16 февраля 2018Переменная
1924

Под белым-белым покрывалом февраля

Как рекордные снегопады вписываются в общую картину глобального потепления

текст: Юлия Смирнова
Detailed_picture© Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Текст продолжает проект об экологии «Переменная».

Зима 2018 года, которая в столице России и европейском регионе начиналась так по-европейски, плюсом под Новый год, в январе и феврале решила напомнить, на что на самом деле должно быть похоже это время года. Кажется, весь тот снег, которого нам так не хватало в конце декабря, решил выпасть с процентами. Где же глобальное потепление, разве оно не должно было отменить белые зимы?

Причиной последнего крупного снегопада, накрывшего Москву и другие регионы европейской части России, стала дружная работа балтийского и средиземноморского циклонов. Для столичных властей это не было неожиданностью: еще 1 февраля заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков говорил на пресс-конференции о том, что в выходные ожидается до 25—30 сантиметров снега. В итоге на Москву обрушились мощнейшие за всю историю метеонаблюдений снегопады — 125% месячной нормы осадков за двое суток и сугробы до 52 сантиметров в высоту вместо нормальных для начала февраля (35—36 сантиметров).

С задержкой в пару дней снегопад обрушился и на Санкт-Петербург, но тут вмешались другие природные силы — локальный циклон, сформировавшийся над Ладожским озером. «Над всем нашим регионом очень холодная воздушная масса и северо-восточный ветер, который устойчиво дует уже вторые сутки. В связи с этим над незамерзшей Ладогой образуются облака и выносят снег прямо на Санкт-Петербург. Это явление очень локальное. За прошедшие сутки в центре города выпало 17 сантиметров снега, в Лисьем Носу — 9 см, в Кронштадте и Ломоносове — не больше 1 см. Как только поменяется ветер с приходом циклона, влияние Ладоги закончится. И с московским циклоном наш снег не связан», — писал на своей странице в Фейсбуке главный синоптик петербургского Гидрометцентра Александр Колесов.

Возьмем хотя бы 2010 год: в первую очередь, все вспоминают экстремальную жару, но зима в Москве тогда отметилась морозами, сугробами и мощнейшим ледяным дождем, а в Петербурге появился новый мем — те самые «сосули».

Конечно, в мире есть регионы, где на снегопад, подобный московскому, никто бы даже не обратил внимания. Находятся они примерно на одной широте по обе стороны Тихого океана — на Камчатке и в Кордильерах. В верховьях Кроноцких ледников в год выпадает 5000—6000 миллиметров осадков, большая часть в виде снега — в пересчете с метеорологического на человеческий это, напомним, 5—6 метров осадков. Примерно то же самое происходит на другом берегу океана: на склонах Кордильер можно найти сезонные скопления снега толщиной до 20—25 метров. Именно здесь случались рекордные снегопады — за зиму 1971—1972 годов там выпало более 30 метров снега.

Кстати, если вы запамятовали, то за последние годы холодные и снежные зимы выдавались неоднократно. Возьмем хотя бы 2010 год: в первую очередь, все вспоминают экстремальную жару, но зима в Москве отметилась морозами, сугробами, мощнейшим ледяным дождем, а в Петербурге появился новый мем — «сосули». После той зимы многие даже стали говорить о том, что, может быть, и глобальное потепление замедлилось, но, увы, нет.

Чем теплее воздух, тем больше влаги он может содержать — это, в свою очередь, приводит к увеличению количества осадков: согласно уравнению Клапейрона—Клаузиуса, водоудерживающая способность атмосферы возрастает приблизительно на 7% при каждом повышении температуры на один градус Цельсия. То есть повышение температуры приведет к увеличению в атмосфере количества водяного пара, который в какой-то момент в результате конденсации превратится в тот или иной вид осадков. «На основании изменений температуры на поверхности моря в ХХ веке сделано предположение о том, что содержание водяного пара в атмосфере над океанами возросло приблизительно на 5%. Поскольку осадки являются следствием в основном погодных систем, которые питаются водяным паром, находящимся в атмосфере, это в общем повысило интенсивность осадков и риск сильных дождей и снегопадов», — разъясняется в разделе, посвященном физическим основам изменения климата, на сайте МГЭИК.

Кажется, весь тот снег, которого нам так не хватало в конце декабря, решил выпасть с процентами.

Теория подтверждается практикой. Вот, к примеру, американские исследователи отмечают схожие, хотя и вызванные другими причинами, последствия климатических изменений на Аляске, где наблюдаются самые высокие темпы потепления в США. Здесь за последние 150 лет количество осадков зимой выросло на 117%, а летом — на 49%.

Читатель, которому знакомо слово «альбедо» (это способность разных поверхностей отражать тепло), может возразить: если больше снега, значит, планета отражает больше тепла, а это может ослабить потепление. Осадков в зимний период и правда будет больше, но на альбедо (по крайней мере, на территории нашей страны) это не повлияет. Директор Главной геофизической обсерватории (ГГО) имени А.М. Воейкова, вице-председатель Объединенного научного комитета Всемирной программы исследований климата Владимир Катцов объясняет: современные модели действительно показывают, что в XXI веке осадков на Европейской территории России в среднем станет больше — везде, кроме южных регионов летом. В то же время по мере потепления эти осадки все больше из твердых (снега) станут жидкими (дождем). Во Втором оценочном докладе Росгидромета об изменениях климата на территории России, который вышел в 2014 году, говорится, что площадь снежного покрова весной в Северном полушарии к концу столетия снизится на 7% в лучшем случае и на 25% — в худшем.

«Изменение климатических норм происходит и с высокой вероятностью будет продолжаться. С некоторой осторожностью можно говорить и о тенденции нарастания изменчивости климатической системы — погодных аномалий и экстремальных явлений (к которым относятся и экстремальные осадки), того, что в последнее время называют “нервозностью” климата», — на всякий случай напоминает Катцов.

Российские коммунальщики с нами не согласятся, но вообще-то снег для планеты полезен: это не только альбедо и отражение тепла, но еще и теплое одеяло для почвы, которая под ним не успевает промерзнуть, а значит, зимующие части растений и животных будут в целости и сохранности. И еще это зимние виды спорта, санки, горки, снеговики и снежные городки — сплошная польза для здоровья. Есть, правда, подвох, если вы мужчина: 20 сантиметров выпавшего снега достаточно для того, чтобы обращения за медицинской помощью по поводу проблем с сердцем подскочили со среднестатистических 16% до 34%. Врачи связывают эту статистику с тем, что уборка снега для неподготовленного человека (а занимаются этим видом деятельности, как правило, мужчины) может стать слишком большой нагрузкой.


Понравился материал? Помоги сайту!