Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244942Она, по сути, заменяет нам королевскую семью. Я когда-то уже писала о способности Ксении Собчак делать из публики родственников — благородных отцов, сварливых тетушек, завистливых кузин и вожделеющих племянников. Приятно, что, сделавшись взрослой, она этой способности не утратила.
Она — наш главный акционист. Ни у кого больше не получается так непринужденно и постоянно, в рабочем режиме, провоцировать аудиторию на живописные и саморазоблачительные реакции.
Ну вот какие антирейтинги и удаленность от народа? Как раз наоборот. Нравится или нет — для народа она все равно своя. Как становится своим телеведущий, но не всякий телеведущий. Дело, конечно, не в 95-процентной узнаваемости, которую Ксения приводит как аргумент в пользу своего выдвижения. Дело в этой ее способности превращать большие темы и вопросы во что-то близкое и понятное. Общественный конфликт — в частный. Политическую коллизию — в бытовую. Окружающих — в зрителей семейного телешоу. Это, кажется, главный ее дар.
Она появилась среди вечносерых пиджаков — сразу смазав карту будня. И унылая сцена, где президент царит один, как сыч, без жены и детей, озарилась наконец возможностью мелодрамы. Если не драмы — сама Собчак называет шекспировской ситуацию, в которой ей приходится оппонировать Путину, когда-то спасшему ее любимого папу.
Явление блудной дочери, которая то ли борется с «крестным отцом», то ли доказывает в честном соревновании право на отчий трон, — и сразу стало интересно.
А тут же еще Навальный. А где трое — там интрига. Король-дама-валет. В памяти зрителя всплывают смутные образы: это та сказка, где принцесса должна протянуть герою-тираноборцу нить, выводя его к свету («Я сниму свою кандидатуру»), — или та, где господин Дракон велит девушке отравить рыцаря перед боем? Отравит или не отравит?
Она появилась среди вечносерых пиджаков — сразу смазав карту будня. И унылая сцена, где президент царит один, как сыч, без жены и детей, озарилась наконец возможностью мелодрамы.
Дочь демократа или крестница тирана, гламурная фря или рабочая лошадка, королевна или фрондерка, шоувумен или серьезный журналист? Ее образ всегда был двойственным, она принадлежала разным мирам, и сейчас Собчак эту амбивалентность не то что не пытается снять, а подчеркивает, прямо заявляя о статусе посредника между властью и оппозицией, «нами и ими».
Она задала повестку. Если обычно Ксения Собчак вызывает дисперсию реакций, то сейчас можно наблюдать редкое по отношению к ней единодушие. Совершенно разные медиа — федеральные и региональные, провластные и оппозиционные — цитируют ее одинаково активно. Совершено разные люди — Путин и Песков с одной стороны, Ходорковский и Навальный с другой — встречают ее выдвижение одинаковыми словами: «все имеют право идти на выборы». Кажется, еще немного — и Навальный перестанет упоминать ее имя — как Путин избегает упоминать имя Навального.
Таких колоритных спойлеров у нас еще не было. Это не вялый Прохоров, невольник чести. Не говоря уже о том, что Ксения, в отличие от Прохорова, не бросает дело ради исполнения подпевок в предвыборном шоу: она своим делом именно и занимается, шоу — ее профессия. «Я прекрасно понимаю, что то, что происходит сейчас, — это не выборы, это как бы выборы. То, что мы видим сейчас, — это скорее некое высокобюджетное шоу, причем я как профессионал могу сказать — достаточно низкого качества». Она собирается повысить качество шоу. И в любом случае выигрывает в результате этих выборов.
Собственно, она уже в плюсе. За 7 дней, прошедших с момента заявления об участии в выборах, Ксения Собчак вышла на второе место по числу упоминаний на телевидении. Опережает ее в этом отношении только Путин. А если брать одни федеральные каналы — куда до недавних пор путь ей был заказан, — там она третья после Путина и Жириновского. «Медиалогия» насчитала ко вторнику больше 20 новостных сюжетов о Собчак на федеральном ТВ за неделю. Но к вечеру вторника это число как минимум утроилось — в этот день, 24 октября, Собчак сгенерировала целую кучу инфоповодов, дав пресс-конференцию в Электротеатре, где представила свой предвыборный штаб, и попутно отразив под камерами атаку провокатора в резиновой маске единорога. По легенде, укротить единорога может только чистая дева, перед которой неуловимый зверь покорно ложится на землю, — охрана Ксении буквально воспроизвела этот символический акт, выкинув хотевшего что-то спросить шутника на тротуар перед театром.
Ну, согласована — а кто тут не согласован? Это дети считают, что кандидаты в президенты в этой стране самозарождаются в капусте, — а взрослые знают, откуда берутся кандидаты.
Первый канал, «Россия-1», НТВ, РЕН ТВ, ТВЦ, ОТР, Пятый канал, «Звезда», «МИР», «Россия-24», не говоря про родной «Дождь», — все телеканалы, где есть информационное вещание, все агентства, крупные и мелкие газеты, радиостанции и сетевые медиа, которые публикуют новости. За первую неделю предвыборной разминки Ксения Собчак взяла почти все медиавершины. В день пресс-конференции в сеть выложили и запись ее беседы с самым актуальным интервьюером современности Юрием Дудем — заодно Ксения Собчак вошла в историю шоу как первый герой женского пола.
Кстати, в этом разговоре Собчак сетовала, что федеральные каналы ее не показывают. А Дудь как-то не смог ей аргументированно возразить. Он в ходе исторической беседы вообще заметно проигрывал собеседнице по части напора — она то и дело перехватывала ход. Ему не удалось заставить Собчак доказывать, что ее выдвижение — не договорной матч. И, несмотря на уверения, что пригласить Собчак он собирался давно, еще весной, трудно было бы доказать, что это интервью, записанное после ее выдвижения и выложенное после пресс-конференции, — не договорной матч.
А с другой стороны — кто бы на его месте отказался? Когда все говорят о Ксении Собчак? И всех можно понять. Давно не было такой движухи. Давно креативному сословию не светили не то чтобы даже гонорары — а просто возможность размять затекшие конечности и взять ими забытые шашки. А зрителям — понаблюдать за чем-то остросюжетным.
Те, кто еще недавно морщился, называя Собчак кандидаткой, согласованной с Кремлем, уже как-то задумались. Ну, согласована — а кто тут не согласован? Это дети считают, что кандидаты в президенты в этой стране самозарождаются в капусте, — а взрослые знают, откуда берутся кандидаты. Все из одних Боровицких ворот — но главное-то, что человек делать будет. Она же показала на пресс-конференции ролик про политзаключенных. Она же заявила, что Крым не наш. Она же обещает оппонировать Путину. Чего еще-то надо?
Надо в самом деле немного — если учесть, как сильно и давно все отвыкли от таких речей на федеральных каналах. Неохота придираться к той, кто их произносит. Ксения Собчак это понимает, а редкие вопросы, на которые ей отвечать не с руки, отбивает легко — «грехов моих разбор оставьте до поры, вы оцените красоту игры».
И правда: качество шоу растет. Спасибо всем, кто это придумал, вы затейники. «Это демократия!» — кричит распластанный на земле шутник в маске единорога.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244942Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246494Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413081Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419564Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420230Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422878Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423638Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428812Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428940Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429595