18 октября 2013
1200

Сабина Химмельсбах: «Цифровое поколение — это “поколение Дюймовочки”»

Что дигитальное искусство говорит нам о нас самих?

текст: Ольга Мамаева

В Москве открылся международный симпозиум «Pro&Contra медиакультуры», на котором российские и зарубежные художники, кураторы и культурологи обсудят влияние социальных медиа и цифровых технологий на современное искусство. Специальным гостем программы стала Сабина Химмельсбах, директор Дома цифровых искусств в Базеле (Швейцария).

— Расскажите о музее, который вы возглавляете. С какими темами вам приходится работать?

— Дом цифровых искусств в Базеле был основан в 2011 году. Он знакомит зрителей с современным искусством, которое работает с электронными и цифровыми медиа и отражает их влияние на общество. Одновременно наш музей — это площадка для обсуждения актуальных вопросов, связанных с искусством: от живописи и музыки до театра и балета. Общий знаменатель всех этих тем — то, как медиа влияют на людей через эти каналы. Помимо этого наш музей собирает коллекцию современного цифрового искусства. В тесном сотрудничестве с художниками, учеными и различными институтами из Швейцарии и других стран мира мы создаем пространство новой культуры. Например, выставка и серия мероприятий под общим названием «Городские звуки» исследует, как звуки меняют городское общественное пространство, как и с какими целями они используются современными медиа.

Сабина ХиммельсбахСабина Химмельсбах© MediaArtLab

— А как новые медиа влияют на современное искусство?

— Художник и теоретик медиа Петер Вайбель очень точно называет время, в которое мы живем, «состоянием постмедиа». Сегодня медиатехнологии повсеместны и влияют на каждый аспект нашей жизни. Французский философ Мишель Серр говорит о новом поколении Дюймовочки — «Petite Poucette», так он называет поколение, обладающее набором новых навыков и компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Конечно, эти радикальные изменения повлияли на наше восприятие искусства. Теперь искусство может исследовать новые, невидимые миры с помощью различных девайсов. Например, работа немецкого звукового художника Кристины Кубиш «Электрические прогулки» (она была представлена в Москве в прошлом году) показывает, как человек, надев специальные наушники, может по-другому слышать город, отдельные в нем здания и объекты. Кубиш демонстрирует, как звук электромагнитных полей, пульсируя, влияет на нас, то есть как нас меняют современные медиатехнологии.

— А что под влиянием этих технологий происходит с городским пространством?

— Оно все более виртуализируется. Сейчас многие районы в крупных городах больше не нужно посещать физически, ведь возможен доступ к информации через смартфоны и другие гаджеты. Камеры наблюдения, спутники, навигаторы предоставляют данные о транспортных потоках и ситуации в городе — это приводит к слиянию цифровых социальных сетей с местным ландшафтом. В нашем музее мы исследовали эти изменения в выставке «Зондируя место. Изучая городской пейзаж» («Sensing Place. Mediatising the Urban Landscape»). Ее задача — понять, как меняется восприятие городского пространства в нашем обществе, управляемом информационными потоками. На выставке показаны произведения художников, которые, постепенно появляясь, создают гибридное инфопространство, каким является современный город.

В наши дни границ не существует.

— Изменится ли как-то наше восприятие классического искусства в будущем?

— Не думаю. Новое искусство не вытеснит классику, оно просто займет свое место. Я уверена, что в будущем люди будут легче признавать сетевое искусство искусством, поскольку станут ощущать его как часть своей повседневной жизни.

— Вы много лет занимаетесь изучением и коллекционированием видеоарта. Что изменилось за последние пять-десять лет в подходах и технологии художников, работающих в этой области?

— Могу судить об этом, в частности, по своей собственной кураторской практике. Например, сейчас очень важны документальная составляющая и расширение форматов повествования, использование различных каналов информации, в том числе социальных медиа. Раньше этого просто не было. Сегодня художники выкладывают свои работы в интернет, создавая там новую среду, приобщиться к которой может любой человек в любой точке мира. Ален Бибер назвал это «поп-искусством в интернете». Он, кстати, недавно был приглашен нашим музеем в качестве куратора выставки «Вульгарный авангард», посвященной интернет-мемам и их влиянию на текущую практику искусства.

Фрагмент из видеоинсталляции Урсулы Дамм «Транзит», 2012Фрагмент из видеоинсталляции Урсулы Дамм «Транзит», 2012© MediaArtLab

— Какую роль будут играть музеи в будущем и что им придется делать для привлечения новой аудитории?

— Я думаю, что музеи должны будут использовать инновационные форматы общения с аудиторией (прежде всего социальные медиаканалы), становиться открытыми площадками для разговора о том, что происходит с нами и вокруг нас.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает российским музеям?

— Я могу судить лишь отчасти — хотя бы потому, что была далеко не во всех российских музеях. Для любого музея сейчас задача номер один — быть открытым для международного сотрудничества, что, может быть, пока не всем и не всегда удается. Такие выставки, как, например, «Глобальная современность» («The Global Contemporary») в Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ или «Культура(ы) копирования» («Culture(s) of Copy») в Гонконге, сокуратором которой я была, показали, что локальное искусство может быть одновременно и глобальным. В наши дни границ практически не существует. Именно поэтому музей сегодня должен быть своеобразным сайтом современности — точкой, где местные культуры вступают в диалог с мировой.

Музей должен быть сайтом современности.

— Кто из российских художников вызывает у вас интерес?

— Могу назвать Олю Лялину (она, кстати, выставлялась у нас в Доме цифровых искусств), Алексея Шульгина, они были среди пионеров сетевого искусства в 1990-х годах, во многом именно благодаря их художественной практике произошли важные изменения в развитии нашей технокультуры. Не хочу обобщать, но заметной особенностью многих российских художников мне кажется критическое отражение того, как СМИ воздействуют на культуру (например, в творчестве Electroboutique). Во время своего последнего визита в Россию я познакомилась с дуэтом художников «Провмыза», чьи работы меня просто очаровали, поскольку они обладают собственным, ни на что не похожим языком. И еще мне показались убедительными работы российских художников, представленные в этом году на Московской биеннале.

— Должно ли искусство нести социальную и политическую нагрузку?

— Это совсем не исключено. Лично мне чрезвычайно интересно искусство, которое имеет социальное и политическое измерение.

— Насколько, по-вашему, политизировано современное искусство в России?

— Ваше искусство достаточно сильно политизировано, это правда, но, я думаю, это необходимая реакция на то, что происходит вокруг. Художники всегда имеют дело с той ситуацией, которая их окружает, будь то технологические изменения или процессы, происходящие в обществе. Не говорить о них было бы странно.


Понравился материал? Помоги сайту!