13 ноября 2017Медиа
485

Спасаем мир по-русски

Сериал «Чернобыль-2. Зона отчуждения» как актуальное политическое высказывание

текст: Наталья Исакова
Detailed_picture© ТВ-3

В пятницу одновременно во всех часовых поясах России стартовал второй сезон сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» на канале ТВ-3. Напомним: первый сезон «Чернобыля» вышел на ТНТ в 2014 году и с тех пор делит с «Физруком» звание самого популярного сериала за всю историю телеканала (доля — 27,1% при средней доле канала 15%, аудитория — вся Россия от 14 до 44).

«Чернобыль» — история, для российского телевидения новаторская во многих смыслах: и вертикальный показ по американской модели — каждую пятницу в вечерний прайм по две серии подряд, и выкладывание лицензионных серий сразу после эфира в интернет — попытка опередить пиратов и собрать как можно больше денег на онлайн-показах. Еще одна новация — обсуждение сериала по горячим следам узким кругом его актеров и создателей в обществе потенциального кандидата в президенты РФ Ксении Собчак — в прямом эфире ТВ-3 с трансляцией в социальную сеть «ВКонтакте».

Но самое интересное, что на фоне старательного уклонения ТВ от серьезного разговора о столетии Октябрьской революции «Чернобыль-2» стал чуть ли не главным медийным «подарком» к этой дате. СССР, как и революцию, в сериале вспоминают тепло (в отличие от сериалов «Троцкий» на Первом и «Демон революции» на «России-2»). Ленин в кепке машет нам с видеоэкранов в альтернативном будущем, где СССР не распался, зато США — на грани исчезновения.

На фоне старательного уклонения ТВ от серьезного разговора о столетии Октябрьской революции «Чернобыль-2» стал чуть ли не главным медийным «подарком» к этой дате.

Премьера первого сезона «Чернобыля» переносилась продюсерами ТНТ три раза, старт ожидался еще в 2010 году. А в то время телеканал оттолкнулся от своего железобетонного позиционирования — «реалити и комедии» — и двинулся в сторону экспериментов. Смена курса не артикулировалась в промо, но программирование говорило само за себя. ТНТ пробовал себя в неформатных жанрах — вроде снятого субъективной камерой триллера «Моими глазами», откровенной драмы «Измены» или ночных показов такого российского кино, которое было точно не для «поржать».

Эти эксперименты позволили продюсерам значительно обогнать конкурентов в понимании того, что такое сериал нового поколения. Но в итоге ТНТ в этом году вернулся к старому позиционированию, а все неформатное переехало на ТВ-3 — некогда «первый мистический» а теперь канал, который показывает вещи удивительные и странные.

Первой ласточкой стал сериал «Гоголь. Начало» — он пока, правда, гастролирует только по кинотеатрам. А теперь вот — «Чернобыль», который сценаристы Илья Куликов (автор легендарных «Глухаря» и «Закона каменных джунглей») и Евгений Никишов (генеральный продюсер ТВ-3) начали писать больше 10 лет назад, устав работать на конвейере стандартных криминальных сериалов.

© ТВ-3

Были опасения, что домохозяйки, привыкшие смотреть на ТВ-3 понятную и простую «Слепую», не смогут переварить сложный микс из путешествий во времени, ядерного постапокалипсиса, роуд-муви и истории взросления. Но аудитория экзамен выдержала. Повтор первого сезона «Чернобыля» — теперь уже на ТВ-3 — дал фантастические для телеканала цифры: 9,2% на фоне средней доли канала в 4% (аудитория: вся Россия от 14 до 44).

Почему этот сериал полюбили зрители, не склонные к тоске по СССР? Компания друзей — Паша, Леша, Гоша, Настя и Аня — отправилась в погоню за сумасшедшим видеоблогером, укравшим 8 миллионов рублей из квартиры главного героя. Следы привели подростков в Припять, где они с помощью машины времени переместились в 1986 год. Там, на месте, друзья решили предотвратить аварию на Чернобыльской АЭС. Мотив был личный — в Припяти жила семья Ани. В схватке с майором КГБ главный герой — Паша — потерял всех друзей. Аварию удалось предотвратить, но будущее — согласно «эффекту бабочки» — изменилось.

Спасению мира от катастрофы был посвящен финал первого сезона. До этого жанр сериала больше склонялся к квесту с элементами волшебной сказки. В каждой серии герои проходили испытания, приближаясь к главной цели, — а целью, как выяснилось, было не поймать сумасшедшего вора, а понять, кто и зачем все это время заманивал их в зону Чернобыля. Они попадали в мир страшных дальнобоев, спасались в деревянном доме «Бабы-яги» со зловеще стынущим на столе борщом, ходили на свадьбу к девушке, чтобы передать ей подарок от мертвого жениха из Огаркова — которое, как потом выясняется, не село, а кладбище («Так вот почему от него так воняло!» ), и на каждом шагу за ними следил черный-черный джип — как в страшилках из детства.

Ленин в кепке машет нам с видеоэкранов в альтернативном будущем, где СССР не распался, зато США — на грани исчезновения.

Были, конечно, и оммажи любимому кино. Например, суровые мужики, приезжающие в зону Чернобыля поохотиться на людей, — привет «Хостелу». Или секретный бункер ученых под землей — отсыл к сериалу «Бункер», который для ТНТ снял его бывший генеральный продюсер Александр Дулерайн в 2006-м. Кажется, что и главный антагонист «Чернобыля» в исполнении Евгения Стычкина тоже попал в сериал транзитом из «Бункера».

Мир 1986 года в первом сезоне был воссоздан довольно убедительно — и без сильных реверансов в сторону СССР. Но каким-то шестым чувством продюсеры, похоже, уже тогда ощутили изменение политического тренда. И мостик ко второму сезону в духе «Россия — родина слонов» был перекинут ими задолго до войны на Украине, аннексии Крыма и мощного курса на «можем повторить».

В конце первого сезона оставшийся в живых герой Паша возвращается в настоящее и с удивлением обнаруживает, что СССР не распался, а наоборот — стал мировой сверхдержавой. Единственным полюсом силы. В мире должно быть хоть что-то стабильное, поэтому у власти в СССР — тадам! — Генеральный секретарь ЦК КПСС Владимир Путин. По правилам жанра, если где-то что-то не случилось — это должно случиться в другом месте. Потому авария на атомной станции в альтернативной реальности все-таки произошла — но не в СССР, а в США.

© ТВ-3

С этого момента и стартует второй, нынешний, сезон сериала — в жанре ретрофутуризма, с повзрослевшими на семь лет актерами. Теперь в США, а не в России все плохо. После аварии на АЭС Калверт-Клифс, штат Мэриленд, в Америке идет гражданская война. В СССР бывшую сверхдержаву называют «Разъединенные Штаты Америки». Вокруг места взрыва образовалась новая зона отчуждения, контролируемая отчаянными бандитами. Ее столица — город-призрак Ласби, американская Припять. Последний законно избранный президент страны Дональд Трамп скрывается на Гавайях и просит СССР о помощи. А нам не жалко помочь. У нас отличная армия в Анкоридже.

В новой истории мы в СССР изобрели интернет, который называется «рунет», и сделали айфоны под брендом «Электроника 8» и «Электроника 8+». В новом мире, в принципе, все хорошо. Правда, нельзя свободно выехать за границу — но, с другой стороны, что там делать, если процветание теперь только у нас? Ну и еще — геям дают пять лет тюрьмы. Но чем не пожертвуешь ради общего блага?

В альтернативном советском будущем жизнь героев радикально изменилась — социального дна тут нет. Задрот-айтишник Гоша стал сыном большого чиновника. Раскованный и открывающий все двери ногой хулиган Леша с дядей-уголовником теперь комсомолец в очках, учится в институте. Им не до глупостей и даже не до секса: секс — все еще немного табу в пуританском СССР.

Мы в СССР изобрели интернет, который называется «рунет», и сделали айфоны под брендом «Электроника 8» и «Электроника 8+».

Отец Ани, инженер Чернобыльской АЭС, который посвящен в тайну героев, новым миром полностью доволен. Похоже, один только Паша переживает, что в результате изменения прошлого пострадали американцы. И хочет немедленно все исправить. С помощью неизвестного героя в белой маске (привет, Джокер?) герои угоняют самолет и летят в новую зону отчуждения. С собой у них прибор, который перемещает во времени.

Накануне премьеры продюсеры разослали журналистам третью серию для просмотра, так как «она лучше отражает дух сериала». Это на самом деле так: с третьей серии заметно меняется стиль съемки, появляется цветокоррекция, характерная для американских фильмов, действие которых происходит в пустыне. Зритель сразу попадает в пространство, знакомое по американским фильмам в переводе пиратских студий. Где-то узнаются «Сыны анархии», где-то «Наркос», при желании можно разглядеть даже намек на «Во все тяжкие» и «Остаться в живых» (тема с пропажей самолета и исчезновением пассажиров).

В общем, уровень съемки и постпродакшена в третьей серии вполне удовлетворил бы и продюсеров Netflix. Дело в том, что к этой серии у «Чернобыля-2» сменился режиссер. Вместо шведа Андерса Банке, снимавшего первый сезон, режиссерское кресло занял Павел Костомаров, хорошо известный зрителям и сериалов, и художественного кино, и документального. (Продюсеры, правда, уверяют, что претензий к качеству работы Банке не было, просто рабочие визы в США съемочной группе делали долго, а ждать он не смог, у него начался новый проект.)

© ТВ-3

Хочется надеяться, что и с историей, и с героями в «Чернобыле-2» тоже все получится. Тут могут быть проблемы. Если в первом сезоне «Чернобыля» путешествие было необходимо для внутренних изменений героев и развития их отношений, то во втором правила игры уже заранее заданы. И про героев все заранее понятно — верно говорит безумный персонаж Даниила Спиваковского: перед нами «Лидер, Королева, Бунтарь, Боец и Трус».

Но из новых советских Леши, Гоши, Насти и Ани еще надо достать тех ребят из России, переживших 90-е, — свободных, рисковых, нервных, ироничных, по-хорошему злых. Пока эти альтернативные прилизанные комсомольцы для Паши — скорее фантомы прежних друзей (в этом месте мы понимаем, чем та Россия все-таки лучше благополучного реанимированного СССР: люди хотя бы живые, а не пластмассовые).

В общем, интересно, как будут развиваться события и характеры. Не хотелось бы, чтобы единственной идеей сезона так и остался слоган из промо: «Первый российский сериал, снятый в Голливуде. Спасаем мир по-русски». По-русски мы и так спасаем мир — на всех других каналах, без перерывов на сон и обед. В этой, а не альтернативной реальности.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244871
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246434
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413025
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419515
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423592
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428899
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429553