Альпийские горки vs. потемкинские деревни
Ольга Мамаева о том, как швейцарская ландшафтная архитектура могла бы поправить русский пейзаж. Хотя бы в мечтах
Ландшафтный дизайн, интерес к которому за последние двадцать лет заметно подогрели глянцевые издания, в массовом сознании россиян до сих пор ассоциируется главным образом с альпийскими горками на садовых участках ближнего Подмосковья и сложносочиненными клумбами в городских парках. Это становится особенно очевидно, когда приезжаешь даже не в Лондон или Берлин, а в любой небольшой по европейским меркам (и крошечный — по российским) западный город, где каждый сантиметр (часто буквально) общественного пространства осмыслен и поставлен на службу человеку. О том, что ландшафтный дизайн — это прежде всего градостроительная история, которая отнюдь не исчерпывается велосипедными дорожками в Парке Горького, в России вспоминают редко и весьма неохотно. Понятно почему: никакой серьезный разговор о переосмыслении общественного пространства в сторону его гуманизации, вообще говоря, невозможен, пока в городе существуют выделенные полосы для депутатских мигалок или гигантские парковки в историческом центре. Это, пожалуй, главное, что делает выставку «Швейцарский вклад в ландшафтную архитектуру» (куратор — Михаэль Жакоб), открывшуюся в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, по-настоящему важной и своевременной. Особенно если учесть, что через полтора месяца здесь же откроется другая выставка, посвященная конкурсным проектам на концепцию парка «Зарядье». Надежд на то, что Москва получит свой парк Ла-Виллет (спроектированный, к слову, швейцарскими архитекторами), ни у горожан, ни у архитекторов нет и, похоже, не было, тем не менее осмыслить опыт швейцарцев (и при желании сравнить его с российским) столь же полезно, сколь и увлекательно.
«Швейцарский вклад в ландшафтную архитектуру» — это 36 иллюстрированных планшетов, которые рассказывают о том, как развивался ландшафтный дизайн в Швейцарии последние десятилетия и каковы его основополагающие принципы (к слову, принципы эти за несколько десятков лет почти не изменились). Здесь и краткая история того, как зарождалась парковая культура, на примерах садов в Лозанне, Базеле, Винтертуре, Берне, и лучшие архитектурные проекты современных национальных бюро (Herzog & de Meuron, ASP Landschaftsarchitekten AG, Bernard Tschumi Architects, Conzett Bronzini Gartmann AG), и остроумные решения сегодняшних швейцарских архитекторов и дизайнеров «новой волны». На установленных в зале экранах нон-стоп крутятся видеоролики, рассказывающие о создании крупнейшего цюрихского парка Irchelpark (ASP Landschaftsarchitekten AG), реконструкции горного района Orselina-Cardada и картезианского монастыря La Valsainte Charterhouse в Cerniat.
Концепция парка Irchelpark — вообще лучшее воплощение того, что принято называть made in Switzerland. И не только в дизайне. Его идея — в создании «умной» среды в естественных условиях. Территория парка окружена гигантским комплексом университетских зданий. Своеобразной «живой» стеной, разделяющей эти контрастирующие пространства, стали цепь невысоких холмов, образованных при строительстве парка, и получившийся в результате бельведер. Ручьи, бегущие вокруг зданий, собирают дренажные и дождевые воды и вытекают в пруд. Вокруг них посажены деревья, создающие своеобразную защиту от внешней среды. С самого начала парк задумывался архитекторами как живой организм, который в дальнейшем будет развиваться естественным образом, без вмешательства строительных кранов.
Швейцарцы вообще работают как хирурги — точно, бережно и локально. То, что во всем мире называют минимализмом и сдержанностью, у них не более чем правила хорошего тона в обращении с живой средой. Атташе по культуре посольства Швейцарии и соорганизатор выставки Кристина Хонеггер, которая родилась и выросла в Цюрихе, объясняет такой подход архитекторов особым отношением к пространству. «Швейцарский дизайн — это прежде всего уважение к природе, стремление не переделать ее, а подстроиться под нее, слиться с ней. Это свойственно в равной степени дизайну и архитектуре. У нас очень маленькая страна, мы ценим каждый метр земли, поэтому, прежде чем что-то построить или изменить, долго обсуждаем, как это сделать максимально разумно и деликатно. Сравнивать Швейцарию и Россию невозможно и бессмысленно, так что слепо копировать опыт швейцарских ландшафтных дизайнеров в Москве, конечно, не следует, но взять оттуда главную идею — идею сохранения пространства, а не его разрушения — имело бы смысл».
Выставка, подготовленная Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция», впервые была презентована в Цюрихе в 2011 году. Очевидно, ее ждет большая география — организаторы рассчитывают рассказать про швейцарский вклад в ландшафтный дизайн в десятках российских городов, от Калининграда до Владивостока. Может, со временем альпийские горки и приживутся на Среднерусской возвышенности. Правда, Швейцария нам уже здесь не поможет.
Выставка «Швейцарский вклад в ландшафтную архитектуру» открыта в Музее архитектуры имени Щусева до 29 сентября.