10 марта 2015
1849

Лесбийские клубы и другие па-де-де

Совместный проект швейцарских и русских комиксистов

 
Detailed_pictureВиктория Ломаско, «18+»

Сразу три пары российских и швейцарских авторов рисованных историй встретились этой весной на выставке с балетным названием «Па-де-де». Если быть совсем точным, технически в па-де-труа для трех пар и па-де-де для двух стран участвуют даже не шесть, а семь художников. Это Вазем (Wazem) и Ольга Лаврентьева, Лика Нюсли (Lika Nüssli) и Виктория Ломаско, Милва Штутц (Milva Stutz) вместе с Юлией Марти (Julia Marti) и Аскольд Акишин — но творческий дуэт Милвы Штутц и Юлии Марти можно считать единым участником.

Все эти очень разные по стилю художники из Швейцарии и России вместе в течение нескольких месяцев создавали новые рисованные истории для «Па-де-де». Виктория Ломаско и Лика Нюсли выбрали темой своих работ жизнь российского ЛГБТ-сообщества. К представлениям швейцарцев о России и россиян о Швейцарии обратились Милва Штутц с Юлией Марти и Аскольд Акишин. А Пьер Вазем и Ольга Лаврентьева вообще затеяли настоящую переписку в форме рисованных историй, буквально воплощая комикс-диалог между Россией и Швейцарией.

© Ольга Лаврентьева

История этого необычного проекта началась еще в сентябре прошлого года на фестивале «Бумфест». На «Бумфесте» в Санкт-Петербурге она и продолжится в сентябре 2015 года. А пока работы российско-швейцарского комиксового дуэта можно увидеть с 7 по 15 марта в Люцерне, где сейчас проходит XXIV международный фестиваль комиксов Fumetto. Проекту «Па-де-де» даже посвящен мартовский номер культового журнала Strapazin, выходящего с 1984 года и уделяющего особенное внимание альтернативному комиксу. На выставке действительно есть на что посмотреть даже человеку, далекому от мира рисованных историй.

© Дмитрий Яковлев

Например, художница Виктория Ломаско представит в рамках «Па-де-де» работы из серии «18+». Ломаско известна графическими репортажами с процессов над Pussy Riot и над организаторами выставки «Запретное искусство» или, скажем, «Хроникой сопротивления», передающей атмосферу московских протестов. Весной 2013 года — как раз в начале марта — работы Виктории Ломаско были исключены из экспозиции выставки «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней». Новый проект Ломаско тоже является своеобразным графическим репортажем. Это зарисовки из полузакрытых лесбийских клубов. По словам самой создательницы серии «18+», гетеросексуальная художница рисует лесбийские пары прежде всего потому, что «в лесбийских клубах завораживает не столько иная сексуальность, сколько сепаратность женской среды, в которой роль мужчины из центра женской вселенной сведена к нулю». Не ограничиваясь зарисовками в клубах, Виктория Ломаско стала делать портреты лесбийских семей и пар, вместе с изображением используя слово — прямую речь героев. Кстати, художница не только показывает свои работы на «Фуметто», но и выступает на фестивале с лекцией 10 марта.

Виктория Ломаско, «18+»Виктория Ломаско, «18+»

Не менее интересны и другие российские участники «Па-де-де». У Ольги Лаврентьевой совсем недавно вышла книга рисованных историй «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме». Аскольд Акишин — ветеран российского комикса, прекрасный черно-белый график, в творчестве которого чего только нет — и постсоветский гротеск, и лавкрафтианские мотивы (кто-то даже называет Акишина «отцом русского хоррора»). Если раньше вы никогда не видели комиксов Акишина, исправьте это досадное упущение и для начала взгляните хотя бы на создававшуюся для «Большого города» короткую историю «Нехорошее товарищество», своего рода «У холмов есть глаза» в стилистике булгаковской повести «Роковые яйца».


Черно-белую гамму предпочитает и швейцарец Пьер Вазем. Причем строгое классическое сочетание двух цветов оживляет его рисунки лучше самой богатой палитры: здесь и мерцание ломаной штриховки, и сложная игра светотени, и резкие контрасты, и мягкие контуры. В свое время, опубликовав всего три альбома рисованных историй, Вазем стал лауреатом премии Родольфа Тёпфера — сейчас в его библиографии множество графических романов. Во многом Вазем идет по стопам замечательного итальянского комиксиста Уго Пратта; он даже придумал и нарисовал продолжение праттовской серии «Скорпионы пустыни», вышедшее в 2005 году. Лика Нюсли, как и ее творческий партнер в этом проекте Виктория Ломаско, — не столько комиксист в строгом смысле слова, сколько разносторонний художник. Она экспериментирует с техниками, устраивает перформансы и тоже взаимодействует с текущими мгновениями жизни — только в ее случае это не «графические репортажи», а instant stories. Милва Штутц и Юлия Марти, не раз участвовавшие в издании номеров Strapazin, тоже любят эксперименты, но идут еще дальше, пытаясь найти новый язык для творческого сотрудничества художников — собственно, главной идеи проекта «Па-де-де», объединяющего замечательных авторов рисованных историй из двух стран.


Понравился материал? Помоги сайту!