23 января 2014Медиа
236

Хорошая девушка Лена

Миссия девушки с плюшевым мишкой и Новая Добрая Журналистика

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© Первый канал

Елена Мильчановска из «Собеседника», в декабре признавшаяся Путину в любви, напоминает в первую очередь о другой народной журналистке — Свете из Иванова, которую недавно отправили в почетную ссылку. Они примерно одного возраста, обе занимаются охотой на звезд (Лена ведет рубрику «Лена достала») и представляют новейшую генерацию российской журналистики. Сравнивая их, ты как бы оказываешься в пространстве фильма «Назад в будущее», где одно движение — и вся громоздкая история идет по-другому.

Лена — это более лучшая Света из Иванова. Во-первых, Лена все-таки столичная штучка, кроме того, из интеллигентной семьи — так принято говорить, когда папа и мама с высшим образованием (Лена сама дает ссылки на Facebook родителей, это very sweet). Это отчасти объясняет успех Лены: сразу вспоминаешь, что лучшие образы народных героев в нашем кино были созданы именно интеллигентами.

Лена пошла дальше, чем Света: на днях она добралась до премьер-министра Медведева. В прошлом году именно ее вопрос Путину мог бы стать самым ярким событием четырехчасовой встречи с журналистами — если бы его не перекрыла новость о Ходорковском. Единственное, что смущает, — Лена «учиться на московский журфак», как сказал бы иностранец. Ее речь и манеры несколько контрастируют с нашим представлением о журналистском образовании; впрочем, даже в этическом кодексе журналиста не сказано, что нельзя ходить на пресс-конференции с плюшевым мишкой. А если серьезно, то светский хроникер, который уже достал Путина и сфоткался с Медведевым, — это крутой результат. Кстати, по журналистским меркам самая большая удача Лены — «ха-ха-ха» Алексея Кудрина; это самое смелое высказывание Кудрина за последние годы.

Все ее подруги и коллеги говорят, что «Лена по жизни такая». И, кстати, она — патриот «Собеседника»: всем рассказывает, что он был первой цветной газетой в СССР.

Это символично, что газета, у которой в этом году юбилей — 30 лет, вышла как раз в рамках «очеловечивания СССР» — когда официоз стал настолько мертвым, что это почувствовали даже угасающие старцы. «Правду» и другие газеты читать было уже невозможно, да и бессмысленно. А тут появилась как раз такая газета «для молодежи», где печатали тексты песен Юрия Антонова и фотографию самого молодого советского генерала и дважды Героя Джанибекова.

Зачем второе дно, когда и первое лишнее?..

Символично, что лицом «Собеседника» в юбилейный год стал не Дмитрий Быков, который именно здесь начал писать знаменитые тексты в рифму, а девушка с плюшевым мишкой. Для которой, чем хуже она формулировала вопрос, тем в конечном счете было лучше — как и для популяризации газеты в целом.

Во всем этом нет никакой игры и двойного дна, в этом специфика времени: зачем второе дно, когда и первое лишнее?.. Вся сознательная жизнь Лены прошла при Путине, и она относится к президенту и премьеру так, как мы — к Пугачевой и Киркорову. Она понимает, что лучшее, что можно сделать с ними, — это селфи и что на встрече с Владимиром Путиным совершенно все равно, какой вопрос задавать. Лена, в сущности, размышляет так же, как и либеральный журналист, который называет эти встречи спектаклем; только в отличие от либерала Лене в этом спектакле прикольно — там можно спеть песенку или рассказать стишок.

Моя коллега видит Лену будущим руководителем информационного агентства «Россия завтра». А я, например, вижу ее ведущей шоу имени себя, как это сейчас модно, — «Мильчановска». Лена обладает тем универсальным набором качеств, которые сегодня нужны для успешной карьеры в журналистике: сочетание наивности, открытости и жизнерадостности. Это верная стратегия еще и потому, что рациональные подходы к действительности, как и 30 лет назад, исчерпаны, остались только иррациональные — как, например, вудуистские ритуалы или приворот. Лена не скрывает, что слегка ворожила, когда искала глазами Дмитрия Пескова, но между ними не возникло «эмпатии» — а вот с президентом получилось.

«…И вот в этот момент, когда он обводил взглядом зал, я успела встретиться с ним глазами (что с моим плохим зрением мне сделать было крайне тяжело) и прошептать:

— А как же мой мишка, он настоящий, он тоже хочет спросить...

— Хорошо, хорошо, я спрошу вашего мишку, сейчас-сейчас, обязательно спрошу, — прошептал, глядя на меня, президент.

— Точно? — от волнения переспросила я.

— Да-да, конечно, — подтвердил шепотом он».

«Мишка хочет спросить» — это чудо. Саму Лену тоже упрекнуть не в чем. Почитайте, она сама пишет, как готовилась к встрече.

«Мама отобрала самые красивые, на ее вкус, мои кофты, но все они были, как назло, каких-то непонятных тонов — то ли серые, то ли коричневые, то ли болотного цвета. Не может ведь пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который обычно ведет это мероприятие, сказать: “Пусть вопрос задаст девушка в непонятного цвета кофте”».

© РИА Новости

Юнг сказал бы, что на самом деле Лена идет на встречу с «духовным супругом» — поэтому ей стоило надеть не платье, а свадебную фату, и так, кстати, было бы заметнее.

Есть понятие «душа», а тут как бы «пуша». У Лены есть пуша. Такие, как она, пишут в Фейсбуке: «Сижу с ногами на диване, закутавшись в пушистый плед, с кружкой ароматного горячего чая в руках» — и тексты у них всегда имеют запах свежей плюшки. «Ничего, вместе болеть веселее!» — отвечает в последнем тексте Мильчановской премьер Медведев, и в этой фразе слышатся раскаты Новой Доброй Журналистики — по аналогии с «добрым кино» (термин Антона Долина). Журналистики детской, мультипликационной, умалышивающей — аналога пустотного канона газеты «Правда» 1984 года.

Без шуток — Лена делает очень важное дело. Чем бездушнее система, тем плотнее ей нужно обкладываться плюшевыми мишками. Такой же наверняка сидит на заднем сиденье в машине судьи по «Болотному делу» или у дочери начальника колонии, где в качестве неформального наказания заключенным запрещают ходить в туалет. И это не вызывает никакого диссонанса, тем более когнитивного.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245321
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246908
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413375
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419833
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423903
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429202
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429869