21 октября 2016
642

Валентина Янсен: «Калининград — это пристанище для уставших москвичей»

Карта Балтийского побережья из картинок и звуков — как это? Кто стоит за этим? И почему в Калининград бегут просвещенные столичные жители?

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Иван Кардашёв

На прошлой неделе в Калининграде и области подвели итоги резиденции «Балтийские ландшафты» — международного культурно-образовательного проекта, где участвовали саунд- и видеохудожники из Швейцарии и России. Итогом проекта станет сайт, который появится в сети в ноябре; на нем будет представлена аудиовизуальная карта Балтийского побережья. COLTA.RU пообщалась с куратором проекта Валентиной Янсен.

— Зачем нужна подобная карта со звуками и визуальными образами городов Калининградской области?

— Эта идея родилась у меня довольно давно. Как ни странно, это случилось не в самом Калининграде, а в Италии, в Сиене. Мне показалось, что в Италии, как и у нас, очень сильно захламлено звуковое пространство в местах большого скопления людей — и в тех, куда приезжают туристы, и в тех, где живут сами итальянцы. То же самое можно сказать про побережье: при всей красоте нашей природы люди создают очень много шума. Возникает вопрос: неужели они не понимают, что приезжают отдохнуть — но при этом не отдыхают? Нам захотелось обратить внимание на то звуковое пространство, которое здесь есть: ведь оно тоже делает эти места привлекательными.

— И как проходила работа над этой ловлей звуков?

— Саунд-дизайнеры и музыканты занимались field recording — полевыми записями в трех городах: Янтарном, Светлогорске и Зеленоградске. Это три основных курортных места в Калининградской области. Места выбирались самые разные: янтарный карьер и променад-пляж в Янтарном, заброшенные территории (вроде закрытого пионерлагеря), которые у нас часто соседствуют с новыми отелями. Что касается визуальной части, то я сначала думала, что из этого получится какой-то туристический продукт. Но, посмотрев на получившиеся видео и снимки, могу сказать, что это будет красиво, но мрачновато — в первые дни после приезда тут был шторм. Вообще Балтийское море довольно неспокойное, суровое — оно прекрасно в своей драматичности. Возможно, кто-то из туристов оценит то, что здесь можно увидеть настоящий разгул стихии.

© Иван Кардашёв

— Вы известны как концертный промоутер, на вашем счету — московские концерты Kings of Convenience, немецкого композитора Хаушки в соборе Святых Петра и Павла. Как в вашей жизни возник Калининград?

— Два года назад я переехала сюда из Москвы. Я не отношусь к своему переезду фатально — хотя многие мои новые друзья склонны так считать. Вообще про то, что Калининград — это пристанище для уставших москвичей, вышла не одна статья в медиа. Здесь очень круто жить: хорошая экология, санкционные продукты, пятьдесят километров до Европы, больше свободного времени за счет того, что город очень небольшой. О чем еще мечтать? Час на машине — и ты полностью меняешь атмосферу вокруг. У меня много знакомых семей, которые перебрались сюда из-за детей: растить их в Москве с ее экологией и ритмом жизни сложнее. В столице у меня остались некоторые проекты, я продолжаю заниматься ими и в Москве, и здесь.

— Расскажите подробнее об участниках резиденции: почему ваш выбор пал именно на них?

— Это очень разноплановые люди. Например, Тьерри Шаролле — самый взрослый из участников — одновременно и композитор, и исполнитель своей музыки, и человек, ведущий такие звуковые дневники, можно назвать его архивариусом. У него есть своя открытая библиотека сэмплов, записанных в разных местах, которыми может пользоваться каждый желающий. У Кристофа Штэли, приехавшего к нам из Цюриха, есть два образования: одно в сфере искусства, а другое сугубо техническое. Он превосходно разбирается в синтезе звука, собственно, именно звук для него и является главным источником вдохновения. Еще он проводит воркшопы, посвященные сборке специализированных устройств, — один из них прошел в рамках этой резиденции, он учил желающих собирать пьезомикрофоны. Еще один артист из Швейцарии — Лоран Питер, человек с большим опытом в саунд-инсталляциях, музыкант и исполнитель. Это крайне немногословный, но очень профессиональный человек, с которым мне бы хотелось поработать и в будущем — в сфере звуковых инсталляций в публичных местах, их у нас никто не делает. Одним из российских участников стал Сергей Суокас, электронный музыкант из Карелии, работающий в самых разных жанрах, — уникальный, на мой взгляд, артист, который умеет для каждого мероприятия подобрать нужный контент. Калининград представляет Данил Акимов — куратор местного ГЦСИ, он уже давно выступает по всей Европе в качестве саунд-артиста. Над визуальным контентом работает москвичка Виолетта Постнова, выпускница Высшей академической школы дизайна, которая делала видеоряд для нескольких организованных мной концертов — всякий раз это получалось очень органично. А также фотограф и графический дизайнер Иван Кардашев из Петербурга, он давно влюблен в Калининград и часто здесь бывает.

И в Европе, и у нас очень сильно захламлено звуковое пространство.

— Какое впечатление произвел Калининград на швейцарцев?

— Свободного времени у участников было немного, все занимала работа — либо на побережье, либо в студии, устроенной нами в отеле. К тому же эта резиденция совпала с фестивалем Kaliningrad Music Week, хедлайнером которого стал Московский ансамбль современной музыки, выступивший в Кафедральном соборе. Город показался швейцарцам очень экзотичным: с одной стороны, здесь много немецкой архитектуры, с другой — здесь живут совсем не европейские люди.

— А почему вы решили пригласить для работы над этим проектом именно швейцарцев?

— Я была в Швейцарии четыре раза и в какой-то из них отметила, что там очень много людей, которые занимаются field recording — целенаправленно уходят в горы, записывают там какие-то звуки, анализируют их. Что мне еще нравится в этой стране — там творчество не настолько конъюнктурно, как в других странах Европы, где есть четкое разделение по сегментам рынка: если ты музыкант — это один рынок, если саунд-артист — другой. В каждой нише обычно существуют определенные правила, которым нужно следовать, чтобы чаще выступать, быть востребованным. В Швейцарии этих условностей меньше — возможно, потому, что и сама страна меньше.

© Иван Кардашёв

— Когда появится сайт, на котором можно будет все посмотреть и послушать?

— Мы только что провели отчетные аудиовизуальные концерты. Один состоялся в Клайпеде — мы работаем в сотрудничестве с Балтийским филиалом ГЦСИ, стараемся показывать интересные международные проекты и на территориях стран-соседей. А другой — непосредственно на побережье, в курортном Светлогорске, в очень красивом концертном зале детской школы искусств. Это выбеленная изнутри кирха с дубовыми перекрытиями, небольшое помещение, где мы представили промежуточный итог всей работы близкой нам аудитории, партнерам проекта. Сайт появится в ноябре, до этого нам предстоит отредактировать и привести накопленный материал в надлежащий вид. Я уже думаю о будущем: в следующем году хотелось бы сделать резиденцию в Клайпеде — с русскими и литовскими художниками.


Понравился материал? Помоги сайту!