4 июня 2014
2500

Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е

Политические частушки, мемы и видеоролики середины 90-х

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© ИТАР-ТАСС

Агитационные материалы — из коллекции Государственной публичной исторической библиотеки России.

Выборы в Государственную думу II созыва 17 декабря 1995 года
Явка — 64,73%
Против всех проголосовали 2,77%

Фоном этих выборов было недовольство политикой Ельцина — его ощущали и те, кто прежде поддерживал демократов и экономические реформы. Разочарование вызвано не только отсутствием заметных результатов этой «шоковой терапии». Авторитет президента серьезно подорвала первая чеченская. Гибель солдат и мирных жителей казалась бессмысленной — федеральная власть, как показал захват заложников в Ставропольском крае летом 1995-го, не могла взять под контроль ситуацию в Чечне. Демократы уже не воплощали для избирателей однозначных надежд на перемены к лучшему. Назревал коммунистический реванш. Борьба на выборах шла между КПРФ и новой партией власти «Наш дом — Россия». Партия Геннадия Зюганова одержала сокрушительную победу, получив большинство голосов избирателей, ЛДПР заняла второе, а «НДР» — только третье место.

Списки кандидатов формировались по новым правилам. По новому закону о выборах, принятому летом 1995 г, их надо было разбивать на региональные группы, а число «федералов» не могло превышать 12: так боролись с засильем столичных кандидатов. Это самые многопартийные выборы в истории новой России — в избирательный бюллетень вошли 43 партии.

Казалось, в Думу стремятся все. Появились именные партии. Партия самоуправления трудящихся офтальмолога Святослава Федорова, «Блок Джуны», «Блок Станислава Говорухина», «Держава» оппозиционера Александра Руцкого.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

В политику двинулись целыми гильдиями — и Ассоциация адвокатов, и объединение работников ЖКХ. Их обращение к избирателям звучало вполне откровенно: «Если Вы хотите выжить, поддержите в день выборов избирательное объединение “Союз работников жилищно-коммунального хозяйства”!»

© Государственная публичная историческая библиотека

Левых сил прибыло. Помимо КПРФ в выборах участвует блок «Коммунисты — “Трудовая Россия” — за Советский Союз». И тоже с календарем.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Образовались первые христианские демократы и первое общественное движение мусульман «Нур».

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Явились откуда-то Национально-республиканская партия России (НРПР), Межнациональная партия, объединение «Стабильная Россия», Партия вкладчиков и блок «Дело Петра I».

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Все составляют блоки и альянсы — гражданские с военными, чиновники с шоу-бизнесом, труд с капиталом. Принято фотографироваться на постеры «первыми тройками».

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Впрочем, «первых лиц» списка размещают на постерах, даже если их целая дюжина — или чертова дюжина, которую, впрочем, от греха переименовывают в «крепкую».

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Расцвет политики совпал с расцветом рекламного дела. В стране возник рынок, реклама превратилась из самодеятельности в профессию, и политика взялась за освоение актуального языка. Люди, умеющие делать рекламные ролики и музыкальное видео, оказались в эту кампанию особенно востребованы. В рекламных агентствах открывались отделения политической рекламы, появились фирмы, занятые исключительно политпиаром, политконсалтингом, политическими исследованиями («Никколо М», «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонды «Политика», «Гражданское общество»). Политреклама из спонтанной, полусамодеятельной превратилась в систематическое занятие с ясной стратегией, специальным инструментарием и критериями для оценки результатов. Агитматериалы выборов 95-го — уже не плод случайного досуга, а результат вполне профессиональной деятельности.

На смену бледным листовкам и плакатам начала 90-х приходят изделия качественной полиграфии. Легкомысленный комикс, на который отважилась Республиканская партия, смелый ход Сергея Шахрая, рискнувшего увековечить себя на упаковке кефира — в образе ежика.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Начались эксперименты с цветом, шрифтом, композицией.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Копирайтеры наперебой сочиняли для партий стихи.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Появились постеры-пугалки — избирателя призывали сделать ответственный выбор в сложный для Родины момент.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Но возникла и обратная интенция — снять напряжение. Желание развлечь избирателя сразу выделило Партию любителей пива из рядов сурово насупленных конкурентов.

© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека
© Государственная публичная историческая библиотека

Но все же главный визуальный мем этой кампании — жест Виктора Черномырдина, премьер-министра и лидера «НДР», который привлек внимание к безликой партии власти и породил массу пародий и карикатур, не говоря уже о реакции конкурентов — частушки Константина Борового («Черномырдин на плакате / Ручки домиком сложил, / Чтоб не думал избиратель / Что он хрен на них ложил») в итоге придется снимать с эфира.

© Государственная публичная историческая библиотека

Видеочастушки Борового (лидер Партии экономической свободы сочинял их лично) — не только способ позабавить публику и тем привлечь ее симпатии, но и знак нового тренда: идти на выборы с музыкой. Даже у партии «Наш дом — Россия» появился свой, вполне легкомысленный, гимн.

«Женщины России» отнеслись к делу серьезнее: душевную песню для предвыборного клипа заказали матерым песенникам, композитору Александру Морозову и поэту Анатолию Поперечному. Впоследствии она войдет в репертуар Иосифа Кобзона.


Предвыборная агитация на ТВ входит в цивилизованное русло. Федеральные телеканалы заводят к выборам спецрубрики и оборудуют студии для выступлений партий-кандидатов.


Контрольные часы в прямом эфире помогают следить, чтобы выступающие не превышали отведенного им законом времени.


Кандидаты по-разному используют свои куски эфира.


В моду входят студийные предвыборные дебаты.


Но главное оружие кандидата на этих выборах — видеоролик. Тут наблюдается большое разнообразие подходов и жанров. Традиционное прямое обращение от первого лица партии, как у Егора Гайдара. Такие же ролики-монологи, но в исполнении любимцев публики. Предполагается, что Булат Окуджава лучше самого Гайдара убедит интеллигенцию не отворачиваться от радикальных реформаторов. Алексей Баталов явно призван очеловечивать образ «партии власти». Есть классическое портретное видео, документалка в миниатюре о Сергее Шахрае. Ролики-репортажи демонстрируют умение лидеров партии «НДР» работать и повествуют о хождении Жириновского в народ.

Суровый Говорухин в своих видео продолжает политику устрашения, но обещает спасти гибнущую Россию.



В том же ключе выступает новое политическое объединение, Конгресс русских общин.


Помимо простых в производстве монтажных и репортажных роликов создаются сложные постановочные, костюмные, с декорациями и участием актеров, как у «Яблока».


Кампании некоторых партий превращаются в сериалы — с прицелом на разные категории избирателей. Вот то же «Яблоко» стараются приблизить к народу — поскольку сделать это с самим Явлинским сложно, обыгрывают партийный символ.


В русском стиле исполнен и короткий ролик КРО.


К съемкам агитвидео в народном духе для «Блока Ивана Рыбкина» привлекли опытных рекламщиков — копирайтера Владимира Перепелкина и режиссера Тимура Бекмамбетова.



В ролике партии «Вперед, Россия!» тоже видна наметанная рука рекламного криэйтора — максимум выразительности при минимальных затратах.

А вот дорогое постановочное кино из цикла «Все у нас получится», которое снимал для Первого канала Денис Евстигнеев. Это социальная реклама — формально никакого отношения к выборам она не имеет. Но роль космонавта исполняет Никита Михалков, второе лицо в партии власти, а показ этой серии удачно совпал по времени с предвыборной кампанией.



Понравился материал? Помоги сайту!