30 января 2014Медиа
197

Война с «Дождем»

Телеканал «Дождь» и законы военного времени

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© Colta.ru

Новостей в истории с «Дождем» несколько. Например, скорость наказания: обычно из виновников тянут жилы, начинается хождение по мукам — то есть с соблюдением процедур все-таки, а тут все напоминает психическую атаку. Во-вторых, обычно наказывают «хозяев дискурса» — а тут как бы наказание коллективное, как в пионерском лагере: из-за одного Петрова купаться не пойдет никто. За опрос на «Дожде» наказывают самих зрителей — их отключают от кабелей и, возможно, запретят телеканал вообще. Это коллективное наказание не случайно: ожесточение поначалу вызвал не столько сам вопрос, сколько реакция зрителей, и комментаторы возмущались именно этим — что 54% зрителей «Дождя» проголосовали за то, что город нужно было сдать. Но вот это возмущение как канализируешь — поэтому все свелось к некорректной формулировке.

Уже тысячу раз все это обсудили, но я скажу еще раз: этот результат голосования — типичная реакция современного человека. Тут нет забвения памяти или презрения к подвигу — тут просто непонимание, и это непонимание в какой-то степени естественно. Это голосуют мирные люди, обыватели, привыкшие к тому, что всегда лучше договариваться, искать компромисс: они размышляют в категориях мирного времени, и это можно понять и простить — но вот именно этой мирной этики им и не прощают. Их символически наказывают именно за сомнение — за саму попытку усомниться в том, что все жертвы были оправданны. Это уже, с точки зрения государства, покушение на его основы.

Жертвы и жестокость — это код правоты и правды. И вся эта история с «Дождем» — это на самом деле история о сострадании и жестокости сегодня, а не 70 лет назад. Вот замминистра Волин говорит на «Коммерсанте», что за такое он «уволил бы сразу всю смену». Так какой-нибудь командир на той войне свои или чужие ошибки «искупал кровью» — то есть принесением дополнительных жертв (такой случай описан у того же Некрасова в «Окопах Сталинграда»). Принесение жертв — это обязательный ритуал: и вот так ведет себя и ВГТРК в сходном случае — приносит в жертву целую редакцию, в полном составе, безымянных. «Дождь» тут ругают за то, что он постоянно извиняется, и еще раз, и еще — чтобы извинения были услышаны теми, кто по уважительной причине отсутствовал в стране. Но в самой основе в поведении «Дождя» нет привычной жестокости по отношению к своим — нет вот именно «искупления кровью». «Дождь» никого не увольняет, не находит стрелочника, и вот именно это — неправильное, ненормальное поведение, еще более усиливающее ненависть. «Дождь» тоже ведет себя по законам мирного времени, и его наказывают в том числе и за это — за отсутствие должной жестокости по отношению к своим.

Вся эта история с «Дождем» — это на самом деле история о сострадании и жестокости сегодня, а не 70 лет назад.

Все эти сравнения могут показаться кощунством, но в этом-то и суть истории — что война до сих пор является нашей единственной общей этикой, фундаментом и моральной базой. И этот случай — лишь история о том, что никакой другой этики, современной, мирной, у нас не появилось и мы всё продолжаем мерить категориями войны. Тут конфликт неизбежен. И он будет возникать всегда. И в этом смысле жалко нас всех — и замминистра Волина, и Припачкина, и кабельные каналы, и тех, кто успел за сутки вырубить «Дождь» из кабельных сетей и врубить его обратно, и нас, спорящих о том, можно ли было 70 лет назад сдать город или нельзя; всех нас жалко, потому что мы все продолжаем жить по законам военного времени.

Война остается единственной этикой, и возникает иллюзия, что если на эту тему запретить думать или сомневаться, если ее зафиксировать в виде единого учебника или мероприятий, то она еще простоит: но вот на каждую такую «войну» как естественная реакция появляется другая — «правдивая» — именно как реакция на официальную версию. В результате мы все воюем за собственные версии войны — за свою войну против чужой.

Между тем этика и память живут не в прямых действиях, а именно в разрывах, в случайностях и оговорках: эта память существует в Фейсбуке, где каждый второй пост полон серьезности и пафоса и люди — те самые зрители «Дождя» — рубятся до 3 ночи, ища ответы на все эти вопросы, вспоминая и переживая, — в каком-то смысле это правильная реакция общества, и все закономерно, пока не появляется государство и не начинает всех наказывать.

Это вмешательство мгновенно разрушает сложность, превращает любой исторический или этический конфликт в политический, и все сразу становится ясно: что это уже не о войне, а просто государство наехало на «Дождь» — из-за освещения майдана или просто потому, что в принципе такого явления, как «Дождь», уже быть не должно. И мне бы очень хотелось, чтобы это было из-за войны, истории, памяти, — но понятно, что тут опрос был только поводом, не было бы его — нашелся бы другой, и дуть на воду бессмысленно. А дальше все еще проще: политический наезд на «Дождь» вызывает естественную солидарность, в крепости думать не нужно, нужно обороняться, и нет уже никаких сомнений и никаких спорных моментов.

И вот эта простота, собственно, тоже очень печальная вещь.

В целом результат уже достигнут: нет лучшего способа запугать, чем напугать, а потом отпустить. И самая естественная реакция на это — «а давайте вообще не трогать эту тему от греха подальше», самоцензура и психоз, жизнь в ожидании расплаты. Давайте не лезть туда, давайте не лезть сюда — количество сакрального увеличивается, и вот пишу я этот текст, и после каждой фразы где-то в известном месте рождается страх — а вдруг я кого-то оскорблю или обижу чью-то память о войне. Я, бредящий войной лет с 13, знающий всю ее историю вдоль и поперек, я, у которого дед прошел от Сталинграда до Праги и у которого в оккупации, на фронте и в партизанах погибло десяток родственников, — вот я впервые боюсь об этом писать, и вот это и есть самое ужасное.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245231
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246839
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413319
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419776
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423848
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429146
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429816