15 сентября 2017Медиа
321

Опять об Гоголя

Эксперимент «Гоголь. Начало» выглядит крайне убедительным началом новой страницы в нашей сериальной индустрии

текст: Наталья Исакова
Detailed_picture© Продюсерский центр «Среда»

Как вы уже знаете, мистический детектив «Гоголь. Начало» в первый же уикенд проката собрал 220 млн рублей на территории России и СНГ. Это очень хороший результат (правда, «Гоголю» не удалось побить рекорд «Вия 3D», который в 2014 году заработал после первых выходных еще более фантастические 605 млн рублей).

А ведь совсем недавно казалось: классическая русская литература, да еще с портретом человека из школьного учебника на киноафише, должна напрочь отпугнуть молодых зрителей. Консервативная аудитория Фейсбука предсказуемо возмущалась накануне премьеры: как можно так надругаться над классиком?! Хорошо, что творчество Гоголя оказалось за пределами интересов депутата Поклонской.

Вряд ли вы серьезно думаете, что причина успеха — исключительно в феноменальной популярности писателя Гоголя среди молодых людей, посещающих кинотеатры. Попробуем понять, почему и как Гоголь перестал быть скучным дядькой из школьной хрестоматии и имеет все шансы стать культовым.

Самое интересное, что выход в прокат фильма «Гоголь. Начало» — это промоакция последующей эфирной премьеры сериала на телеканале ТВ-3. Что промоакция окажется самодостаточной и прибыльной, для меня лично стало большим откровением. И хотя продюсеры канала ТВ-3 Валерий Федорович и Евгений Никишов в своих интервью неоднократно подчеркивали, что действительно ставили целью заработать и отбить деньги, затраченные на производство (стоимость одной серии «Гоголя», согласно открытым источникам, составляет 29 млн рублей), мне кажется, что и они не подозревали, что проект так выстрелит.

Можно представить, как родилась идея сериала: «А давайте как будто все, что в книге, — правда. И случилось с ним лично».

Можно, конечно, объяснить успех охватной рекламной кампанией (28 миллионов россиян в возрасте 14—44 лет, по данным Mediascope, узнали о премьере). Это действительно было похоже на обстрел зрителей тяжелой артиллерией. «Газпром-медиа» задействовал под продвижение «Гоголя» все свои площадки — телеканалы ТВ-3, ТНТ, «Пятница», ТНТ-4, 2х2, НТВ, «Матч ТВ», радиостанции Energy, «Авторадио», онлайн-ресурсы Rutube.ru, TNT-online.ru, dom2.ru, «Вокруг ТВ», журналы «Караван историй» и «Семь дней». Разумеется, ни один честный прокатный фильм, снятый без опоры на федеральный медиахолдинг, который действует по системе кросс-промо (то есть без живых денег), такой рекламный охват просто не может себе позволить.

Но дело не только в охвате. Гораздо важнее правильно выбранная интонация промо, дающая сигнал потенциальному зрителю: «Гоголь» — это не очередной (бессмысленный и беспощадный) российский ремейк типа «Шерлока Холмса» (простите, кого задела), когда старая история с предсказуемым финалом просто разыграна в новых декорациях.

Планку задал небольшой промосериал, где актер Александр Петров, исполнитель роли Гоголя, в образе своего героя появился в популярных шоу канала ТНТ «Чернобыль: зона отчуждения», «Остров» и «Деффчонки» — и даже встретился с самим собой на съемочной площадке очередного сезона сериала «Полицейский с Рублевки». Уже тогда стало понятно: затевается что-то, разрывающее шаблон, скучно не будет.

© Продюсерский центр «Среда»

Спасибо создателям фильма — скучно не было. А ведь мы знаем, что промо может обмануть. Я смотрела «Гоголя» в кино. Когда пошли финальные титры, надо мной навис крупный дяденька с пустыми пластиковыми стаканами из-под пива.

— Вот ты скажи: тебе фильм понравился?
— Понравился.
— Сильно понравился?
— Ну, достаточно.
— А по шкале от 1 до 5?
— Ну, четыре с плюсом.
— Так х*ли ты весь фильм сидела во «ВКонтакте»?!

Дяденька махнул на меня рукой как на существо безнадежное и медленно пошел к выходу, вчитываясь в титры. Я не стала объяснять, что все это время записывала понравившиеся цитаты из фильма. Тем более что реакция дяденьки мне очень понравилась. Он искренне переживал то ли за фильм, заслуживающий большего к себе уважения, то ли в целом из-за неблагодарного человечества, так глупо лишающего себя немногочисленных удовольствий. Я давно не смотрела кино с таким живым залом, который совершенно правильно реагировал на все заготовленные сценаристами реплики героев. Попадание в зрителя произошло не только на уровне промо. Сам фильм оказался тем, что обещал.

Вообще «Гоголь» задумывался как мистическая драма о юности судебного писаря Николая Гоголя, который становится помощником легендарного сыщика Гуро (Олег Меньшиков) и при помощи своих паранормальных способностей помогает раскрыть серию загадочных преступлений на хуторе близ Диканьки. А заодно бросает неудачные поэтические эксперименты под именем В. Алова и начинает писать прозаический малороссийский цикл, благодаря которому мы теперь знаем и любим писателя Гоголя.

Самоирония спасает историю от упреков во вторичности. Фильм сам вспарывает себе плоть и демонстрирует, из чего скроен.

Можно представить, как родилась идея сериала: «А давайте как будто все, что в книге, — правда. И случилось с ним лично». Но, пока писался сценарий, концепция менялась, как и состав авторов, — и в итоге появилось то, что кинокритики определяют как ретропанк, трэш-шапито, «детство Тарантино» и «“Сонная лощина” для маленьких» (с). В моем понимании это все — скорее, похвала.

Вероятно, сработал эффект синергии: к продюсеру проекта «Гоголь. Начало» Александру Цекало, который любит высокие концепты с мрачной сердцевиной («Клим», «Метод», «Обратная сторона Луны», «Саранча» и т.д.), присоединились коллеги с ТНТ, которые знают, как рассказывать небанальные истории для аудитории, привыкшей иронически относиться к самым серьезным вещам. Сочетание макабрического мироощущения Цекало и юмора тээнтэшников подарило нам «Гоголя» — жанр фильма определить довольно сложно.

Перед нами два часа густого киноманского счастья. Пока одна половина мозга смотрит мистический ретродетектив и пытается угадать, за кем сейчас придет таинственный всадник в черном, который на минуточку забежал сюда из сериала с Джонни Деппом, и кто эта таинственная супружеская пара, живущая в замке то ли Баскервилей, то ли короля Стаха (уж не вампиры ли?), вторая половина мозга отчаянно веселится, узнавая очередную цитату. Тут вам и один в один воспроизведенные конь и дерево из «Сонной лощины», и Пушкин в поросячьей маске («Пила»?), и щупальца осьминога, вдруг и совершенно низачем шевелящиеся на голове у случайной героини, — «Пираты Карибского моря». Почему «Пираты»? А нипочему. Просто потому, что можем. Потому что это и страшно, и весело.

Пока киносериальная индустрия в России нудно осваивает чужие находки, создатели «Гоголя» делают процесс заимствования неприлично наглядным, откровенно монтируя свой фильм из десятков чужих, любимых и узнаваемых.

© Продюсерский центр «Среда»

Да было бы и смешно, если бы что-то подобное в 2017 году делалось на полном серьезе («“Сонная лощина”? Нет, не слышали! У нас оригинальный продукт»). Самоирония спасает историю от упреков во вторичности. Фильм сам вспарывает себе плоть и демонстрирует, из чего скроен. Но что важно — ирония при этом никак не понижает сюжетный градус, хватает и детектива, и саспенса, за что отдельный респект создателям.

Да, это не революция в кино, это старый аттракцион, созданный по заветам Тарантино и его апостолов. Но это работает. И есть ощущение, что такой путь к зрителю — более прямой и честный, чем очередная серьезная адаптация очередной корейской дорамы под русского зрителя в затаенной надежде, что никто не заметит. Тем более что и правда не замечают.

«Гоголь» в правильном смысле двухслойный. Если ты прогулял уроки литературы, куря с хулиганами на школьном дворе, и не понимаешь, что это за странный петербургский регистратор на экране потрошит на улицах людей с последующим поеданием их органов (бедный Акакий Акакиевич с легкой руки сценариста превратился в доктора Лектора), — можно просто смеяться над диалогами героев. Самого зрелища вполне достаточно, не обязательно разгадывать киноманские загадки.

А киноманам раздолье: что в «Гоголе» только не цитируют — от канонической реплики Костика из «Покровских ворот» («А не хлопнуть ли нам по рюмашке?») до менее очевидных «Братьев Гримм», «Американской истории ужасов», «Из-под пера Диккенса», «Собаки Баскервилей», «Охоты короля Стаха», не говоря уже про «Упыря» А.К. Толстого и акунинский цикл о Фандорине. И это только верхушка айсберга. Само название отсылает к нолановскому «Началу» с его темой осознанных сновидений — рифма с постоянными выходами героя Петрова, Гоголя, в транс и параллельную реальность. Следующий сезон вполне может называться «Пушкин. Первая кровь», например.

Тут вспоминается неудачная попытка продюсера Александра Роднянского сделать детектив для молодой аудитории, в котором действие происходило во времена отрочества Пушкина. В основе фильма «18-14» (2007 г., снят по одноименному роману Дмитрия Миропольского, который и стал сценаристом) была история о маньяке, убивавшем красивых девушек в парке Царскосельского лицея, — Пушкин с однокашниками вели расследование. Звучит интригующе — но на деле Роднянский делал все это очень серьезно, в духе советского исторического кино, не позволяя себе распоряжаться героем так же вольно, как это делают создатели «Гоголя». А, оказывается, нужно просто уметь сдувать пыль с сакральных объектов.

© Продюсерский центр «Среда»

В общем, эксперимент «Гоголь. Начало» выглядит крайне убедительным началом новой страницы в нашей сериальной индустрии.

Есть, правда, настораживающие моменты — во второй части первого фильма («Красная бурка»): нарочито дешевый грим в трэшевом стиле студии «Трома» и дешевые трюки с летающими в воздухе на лесках героями в лучших традициях болливудских студий. Пока непонятно, что это значит, — то ли у продюсеров закончились деньги на спецэффекты, то ли победила та часть создателей проекта, которая топила за трэш и угар.

Также непонятно (и интересно), как авторы будут выпутываться из жанрового фьюжена. Происходящее в первой части фильма имеет очевидно мистическую природу, во второй же все находит вполне рациональное объяснение. Как будут развиваться события и что победит — мистика или строгий натурализм?

Отдельно хочется отметить потрясающий саундтрек, написанный нашим российским парнем, скрывающимся под псевдонимом Ryan Otter. О нем официально известно только одно — что он пишет музыку к проектам компании «Среда». По звучанию это такой уверенный Голливуд.

Итак, резюмируем, что сделало «Гоголя» событием, которое нельзя пропустить.
1. Зрительский спрос на «странные» истории, когда герой и события не совсем вписываются в рамки привычной реальности.
2. Надежный постмодерн — и надежное качество производства.
3. Масштабная промокампания с небанальным креативом.
Ну и чудо, конечно.

Этой осенью выйдут еще три фильма-продолжения: «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». Пожелаем авторам удержать баланс между настоящим мистическим детективом, когда должно быть страшно, и всем этим постмодернистским весельем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555