14 марта 2017Медиа
208

Минута славы на «Евровидении»

Анна Голубева о военном положении конкурса

текст: Анна Голубева
Detailed_pictureЮлия Самойлова© Продюсерский центр Игоря Матвиенко / ТАСС

Дмитрий Песков призывает не политизировать песенный конкурс «Евровидение» — он прав, куда дальше политизировать. Эту борьбу Россия ведет на международной арене с начала своей новой истории, с 1994 года. Историки еще напишут ее летопись. Как Эрнст снаряжал на «Евровидение» то одного, то другого гладиатора, пытаясь предугадать песенную конъюнктуру. А если примадонну? Не выстрелило. Кого-то свежего и неизвестного? Мимо. Кого-то известного Европе? Недолет. По-русски? По-английски? Дуэт или группу? Девочек? Бабушек? Как повторно брошенный на амбразуру — без особого замаха и не Эрнстом (в тот год кандидата выдвигал канал «Россия») — Дима Билан вдруг победил, и Москва использовала исторический шанс вывести борьбу на новый уровень. Как участие великой державы превратило самодеятельный смотр песни небольших стран в большую гонку с миллионными бюджетами и общенациональной истерией вокруг раздачи баллов.

И вот конкурс опять выходит на новый виток. Теперь «Евровидение» — продолжение войны другими средствами.

Войны давно не мешают Олимпиадам — в наше время разные формы сублимации войн мирно сосуществуют. И деятелям шоу-биза теперь нужно учитывать не столько песенную конъюнктуру — песни всем пишут одни и те же шведские хитмейкеры, — сколько изгибы линии фронта и особенности разных систем залпового огня. Жеребьевка участников украинского «Евровидения» 31 января проходила под грохот канонады в Авдеевке. И если боевые награды спортсменам давно вручают в ставке Верховного главнокомандующего, то и выбор певца на «Евровидение» больше не может обойтись без совета со ставкой.

Песню Юлии Самойловой предъявили публике вместе с новостью о ее выдвижении. Снято видео в полупустой студии Первого канала — вроде бы концертный номер, но непонятно, по какому поводу. Ни музыкантов, ни подпевок, только скупая фонограмма. Немногочисленные зрители рассредоточены по трибунам с явной целью создать впечатление людности. Говорят, снимали наскоро — прямо накануне заявления, что Самойлова будет представлять Россию в Киеве.

В самой кандидатуре Юлии Самойловой нет ничего странного — она участвовала в региональных песенных конкурсах, была финалисткой телепроекта «Фактор А» на канале «Россия 1», выступала на открытии Параолимпиады-2014 в Сочи. Интереснее выглядит способ. Так назначают губернаторов и спецпредставителей президента — внезапно и не того, кого все ждали.

Снято видео в полупустой студии Первого канала — вроде бы концертный номер, но непонятно, по какому поводу. Ни музыкантов, ни подпевок, только скупая фонограмма.

О назначении Самойловой объявили в итоговой информационной передаче Первого «Воскресное время» — за несколько часов до начала совещания представителей стран — участниц конкурса в Киеве. По правилам «Евровидения» канал-вещатель может сам назвать кандидата, свободные выборы не обязательны, хотя многие европейские страны их все еще проводят. Когда-то такое бывало и у нас — но сейчас выглядело бы неуместно, правда?

Еще недавно самым вероятным кандидатом от России считался Александр Панайотов — возможно, его подвела анкета: родился в Запорожье, учился в Киеве (да, в прошлом веке, еще в СССР, но все равно теперь это обстоятельство отягчающее). Предлагалось вообще пропустить это «Евровидение» в столице стратегического противника — за бойкот высказывались не только продюсеры Киркоров и Пригожин, но и депутаты Милонов и Кобзон. Похоже, к этому и шло, но громкий и питательный для рейтингов шум вокруг «Минуты славы» натолкнул кого-то на мысль: о, ведь есть же Юля Самойлова!

И вот великая держава выкатывает на европейскую арену хрупкую певицу на коляске — универсальное оружие. Попробуйте оспорить ее право представлять Россию. Попробуйте не пустить ее на конкурс. Попробуйте недодать ей баллов. Попробуйте сказать, что Россия не создает условий для людей с инвалидностью. Попробуйте предположить, что за девушкой в коляске стоят какие-то расчеты.

Расчет на то, что таки да, попробуют, уже оправдался. Выдвижение Юлии бурно обсуждают в медиа и соцсетях — и поводов для возмущения набралось больше, чем можно было вообразить. Кто ругает ее английское произношение, кто — решение выступать в стране, воюющей с детьми Донбасса, кто — решение выступать за страну, враждебную стране, воюющей с детьми Донбасса. А Иосиф Кобзон, например, считает, что ей негоже ехать на конкурс здоровых исполнителей. Столько вариантов — под стать слогану нынешнего «Евровидения» «Celebrate diversity».

Про Юлю высказались уже не только Песков, но и глава украинского МИДа, и наша Мария Захарова, и Андрей Макаревич. Шума с запасом хватит до мая, Первому каналу не придется натужно генерировать инфоповоды. А ведь Украине еще предстоит решить, идти ли на принцип или все же пустить Самойлову в Киев. Если там тоже будут тянуть с решением до последнего, саспенса прибавится. А какие перспективы откроются, если ее пустят! А если не пустят!

Снисходительное отношение к инвалидам их унижает. И не надо, как говорит Литвинова, эксплуатировать эту тему.

Людям с инвалидностью прежде случалось участвовать в «Евровидении» — но не в роли системы залпового огня. Как Юлия Самойлова это выдержит? Ей ведь еще петь — вполне здорового и спортивного Сергея Лазарева в прошлом году тренировки перед «Евровидением» довели до обморока. Кстати, тогда имя российского участника объявили в середине декабря — за полгода до конкурса. Сейчас середина марта — у Юлии Самойловой, недавно перенесшей операцию, остается на подготовку два месяца.

Но мы же выяснили — спасибо танцору Смирнову, Познеру, Литвиновой и «Минуте славы», — что снисходительное отношение к инвалидам их унижает. И не надо, как говорит Литвинова, эксплуатировать эту тему.

И вообще Юлия сама этого хотела — с детства. Вот же она пишет про свое выдвижение: «Счастье. Все, что мне нужно для счастья, — это солнце сафитов, прибой ваших оваций и биение сердца в такт с музыкой!!!»

Диана ШурыгинаДиана Шурыгина© Первый канал

Диана Шурыгина сама согласилась выпить с будущими насильниками. А потом сама согласилась, чтобы из ее истории сделали целых пять выпусков шоу «Пусть говорят». Ее родители сами согласились принять в нем участие. Рената Литвинова и Владимир Познер сами согласились играть злодеев в «Минуте славы» — а потом согласились развивать сюжет и объясняться на камеру с танцором, которого обидели.

Кто кого заставляет? Все сами. Кто виноват? Был один сотрудник канала, его уже уволили. Что делать? Расслабиться и получать если не удовольствие, то компенсацию.

Первый канал получает прибой ваших оваций и хорошие рейтинги. Члены жюри «Минуты славы» получают плату за работу в шоу и связанные с ней неудобства. Участники конкурса получают минуту славы, ее можно монетизировать. Диана Шурыгина, у которой эта минута так растянулась, получила полмиллиона подписчиков, нашла продюсера, рекламирует бижутерию и на последний эфир «Пусть говорят» приходила уже в ней. На войне как на войне.

Ну и чем «Евровидение» не социальный лифт для певицы, которая обычным российским лифтом воспользоваться не может?

И вы не смущайтесь, пристегните вторую ногу.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244993
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246549
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413121
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419599
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423672
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428973
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429627