30 июня 2014
2312

Рождение «ракушки»

Как конструкторская мысль 90-х решала проблему парковки машин во дворах

текст: Нина Назарова, Татьяна Трофимова
Detailed_picture© ИТАР-ТАСС

Гараж-«ракушка» — не самый очевидный, но едва ли не самый точный символ 90-х: кооперативно-коммунальные драмы героев рязановского «Гаража» сменились торжеством частной собственности. Доступность, дешевизна, простота использования, обеспечение безопасности автомобиля и сугубо функциональный дизайн, впоследствии вызывавший массовое недовольство граждан, — в кратчайшие сроки «ракушки» изменили облик российских городов. «Музей 90-х» сумел отыскать человека, этот гараж придумавшего, — а заодно и нашел в архиве его оригинальный патент.

Процесс изготовления гаража-«ракушки»Процесс изготовления гаража-«ракушки»© Заводская газета «Электрощит», № 36 за 1991 год
Душкин Александр Владимирович

заместитель главного конструктора по новой технике завода «Электрощит — Самара» в конце 80-х — начале 90-х годов

Я тогда в Москве частенько бывал в командировках, ночевал обычно у метро «Рязанский проспект», ходил через мост — и там были гаражи, точнее, не гаражи, а стоянка машин под мостом. И что только я на этой стоянке не видел: и палатки, и брезент поверх автомобилей натянутый, какие-то машины досками и фанерой прикрыты были. Я часто ходил, насмотрелся — каждый раз что-то новенькое приспособят, и вот тогда и возникла эта идея — создать такую коробку, чтобы никому не мешать и места не занимать. Называлось это официально укрытием, а не гаражом, а в простонародье ее прозвали «ракушкой» и «мыльницей». И что самое удивительное, как мне говорили, ни одной машины не было украдено из этих укрытий.

Сначала мы сделали опытный образец — у моей тещи в деревне долгое время стоял такой же, потом наладили производство, и года через полтора началось массовое внедрение. Первым покупателем был какой-то московский коммерсант. У нас в Самаре «мыльницы» не особенно прижились, тут посвободнее и с землей, и с гаражами, зато в Москве их популяризировали стремительно — начали с выпуска тридцати в апреле 89-го года, а потом вышли на объемы по тысяче в месяц. В 90-е годы наличные деньги на завод поступали только от продажи «ракушек», это был единственный источник — люди выживали, работали без сокращений и зарплату получали как раньше, два раза в месяц, только благодаря им. Наш завод спасли эти гаражи.


***

Однако народная мысль не успокоилась с изобретением гаража-«ракушки» — все 90-е годы прошли в попытках сначала усовершенствовать модель, а потом и предложить новые ее варианты. «Музей 90-х» выбрал из обширной базы Роспатента самые оригинальные проекты гаражей.

Автосейф

Чтобы открыть стандартную «ракушку», нужно было обладать значительной физической силой. Создатели этой модели попытались исправить недостаток: при помощи рельсов и роликов предполагалось просто сдвигать половину гаража. Для этого пришлось дополнить конструкцию откидной торцевой стенкой на подвижной части. Зато на заднюю неподвижную стенку навесили полки, так что гараж стало возможно использовать для хранения не только машины.

Патент: 41296. Дата выдачи патента: 27 сентября1994 г. Авторы: товарищество с ограниченной ответственностью «СБС», Москва (С.Г. Елисеенко, В.В. Шило)Патент: 41296. Дата выдачи патента: 27 сентября1994 г. Авторы: товарищество с ограниченной ответственностью «СБС», Москва (С.Г. Елисеенко, В.В. Шило)
Мини-парк для автомобилей

По мере увеличения количества машин и проблем, связанных с их хранением на улице, стали появляться затейливые проекты автопарков, которые при минимальной площади могли бы вмещать максимальное количество машин. Эту модель, созданную по принципу колеса обозрения, для автономности предполагалось оборудовать механическим приводом.

Патент: 42605. Дата выдачи патента: 27 ноября1995 г. Авторы: акционерное общество закрытого типа «ТОНдизайн», Санкт-Петербург (В.Н. Тимошенко, С.Ю. Дужников, Ю.Л. Веселовский, М.Г. Петров, А.Н. Лебедев)Патент: 42605. Дата выдачи патента: 27 ноября1995 г. Авторы: акционерное общество закрытого типа «ТОНдизайн», Санкт-Петербург (В.Н. Тимошенко, С.Ю. Дужников, Ю.Л. Веселовский, М.Г. Петров, А.Н. Лебедев)
Гараж с торговыми площадями

Попытка эстетично и полезно использовать площадь, занимаемую машинами. Если поднять гаражи на второй этаж, сделав к ним въезд по пандусу, то первый может быть использован под магазины или ларьки.

Патент: 44868. Дата выдачи патента: 16 ноября1998 г. Авторы: акционерное общество открытого типа «Белгородский завод энергетического машиностроения» (Ю.А. Хукаленко)Патент: 44868. Дата выдачи патента: 16 ноября1998 г. Авторы: акционерное общество открытого типа «Белгородский завод энергетического машиностроения» (Ю.А. Хукаленко)
Невидимый гараж

Телескопическая версия «ракушки», в которой соединенные через шарниры секции складываются в специальную нишу в земле и закрываются крышкой — таким образом, в отсутствие автомобиля гараж мог быть практически незаметным.

Патент: 10203. Дата выдачи патента: 16 июня1999 г. Авторы: Сибирский государственный индустриальный университет (А.Н. Филин, В.В. Барыльников)Патент: 10203. Дата выдачи патента: 16 июня1999 г. Авторы: Сибирский государственный индустриальный университет (А.Н. Филин, В.В. Барыльников)
Индивидуальный навес «Павлин»

Модель укрытия, состоящая из колонны-стойки и навеса-козырька с растяжками. Предполагалось, что козырек будет выполнен из водонепроницаемого материала, а внутри колонны будет скрываться устройство для стягивания и растягивания навеса.

Патент: 46158. Дата выдачи патента: 16 сентября1999 г. Автор: З.Н. БасилаяПатент: 46158. Дата выдачи патента: 16 сентября1999 г. Автор: З.Н. Басилая

«Музей 90-х» от всей души благодарит Таисию Васильевну Солдатову и Татьяну Федоровну Крупенину (ЗАО «ГК “Электрощит” — ТМ Самара») за помощь в подготовке материала.


Понравился материал? Помоги сайту!