26 февраля 2014Литература
203

Вразумить урбаниста

Станислав Львовский о книге Витольда Рыбчинского «Городской конструктор»

текст: Станислав Львовский
Detailed_picture© Colta.ru

Витольд Рыбчинский — один из самых известных мировых урбанистов-теоретиков. Будучи представителем академической среды и автором более трехсот научных статей, посвященных архитектуре, жилищному строительству и технологиям, он не чурается при этом и более легкомысленных, что ли, жанров: Рыбчинский в разное время вел или ведет колонки в Slate, в Atlantic Monthly и даже пишет в New Yorker. Кроме того, Рыбчинский пишет книги. Помимо той, о которой сегодня, собственно, речь, наиболее известны, наверное, «Дом» и «Городская жизнь».

И эти два текста, и только что вышедший по-русски «Городской конструктор» проходят некоторым образом по ведомству истории идей. Собственно, автор не скрывается. «Дом» снабжен подзаголовком «Краткая история идеи», а «Городской конструктор» полностью называется «Городской конструктор. Идеи и города». Рыбчинского-ученого интересуют архитектура, среда, урбанистика. Рыбчинского — популярного автора non-fiction интересует история идей и представлений об архитектуре, среде, урбанистике. Читатель Рыбчинского получает, таким образом, «два по цене одного»: историка-популяризатора, работающего с предметом изучения другой его ипостаси — то есть ученого.

© Strelka Press

Слова «теоретик» и «историк» здесь, конечно, создают не совсем верное впечатление. «Городской конструктор» представляет собой далеко не только теоретический или, так сказать, историографический интерес. Изрядное место в книге занимают case studies. Так, отдельная глава посвящена, например, «эффекту Бильбао» — а точнее, тому, что Рыбчинский описывает как антагонизм между сегодняшней «модой на “иконическую” точечную застройку» и последовательным, системным проектированием городской среды. В другой главе довольно подробно описаны принципы, использованные планировщиками при создании израильского Модиина, построенного совсем недавно — в начале девяностых.

Однако основным сюжетом книги оказывается жизнь (и борьба) идей главных американских урбанистов и архитекторов прошлого века: Льюиса Мамфорда, Джейн Джекобс, Фрэнка Ллойда Райта — и многих других. По мнению Рыбчинского, лицо американской урбанистики определили и в значительной степени продолжают определять три главные идеи. Первая — «гражданское искусство» Чарльза Малфорда Робинсона, обращавшего особое внимание на эстетические параметры городской среды и выступавшего за плановое развитие. Вторая — идея города-сада, которую Рыбчинский возводит к англичанину Эбенизеру Говарду. Последний не был ни архитектором, ни урбанистом — да и вообще не совсем понятно, кем был: как пишет Рыбчинский, Говард «обожал новшества, особенно пишущие машинки, интересовался спиритизмом, выучил эсперанто и стал активным членом местного дискуссионного клуба, где познакомился с социалистом Сиднеем Вэббом и молодым Джорджем Бернардом Шоу». Так или иначе, этот интеллектуал с неопределенным родом занятий написал важный для нашего сюжета текст, а именно — небольшую книгу под названием «Завтрашний день: мирный путь к истинной реформе». Работа эта представляла собой детальный проект нового города — собственно, «города-сада», сочетающего в себе преимущества городской и сельской жизни, а «подробное экономическое обоснование проекта основывалось на трех тезисах: во-первых, вся земля в городе должна принадлежать государственной корпорации; во-вторых, задача этой корпорации — скупать дешевые сельскохозяйственные земли, возделывать их и вкладывать полученные доходы в развитие нового города; и, в-третьих, население города не должно превышать 32 000 человек». Третья ключевая идея также принадлежит иностранцу — речь идет о принципе зонирования, согласно которому «в современном городе не должно быть смешения разных видов деятельности, он станет упорядоченным, логичным, спланированным». Далее Рыбчинский подробно описывает масштабную атаку на представления о благотворности планирования, предпринятую в самом начале шестидесятых Джейн Джекобс, автором «Жизни и смерти больших американских городов», и полемику, в которую вступил с ней историк, социолог и философ Льюис Мамфорд. Он отдавал Джекобс «должное как проницательному наблюдателю городской жизни (“никто не может превзойти ее в понимании сложного устройства мегаполиса”)», но не соглашался с ее категорическим неприятием городского планирования вообще, как идеи. Затем Рыбчинский переходит к следующей главе истории идей о городах — а именно к полемике Фрэнка Ллойда Райта с Ле Корбюзье. Вслед за этим автор в нескольких главах весьма подробно, на самых разных примерах (торговые центры, набережные, уже упомянутый «эффект Бильбао») разбирает динамику отношений между «урбанистикой спроса» и «урбанистикой предложения» — или, условно говоря, между авторитарным (top-down) и либеральным (bottom-up) подходами к развитию городов. Последние три главы посвящены осмыслению имеющегося исторического опыта: Рыбчинский пытается понять, «в каких городах мы хотим жить» и «какие города нам нужны».

Рыбчинский полагает, что успешное городское планирование характеризуется отказом от крайностей — как авторитарно-модернистского, так и анархического толка.

«Городской конструктор» скорее всего разочарует тех, кто ищет в современной урбанистике каких-то совсем уж неожиданных идей и радикальных подходов. Кажется, именно интерес Рыбчинского к истории идей в этой сфере сообщает его собственным предложениям свойства осторожности и взвешенности. Автор книги — классический сторонник «срединного пути», пусть и не в буддийском смысле. Рыбчинский полагает, что успешное городское планирование характеризуется отказом от крайностей — как авторитарно-модернистского, так и анархического толка. Рыбчинский, с одной стороны, полемизирует с Джекобс, напоминая нам, что «города развиваются не только в соответствии с запросами людей, но и под влиянием объективных нужд». С другой — пишет о том, что нынешняя экономическая стагнация, несомненно, приведет к увеличению государственных расходов в общественном секторе, отчего специалисты столкнутся с искушением грандиозными проектами — новыми вариантами «Лучезарного города» XXI века. Это «искушение будет очень сильным, поскольку государственное финансирование освобождает от ограничений, налагаемых рынком, дает возможность, как в старые добрые времена, заменить урбанизацию, основанную на спросе, планированием с приоритетом предложения (“мы лучше знаем, что вам нужно”)». По мнению Рыбчинского, «с этим искушением необходимо бороться». Впрочем, заканчивает он книгу не процитированным жестким (но верным) высказыванием идеологического свойства — а призывом к урбанистам и архитекторам извлекать уроки из собственного прошлого: «Будущий город во многом будет новым, иным, но, чтобы успешно развиваться, он не должен пренебрегать тем, что было раньше. Связь между прошлым и настоящим, способность увидеть старое заново всегда были неотъемлемой частью нестандартных урбанистических решений».

Вопрос о том, есть ли в занятиях историей (пусть и историей идей, пусть и в таком практическом поле, как урбанистика) прагматика «извлечения уроков», — сложный. Ответ на него не так уж и очевиден. Однако Рыбчинский разделяет традиционный — и оптимистический — взгляд на этот сюжет. Собственно, вся его книга представляет собой призыв к умеренности, рассудительности и интеллектуальной честности, которая является необходимым (но, увы, недостаточным) условием для того, чтобы учиться на собственных ошибках.

Погоды стоят известно какие — и не только у нас тут, но и повсюду: сложно представить себе, что этот призыв приобретет массовую популярность. Однако Рыбчинский, кажется, и не ставит себе такой задачи. Вразумить целый мир, конечно же, не удастся. А вот отдельного архитектора, планировщика, урбаниста — отчего бы и не попробовать?

Витольд Рыбчинский. Городской конструктор. Идеи и города. — М., Strelka Press, 2014


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245285
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246892
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413368
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419827
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423895
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429192
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429856