Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024548816 мая не стало поэта Алексея Колчева. Мы не были близкими друзьями, но я — как и многие — ощутил горечь и обиду, когда узнал о его кончине. Я вспомнил свои встречи с ним: в январе этого года, когда Алексей презентовал свою (последнюю прижизненную) книгу «Лубок к родине» в рамках нашего с Кириллом Корчагиным цикла вечеров «Igitur», а также прогулку по зимней Рязани, куда Леша (мы тогда перешли на «ты») пригласил меня выступить в прошлом году. Я с большим трудом переношу долгие зимние прогулки, но та осталась светлым воспоминанием благодаря его речи: Леша иронически комментировал окружающий провинциальный пейзаж и вдумчиво рассказывал о текущих культурных событиях. Он очень остро ощущал инерционность провинциальной среды, в его словах о культурном, так сказать, контексте родного города было много недоумения. Социальная инфраструктура современной провинции неизбежно рушится, в то время как культурная уже давно пребывает в упадке и часто несет печать позднесоветского, прямо скажем, убожества: в случае Рязани на это накладывается культ кучерявого классика, певца бескрайних просторов убийственной родины и ее же белых берез. Думаю, Лешу огорчала эта ситуация. Но он не просто разводил руками, а, например, организовал цикл литературных вечеров, на которых выступали самые разные московские и петербургские поэты: от Михаила Айзенберга и Линор Горалик до Натальи Азаровой и Андрея Черкасова. Важным для него было и сообщество единомышленников, живущих в Рязани или между Москвой и Рязанью: поэты Елена Горшкова и Юлия Грекова, художник Владислав Ефремов и многие, думаю, другие, о которых мне ничего не известно. Им, а также родным и близким Алексея я выражаю искренние соболезнования.
Антропология его текстов заставляет вспомнить рассказ из интервью Алексея Германа о когда-то интеллигентном приятеле его отца, который, освободившись после долгой отсидки, пришел к ним в дом и, попросив чифиря, уселся возле батареи, так как там теплее.
В прошлом году Леша выпустил сразу три сборника стихов. Надо сказать, это не самый частый случай в современной поэзии: как правило, «перерыв» между сборниками составляет пару-тройку лет. Но в помеченные 2013 годом книги вошли стихи нескольких (может быть, даже многих) лет. Я точно не знаю, когда начал создаваться этот корпус, и Алексей был не склонен раскрывать все карты, на вопрос о датировке отвечая иронически: если скажу, будет неинтересно. И все-таки, если прочитать эти книги подряд, складывается некоторая общая картина. Думаю, в изданную почти самиздатовским способом книгу «Частный случай» вошли ранние тексты, предъявляющие, что называется, множество возможностей развития. Здесь и пространные верлибры, которые язык не повернется назвать объективистскими, и рифмованные тексты, где уже появляется гротеск и рискованный юмор. Появляются и привычные персонажи его текстов: homo sacer, обитающий на обочине социума, который все больше и больше сам напоминает обочину. Стихи следующей книги «Несовершенный вид», изданной в Нижнем Новгороде, не менее мрачны. Но в них также присутствует мотив материальности самого поэтического труда, его связи с телом, находящимся в процессе постоянного становления. Стихи возникают в момент острого взаимодействия тела поэта со средой, именно поэтому они подчеркнуто материальны, фактурны. В то же время поэт у Колчева может вовсе не писать стихов (как и художник может ничего не рисовать), достаточно просто обозначить себя как «сатуновский» или «бродский», «холин» или «сваровский» и пересекать равнину или двор, который является наиболее частотным топонимом в его текстах. Но в этом нет ни грана пустопорожнего ерничества: антропология его текстов заставляет вспомнить рассказ из интервью Алексея Германа о когда-то интеллигентном приятеле его отца, который, освободившись после долгой отсидки, пришел к ним в дом и, попросив чифиря, уселся возле батареи, так как там теплее. Лирический субъект в текстах Колчева каждый раз претерпевает подобное перерождение, становится другим: именно оно позволяет ему найти слова для описания явлений, которые с большим трудом поддаются описанию. При этом у него сохраняется возможность наблюдать за этим со стороны, снимая показания зашкаливающих датчиков: все-таки, несмотря на шокирующие сюжеты и мотивы, эти тексты довольно сдержанны и хорошо сделаны, даже когда уверяют читателя в обратном.
Иллюстрировать тезисы о поэзии Колчева цитатами трудно, почти невозможно: корпус его текстов настолько целен, что надо цитировать либо все, либо ничего. Но мне все-таки хотелось бы привести фрагмент из двухчастного стихотворения «Пистолет», которое когда-то поразило меня совмещением тонкой культурной аналитики и мрачноватого юмора:
когда я слышу
слово
культура
я хватаюсь
за пистолет
пистолет играет
важную роль
в современном
искусстве
пистолетом
художники
пишут картины
пистолетом
поэты
рисуют стихи
музыканты
подбирают созвучия
на пистолете
кинематографисты
пистолетом
снимают
выдающиеся
художественные фильмы
может быть
и я
смогу
при помощи пистолета
извлечь
из себя
что-нибудь
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245488Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20247090Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413550Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419983Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420690Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423306Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202424054Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429276Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429331Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202430003