7 февраля 2017Медиа
217

Евгения Шерменева: «Я пришла не из медиа, а “с полей”»

Новое медиа о культуре при поддержке Михаила Ходорковского

текст: Анна Голубева, Сергей Сдобнов
Detailed_picture© Александра Мудрац / ТАСС

Недавно Михаил Ходорковский объявил о запуске пяти новых медиа, созданных при поддержке его программы «Открытые медиа». С создателем одного из них, ЦУРа, мы уже поговорили. Теперь COLTA.RU расспрашивает Евгению Шерменеву о культурном медиастартапе Culttrigger.

— Расскажите о концепции вашего издания.

— Мне сложно сейчас называть Culttrigger изданием. Это медиа, существующее только в формате социальных сетей, и поэтому у него много особенностей. Мы не можем размещать материалы, для которых требуется база в формате сайта, мы теряем, например, какие-то интересные и важные публикации, которые уходят по ленте вниз и вы их не видите уже, а они важны смыслово. Пока трудно планировать, как это будет развиваться без базового сайта — потому что все равно мыслишь системно, нелинейно, тянешь одну мысль за другой и понимаешь, как связаны и пересекаются разные материалы и как эти пересечения даже интересны. Посмотрим, вдруг постепенно получится открыть и в этой линейности подачи что-то особенное.

— Какие темы для вас приоритетны?

— В первую очередь — современная культура. По многим причинам. Первая — это, собственно, наш формат — сообщества, а не информационного сайта — диктует нам такой выбор. Вторая (а, возможно, для меня как руководителя проекта самая важная) — в том, что я по опыту своему знаю, как не хватает в официальном информационном пространстве места для событий и явлений современной культуры. Происходит масса всего интересного, об этом знают причастные к событиям люди и с трудом раздвигаемый круг их знакомых. Трудно выходить на большие пространства, это под силу крупным и значимым институциям, а не множеству небольших, но не менее важных инициатив.

— «Современная культура» — широкое понятие. В чем ваша специфика?

— Да, конечно, современная культура присутствует во многих других изданиях. Наша задача — сделать ее частью повседневной жизни, а не чем-то особенным и необыкновенным. С таким отношением к темам мы и хотим работать. Мы будем писать о любых инициативах, если они обращены к обществу, если эти инициативы ставят перед собой такие задачи, как работа с аудиторией. Мы будем писать о новых технологиях, которые проникают в культурные проекты, и о том, что придумывают сами художники необычного и яркого для вовлечения зрителя.

— То есть это новостная история будет?

— Новости нам важны, конечно, мы будем реагировать на них, но по тем же принципам — если они связаны с людьми, обществом, новым языком в культуре.

— Чем вы отличаетесь от других медиа культурной направленности — скажем, от COLTA.RU?

— Ну, точно не стоит выходить на поле и конкурировать с теми, кого читаешь и любишь, пытаться потолкаться в одной нише. Я много ездила по стране, я встречалась с разными людьми, мне бы очень хотелось рассказать им о том, как интересна современная культура, какие спектакли, анимация, каким бывает дизайн и какой — музыка, о чем многие не знают, потому что неоткуда узнать. А за углом у них — например, театр-студия «Грань» (в городе Новокуйбышевск Самарской области. — Ред.), где режиссер Денис Бокурадзе делает абсолютно современный театр. Я же продюсер по образованию и последние годы очень много думала о том, как рассказать о сложном, непривычном языке современного искусства большему количеству людей. Хочется же делиться радостью узнавания прекрасного — а его так много. Вот намереваемся рассказывать об интересном в какой-то доступной упаковке.

Я по опыту своему знаю, как не хватает в официальном информационном пространстве места для событий и явлений современной культуры.

— Вы пишете только о российской культуре?

— Предпочтительно — да, о том, что происходит у нас, о людях, которые создают, и для людей, которым стоит это увидеть. Но это не означает, что мы принципиально как-то закрываемся от остального мира; нет, конечно. Мы тут опубликовали перевод старой статьи — выступления Спилберга и Лукаса в Университете Южной Калифорнии про перспективы киноиндустрии.

— На какого читателя вы ориентируетесь?

— Активного. Вероятно, на первых порах все же профессионально заинтересованного, но дальше надо точно идти к тем, кому это все пока не очень известно и понятно. Вот так — через созидателей современного искусства к потребителям. И потом в обратном направлении. А в перспективе — чтобы потребитель захотел и смог стать созидателем. Все идет к тому: иммерсивный театр и иммерсивные экспозиции — тому доказательство. Зритель хочет быть соучастником. Давайте ему расскажем, как это чудесно.

— Идея проекта принадлежит вам?

— Идея постоянно трансформируется, Culttrigger очень подвижный сейчас, и, честно говоря, то, что было прописано в сентябре как описание ресурса, сейчас актуально на 20% (те самые базовые). А 80% — это такая flexible part: она мерцает и движется, и на нее влияют разные внешние вещи. Приходят люди работать со мной, открывают для меня что-то новое, я встречаюсь много с разными авторами, журналистами, режиссерами, продюсерами, разговариваю и пытаюсь услышать, какие важные вещи происходят сейчас с аудиторией культуры. Чтобы пробовать говорить об этом.

— Это ведь ваш первый опыт руководства медиа? Что для вас на этом поприще оказалось новым?

— Ох, честно говоря, все. От лексики до структуры управления. Все пришлось впитывать из разговоров с товарищами и с коллегами. Читаю, конечно, все время статьи и интервью по работе медиа. Такой насыщенной жизнью я жила ровно пять лет назад, когда пришла работать в департамент культуры Москвы. Тоже были совершенно иные правила игры, ну как сказать — вот вы всю жизнь плавали, а теперь надо лазать по деревьям. Вот и сейчас примерно такое же ощущение. Но это самое интересное, что бывает в жизни.

— Что это дает вам лично?

— Возможность применения собственного опыта в новой системе координат.

— Вас знают как театрального менеджера и любительницу современной академической музыки. Темы современного театра и новой музыки будут приоритетными для Culttrigger?

— Я еще очень люблю кино, и анимацию, и современное визуальное искусство. И дизайн. Вы знаете, в моей жизни был опыт кураторства культурной программы Красноярской книжной ярмарки. И директорства на фестивале современного искусства «Территория» — вот этот опыт мне тут и пригодится. Есть правильный микс всех составляющих.

— У вас есть какие-то ориентиры — издания, на которые бы вы хотели походить?

— Я себе ставлю немного другую задачу, и, вероятно, моя кандидатура была именно этим и интересна — я пришла не из медиа, а «с полей», оттуда, где происходит офлайн-общение аудитории и продукта. Я изучаю чужой опыт — опыт медиа, но, скорее, как потребитель, как человек извне. А с другой стороны, я понимаю, что нужно тем, кто делает контент, но не информационный, а культурный. Я такой трансформатор немножко.

— С кем Culttrigger будет конкурировать?

— Тут опять-таки сложно говорить, потому что все медиа, которые работают сегодня в пространстве, — это все-таки сайты со своей совершенно иной структурой работы. Посмотрим, куда мы сможем развернуться, когда начнем планировать свой сайт.

Самое важное для меня — искать людей в регионах, я правда очень хочу, чтобы была подробная история о культурных инициативах не только в столицах.

— А когда появится сайт?

— Когда поймем, какие темы точно нужны и важны и как распределяются наши сквозные сюжеты.

— Как и в каких соцсетях вы сейчас публикуетесь?

— Публикуемся ежедневно, и в основном у нас собственные материалы. Распределяем по разным соцсетям — у нас есть Фейсбук, «ВКонтакте», Твиттер: он в основном для прямых трансляций каких-то интересных событий. Инстаграм — там у нас лидеры, это видеоблог «#утреннийтрансформатор», «Медиум» — где мы публикуем статьи и интервью. Работаем с аудиторией, отвечаем на ее реакции. Пока так. Сделали открытку для любителей сериала «Черное зеркало», мне она очень нравится, запустили ее, наверное, перезапустим еще разок чуть позднее — посмотрим на реакцию. У нас неплохая статистика, за месяц работы люди стали нас узнавать, надеюсь, и рекомендовать, появилась критика в комментариях, это радует.

— Сколько человек занято в проекте?

— Нас сейчас шестеро. У нас получилась дамская команда, все замечательные, разные, очень талантливые девушки. Я им благодарна за этот насыщенный творческий месяц.

— Каких авторов вы привлекаете?

— Пока, конечно, я работала с теми, кого давно и хорошо знаю, — со своими коллегами по предыдущим работам и проектам. Рада, что Митя Самойлов дал нам свой текст про «Большую книгу», и надеюсь что он будет нам писать и дальше. Я очень много с кем встречалась и разговаривала, и есть интересные предложения по большим материалам на следующий год. Но самое важное для меня — искать людей в регионах, я правда очень хочу, чтобы была подробная история о культурных инициативах не только в столицах.

— Какие-то задачи «Открытые медиа» перед вами ставят?

— Да, это привлечение массовой аудитории. И это сложная задача, если учесть, что культура вообще всегда была и есть «на задворках» внимания массовой аудитории. Но тем интереснее эти задачи решать. Почему по вопросам культуры аудитория дискретна — в отличие от тем, связанных с политикой, экономикой, образованием? У нас каждый имеет свою точку зрения на искусство и культуру и знает, «как надо», и если не угодишь — то и не заполучишь читателя.

— А сами вы какие задачи перед собой ставите? Что вы, например, через год будете считать для себя успехом?

— Если мы сможем выстроить сообщество не только в столицах. Вот моя главная задача.

— Намерены ли вы искать дополнительные источники финансирования?

— Пока нет сайта, об этом сложно говорить. Но вообще-то это одна из задач, поставленных перед нами, — разработать план монетизации ресурса.

— А Culttrigger собирается взаимодействовать, например, с государственными структурами? Не боитесь, что они не захотят вступать в контакт с «медиа Ходорковского»?

— Конечно, эта опасность есть, и мы всегда предупреждаем, где будет опубликован материал. Но в России так много независимых проектов в культуре, что мы не пропадем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249414
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416057
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949