Сынок и его огневая мощь
Fat Son замешивают в своем звуке все: от металла до Эннио Морриконе

Швейцарский гитарист Фло Штоффнер выбрал не самое очевидное название для своей группы. Под вывеской Fat Son не то чтобы ожидаешь обнаружить квартет импровизаторов, играющий рок, замешенный на фри-джазе. Напрашивается только одно объяснение: в названии может быть зашифрована ирония Фло по поводу собственной музыкальной всеядности и ее последствий. Хотя начиналось все с обычной тинейджерской диеты. Когда Фло было шестнадцать, его любимыми группами были Metallica и Led Zeppelin, а главным героем — Джими Хендрикс.
«Как и всякий ребенок, я вырос в окружении самой разной музыки. Мой отец был ударником в рок-группе, которая была знаменита в Швейцарии, так что в детстве я часто спал за сценой», — вспоминает Штоффнер.
Тогда же, в шестнадцать, Штоффнер задался целью поступить в консерваторию Цюриха на джазовое отделение. Через четыре года цель была достигнута, а еще через год — оставлена позади. Консерваторию гитарист бросил, зато успел познакомиться там с музыкантами, с которыми играет и сегодня, много лет спустя, — трубачом Мануэлем Менгисом и ударником Тобиасом Шраммом.
Сегодня круг интересов Штоффнера, успевшего поработать с корифеями современного джаза (вот только некоторые имена, но тем, кто в теме, их будет вполне достаточно: Дьюи Редман, Джо Ловано, Пол Ловенс, Эллери Экселин, Артур Блайт, Нильс Петер Мольвер), ясное дело, значительно шире. Теперь, говоря о своих источниках вдохновения, он в одном ряду называет музыку Slayer, Фреда Фрита, Эннио Морриконе и Дьердя Лигети.
«Я люблю самую разную музыку. Я люблю мощные риффы. Ну конечно! Я же гитарист! — пишет из Цюриха Фло. — И абсолютно абстрактную музыку тоже люблю, такую, в которой уже непонятно, что за инструмент ты слышишь. Мне очень нравится Лигети — у него потрясающая музыка. Так что я просто хотел замесить это все вместе. Ну, как на кухне».
В сознании музыканта трэш-метал соседствует с академическим авангардом и фри-джазом.
Формулировку «просто хотелось все это соединить», где за словами «все это» может стоять широченный спектр пристрастий от Баха до хип-хопа и гамелана, в последнее время встречаешь все чаще и чаще. Видимо, примета времени: век информации все-таки. Как бы то ни было, удивляться тому, что в сознании музыканта трэш-метал соседствует с академическим авангардом и фри-джазом, уже давно не приходится. Напротив, гораздо труднее представить себе серьезного музыканта, который сказал бы: «Я люблю только риффы и Led Zeppelin. Лигети? Нет, не слышал». И тем не менее именно примеров джазовых гитаристов, играющих рок, как будто не так много. Из наших современников с ходу вспоминаются разве что Нельс Кляйн, Эллиотт Шарп и Джефф Паркер. Кстати, имя Паркера, играющего то с людьми вроде Матаны Робертс, то в иконической построк-группе Tortoise, особенно живо приходит в голову.
Дело в том, что музыка, которую Штоффнер со товарищи играют в Fat Son, больше всего напоминает именно построк в его ставшем уже классическим варианте: мерное нарастание напряжения, задумчивые арпеджио, искупающиеся шумовым катарсисом, и т.д. Но принципиальное отличие Fat Son заключается в том, что в их изложении построк-формула наполнена жизнью. Штоффнер говорит, что музыка его группы преимущественно импровизационная (получается — что-то вроде фри-построка, да простится мне такая игра ярлыками): выписанные части есть, но они просто обозначают общее направление в спонтанной игре квартета, каждый из участников которого — солист. Тут самое время сказать о составе. Помимо трубача Менгиса и ударника Шрамма в группе Штоффнера играет еще один гитарист, Мануэль Троллер. Сам Фло играет на баритон-гитаре, так что огневая мощь квартета весьма внушительна.
Уже на этих выходных Fat Son начнут свой российский тур с географией от подмосковного Протвина до Чебоксар. Расписание следующее:
9 февраля — Протвино, ДК «Протон»;
10 февраля — Санкт-Петербург, JFC;
11 февраля — Москва, «Мастерская»;
12 февраля — Калининград, «Дредноут»;
13 февраля — Владимир, «Ёшкин Кот»;
15 февраля — Дубна, библиотека ОИЯИ (в трио, без Мануэля Троллера, с участием специального гостя Александра Маркварта);
16 февраля — ждем предложений;
17—18 февраля — запись Флориана Штоффнера с Александром Марквартом;
19 февраля — Москва, паб «Альбион», Штоффнер и Маркварт;
20 февраля — Чебоксары, Штоффнер и Маркварт;
21 февраля — Ярославль, Штоффнер и Маркварт;
22 февраля — Петербург, Штоффнер и Маркварт.
А послушать Fat Son можно вот по этой ссылке.