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428713Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428855Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429515Подземелье
Между страхом и ужасом