18 января 2018Переменная
1193

Российский климат прошел диспансеризацию

Ученые предупредили о климатических рисках для России — и призвали вооружаться

текст: Кирилл Николаев
Detailed_pictureРезкое потепление в Омске, март 2016© Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Текст продолжает проект об экологии «Переменная».

Свежий доклад Росгидромета «О климатических рисках на территории Российской Федерации» — часть работы, которую ведут метеорологи и климатологи во всем мире. Климат меняется (это у ученых не вызывает сомнений), решающую роль в этом последние полтора столетия играет деятельность человека, и эти изменения будут продолжаться — а значит, к ним надо готовиться, знать врага в лицо и посчитать, во что нам обойдется противостояние.

Потепление в России, согласно докладу Росгидромета, идет в 2,5 раза интенсивнее, чем в среднем по земному шару. За последние 40 лет в среднем по стране приземная температура воздуха увеличивалась на 0,45 градуса Цельсия каждые десять лет, сильнее всего — на побережье Северного Ледовитого океана, меньше — на юге Западной Сибири. Однако потепление — это еще не все: наблюдения также показывают, что количество осадков растет на 2,1% за десять лет, дней со снежным покровом в европейской части России все меньше (на один день за каждые десять лет), а в Забайкалье таких дней, наоборот, все больше.

Результаты, полученные на климатических моделях, говорят, что потепление продолжается, меняться могут лишь его масштабы в зависимости от того, как сильно вырастет содержание парниковых газов в атмосфере. При самом жестком сценарии, когда их выбросы будут расти на протяжении всего XXI века, температура на севере России в среднем вырастет на 11 градусов Цельсия, а в южных частях страны — на 6 градусов. Исследователи отмечают, что самыми разрушительными для экосистем будут изменения климата в Арктике, так как дикая природа не успеет приспособиться к резко изменившимся условиям среды. Осадки будут вести себя по-разному в зависимости от времени года и региона: зимой их станет больше по всей стране, летом же в северо-восточных регионах станет более дождливо, а в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа придут засухи.

Эксперты по климату утверждают, что растет не только его изменчивость, но и частота экстремальных погодных явлений. Для примера в докладе приводятся данные о выплатах страховых компаний по ущербу, связанному с жестокой непогодой. С 2010 по 2013 год по миру страховщики выплатили более 70 млрд долларов, тогда как за такой же по продолжительности промежуток времени в 80-х годах выплаты составили около 15 млрд долларов. И дело не только в том, что люди стали активнее страховать свое имущество: меняются сами риски.

Что бывает, когда в строительстве не учитывают климатические факторы, наглядно показывает дорога, построенная к саммиту АТЭС в Приморье, которую стали размывать первые же сильные дожди.

Согласно докладу Всемирного экономического форума 2017 года, опасные гидрометеорологические явления занимают первое место среди глобальных рисков по вероятности возникновения, а по охвату разрушительного воздействия уступают только риску применения оружия массового поражения. По опасности они обгоняют землетрясения, цунами и извержения вулканов. Экономисты подсчитали, что вложения в подготовку к непогоде менее затратны, чем восстановление разрушенного стихией, вышедшей из-под контроля. Многочисленные проекты по снижению ущерба от опасных погодных явлений координирует Всемирная метеорологическая организация.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) пишет, что климатический риск возникает тогда, когда неблагоприятные или опасные метеорологические явления происходят там, где есть реципиент риска, подверженный этим явлениям и уязвимый для них. То есть риск складывается не только из самой вероятности, скажем, урагана или проливного дождя, но и из того, насколько к ним готовы. Более того, «неблагоприятное явление» может быть не только резким, как паводок, но и очень медленным, как, например, таяние многолетней мерзлоты или повышение уровня моря.

Росгидромет пишет, что изменение климата на россиян повлияет по-разному в зависимости от их социально-экономического и территориального положения. Система здравоохранения должна особо позаботиться о людях старше 65 лет, страдающих цереброваскулярными заболеваниями (это, например, инсульт) или заболеваниями органов дыхания, поскольку им в северных городах будут угрожать частые волны холода, а в южных — волны жары, как в столице летом 2010 года. Кроме того, душная погода будет провоцировать рост алкогольных психозов и суицидов.

Повсеместное повышение температуры расширит ареалы переносчиков инфекционных заболеваний — малярийных комаров и грызунов, вызывающих очаги туляремии и псевдотуберкулеза. Потепление снизит качество питьевой воды из-за обильного развития бактерий (сальмонеллы). Ученые подчеркивают, что в будущем труд врачей-эпидемиологов станет еще важнее, как и контроль безопасности пищевых продуктов и качества питьевой воды.

Национальная инфраструктура — здания, дороги и железнодорожные пути, всевозможные сооружения — уже сейчас требует пристального внимания, поскольку возведенные во второй половине прошлого века сооружения спроектированы из расчета на иные климатические условия. Теперь здания даже стареют быстрее — прежде всего, там, где температура все чаще «переходит через ноль», то есть меняется с плюса на минус и обратно (а значит, вода в трещинах, даже самых мелких, постоянно тает и замерзает). Например, говорится в докладе, в Якутске цокольные части кирпичных зданий полностью разрушены из-за конденсации влаги в стенах.

Климатические изменения коснутся и транспорта. Экстремально высокие температуры приводят к плавлению асфальта и деформации рельсов. Рост интенсивности осадков — к вымыванию грунта из-под дорожного полотна и разрушению дорог. Что бывает, когда в строительстве не учитывают климатические факторы, наглядно показывает дорога, построенная к саммиту АТЭС в Приморье, которую стали размывать первые же сильные дожди.

Из-за потепления колорадский жук может выйти за пределы северных, северо-восточных и восточных границ своего ареала и оказаться, например, в Карелии и Хабаровском крае.

Потепление приведет к сокращению периода ледостава: навигация по крупным рекам будет идти дольше, что благоприятно для судоходства. Однако в некоторых районах страны это затруднит сообщение между населенными пунктами, где, в отличие от Аляски и Канады, столкнувшихся с похожими проблемами, слабо развит местный воздушный транспорт, — там люди зависят от зимников, или ледовых трасс.

Без необходимых мер по адаптации изменения климата неблагоприятно повлияют на энергетику. Так, при подъеме температуры выше 15 градусов падает эффективность добычи газа, а таяние многолетней мерзлоты вызывает деформацию скважин и потери в добыче нефти до 20%. Изменение климата увеличит сток крупных сибирских рек — Енисея, Лены, Оби и Амура — и приведет к уменьшению полноводности рек на юге. Снижение годового стока Дона в последние 10 лет уже вызывает проблемы в водохранилище Цимлянской ГЭС. Из-за засух проблемы с охлаждением энергоблоков могут возникнуть на Нововоронежской АЭС, а обилие осадков будет угрожать Зейской и Бурейской ГЭС, находящимся на Амуре.

Потепление создаст сельскому хозяйству проблемы в виде засух: под риском засухи к середине века окажется до 60% посевных площадей России. Засухи снижают урожайность и могут вызывать массовое размножение мароккской саранчи в Ставрополье и Калмыкии. На что похожи нашествия этого насекомого, в Ставропольском крае видели, к примеру, этим летом. Из-за потепления колорадский жук, способный снизить урожай картофеля на треть, может выйти за пределы северных, северо-восточных и восточных границ своего ареала и оказаться, например, в Карелии и Хабаровском крае.

Не все последствия для сельского хозяйства будут неблагоприятными: вырастет урожайность озимой пшеницы (на 2,8% в год в Приволжском федеральном округе), подсолнечника, кукурузы и сахарной свеклы. Продуктивность сельского хозяйства будет расти и на территории Нечерноземья.

Изменение климата затронет 70% площадей сосняков и половину ельников, которые будут смещаться на север на пять километров в год вместе со сдвигом климатических поясов. Это событие глобального масштаба (в РФ находится четверть лесов всей планеты) вместе с лесными пожарами станет угрозой для биоразнообразия лесных сообществ. К середине ХХI века риск пожароопасности возрастет в три раза — а сегодня ущерб от лесных пожаров в стране составляет около 20 миллиардов рублей в год.

Несмотря на такие суровые прогнозы, авторы доклада с оптимизмом относятся к адаптационному потенциалу России: большая территория и особенности нынешнего климата, по их прогнозам, дают нам время приспособиться к сравнительно медленным климатическим изменениям, а также глобальным водному и продовольственному кризисам. Главное — не «тормозить»: как пишут авторы доклада, «задержки в принятии и исполнении государственных решений <…> уже в недалеком будущем означают существенное возрастание риска масштабных потерь».


Понравился материал? Помоги сайту!