Искусство. Сделано в пробирке
Швейцарцы отправляют художников набираться уму-разуму к ученым. Инициатор этого Ирене Хедигер рассказала зачем
Программа Artists in Labs работает в Швейцарии с 2003 года и предлагает ученым и художникам взглянуть на современную науку как на грандиозный арт-объект. Так, Хина Стрювер и Матти Вютрих, размышляя о последствиях создания генетически модифицированных организмов и развитии генной инженерии, в 2007 году придумали перформанс с метафорическим названием Regrowing Eden at Lucid Field. Они интервьюировали ученых в Швейцарии, Вьетнаме и Бразилии, а затем с помощью визуальных средств рассказывали, как развивается дискуссия о генной инженерии в этих трех странах. Прежде чем начать работу над перформансом, художники провели несколько месяцев в Цюрихском институте интегративной биологии. Александр Джоли в своей работе Sacred Peanuts and Fish Skin исследовал, как рождается природный звук. В китайских научно-исследовательских лабораториях он записал звуки, с помощью которых коммуницируют земноводные, и придумал к ним визуальное сопровождение. Другой швейцарец, Кристиан Гонзенбах, в 2010 году представил инсталляцию Quarc, созданную во время его работы в Женевском университете. Это конструкция из люминесцентных ламп, соединенных полуторакилометровым кабелем, в центре которой расположена материнская плата, позволяющая включать лампы в случайной последовательности. Инсталляция развивает идею художника о том, что любая непредсказуемость предопределена тем или иным предсказуемым механизмом. Руководитель программы Artists in Labs Ирене Хедигер рассказала Ольге Мамаевой, что общего у науки и искусства.
— Расскажите, пожалуйста, о программе Artists in Labs. Как появилась не самая банальная идея — объединить искусство и науку в одном проекте?
— Программа Artists in Labs началась в 2003 году в Цюрихском университете искусств (ZHdK) как учебный эксперимент и постепенно стала расширяться. Программа эта сосредоточена на изучении связей между искусством и наукой. Причем именно на примере научно-исследовательских лабораторий. Мы помогаем художникам в самых разных областях погрузиться в научный процесс и стать его частью — размещаем их в резиденциях, организуем работу в лабораториях, устраиваем совместные семинары с учеными. Мы всего лишь посредники, наша цель — наладить сотрудничество между художниками, учеными и инженерами, все остальное они сделают сами. Так, художники работают в исследовательских группах по самым разным дисциплинам — от биологии и психологии до физики и нанотехнологий. Полученные в лабораториях впечатления затем переосмысляются в произведениях искусства.
— Вы работаете только со швейцарскими художниками и учеными?
— Начиналось все с этого, но с 2009 года мы расширили программу, теперь мы сделали ее международной. Причем мы начали расширяться на восток. Первой страной, которая присоединилась к Artists in Labs, стал Китай, в 2012 году мы начали работать c Индией. Сейчас наши взгляды устремлены на Россию. Выход на международный уровень интересен прежде всего тем, что художники погружаются в совершенно разные культурные контексты. Они начинают заниматься вещами, которые раньше казались им абсолютно непонятными. Конечно, научные исследования вроде бы занимаются проблемами глобального свойства, едиными для всех. Но в действительности в разных странах, в разных пространствах они тесно связаны с местным культурным и социальным ландшафтом. И вот его-то как раз и должны изучать художники, а не ученые. Так вот, насчет России. Мы рассчитываем, что в самом скором будущем кто-то из российских художников приедет в Швейцарию, чтобы развивать здесь свои арт-проекты, связанные с наукой. А его швейцарский коллега, в свою очередь, начнет работать с российскими учеными. Результаты этого сотрудничества — картины, видео, инсталляции — будут потом показаны на выставках в России и в Швейцарии.
— Уже в этом году?
— Нет, на этот год пока планов нет, проект находится в стадии разработки. Скорее всего, программа начнет работать в России с 2015 года.
— И в чем же центральные темы, опорные точки работ?
— Конечно, неудивительно, что главная тема для них — экология, разрушительное воздействие человека на окружающую среду. Современный художник сегодня — проводник новых идей, поэтому важно, чтобы именно люди искусства говорили об альтернативном взгляде на решение экологических проблем, чтобы в художественной среде начинали и потом вели общественную дискуссию теми средствами, которые доступны художникам.
— И все-таки: что для вас главное? Вы просто создаете новую среду для людей, которые заняты искусством?
— Если рассуждать глобально, то смысл — в развитии образования, междисциплинарных исследований и инновационных процессов на стыке искусства, науки и техники. Причем в контексте отдельно взятой лаборатории. В Швейцарии очень много разных научно-исследовательских лабораторий, которые разбросаны по всей стране. Именно это создало идеальные условия для того, чтобы мы запустили программу Artists in Labs здесь. Но, естественно, процесс художественно-научного сотрудничества художников и ученых не начинается и не заканчивается на территории лаборатории, он идет гораздо дальше. Его цель — развитие критического мышления. Искусство должно будить людей. Если мы сумеем этого добиться — значит, мы все делаем правильно.
Подробности здесь.