17 июля 2018Медиа
267

Бублики от буллинга

Психолог Ольга Маховская об опасности публичных рассказов жертв насилия

текст: Ольга Маховская
Detailed_picture© Getty Images

Пользователи соцсетей снова рассказывают истории о пережитом ими насилии — на этот раз о травле в детстве. Флешмоб #ЧтоТебяТакЗадевает инициирован порталом «Медуза» в связи с публикацией статьи о школьном буллинге. Принято считать, что о таких травмах важно и правильно рассказывать публично, а исповедальные флешмобы помогают противостоять насилию. COLTA.RU попросила высказаться сторонников иной точки зрения.

Мнение Елизаветы Лерер можно прочитать здесь.

Буллинг (травля) — созвучно боулингу, азартной игре, в которой игроки просто катают шары в условную цель. Игровой, условный характер травли приводится в качестве объяснения и оправдания жестоких действий, которые потом предлагается забыть как розыгрыш. Вытеснение собственной жестокости и безнаказанность приводят или к стереотипным повторам, когда изо дня в день мучают мальчика, которого выбрали в качестве козла отпущения, или к растормаживанию, когда «тормоза полетели» и в ход идут новые и более сильные способы жестоких преследований, которые могут перерасти, например, в кровавые бойни в школах. О самой известной из них мы знаем благодаря фильму Майкла Мура «Боулинг для Колумбины».

Считается, что буллинг — это когда сильные преследуют слабого. Ничего подобного! В группах сила и власть могут распределиться так, что как раз сильный, умный, красивый может стать мишенью для издевательств. Я знаю случаи, когда дети-инвалиды травили здорового мальчика, который искренне хотел им помочь. Для них он был «особенным». Во взрослых сообществах тоже травят «особенных»: например, Союз писателей не признает гениального писателя или институтское сообщество доводит до крайности талантливого ученого, используя не только открытые, но и закамуфлированные способы унижения и обесценивания усилий сложного ума.

До сих пор до конца неизвестно, что толкает людей к этим жестоким коллективным игрищам. Думаю, поиск признания и любви, просоциальные мотивы играют не последнюю роль. Жизнь, как всегда, парадоксальна.

Буллинг часто перерастает потом в харассмент. Так не бывает, чтобы жестокие дети ни с того ни с сего стали добрыми взрослыми. Годами участников и жертв травли преследуют чувство вины, плохая репутация и неустойчивая самооценка: вроде ты и дельный человек, а внутри гад, сволочь, идиот. К сожалению, проблемы не всегда отрабатываются через милосердие, чаще — через попытки снова прожить и оспорить прошлый опыт. Жестокими становятся и жертвы. Серийный убийца Чикатило был свидетелем и участником издевательств в детстве.

Не случайно среди участников флешмоба, посвященного буллингу, — как жертвы, так и преследователи. И никогда нет специалистов! Это крутой междусобойчик для бывалых. Что-то вроде клуба самоубийц.

Опыт жестокости уничтожает если не физически, то психологически. Если издевательства и оскорбления были самыми сильными и тотальными эмоциями в психобиографии человека, он будет по ним, как по маякам, ориентироваться в жизни, упуская счастливые шансы: «не для меня».

Я сознательно и не в первый раз выступаю против очередной волны флешмобов, призванных муссировать темы насилия. Буллинг в малых группах подростков становится массовым кибербуллингом взрослых, сетевой эпидемией агрессии и нарциссизма. Сетевая агрессия позволяет как на ладони увидеть рисунок внесетевых форм насилия. Кибербуллинг эксплуатирует социальные страхи и потребность в привязанности, создавая атмосферу подозрения и угрозу разоблачения. Исключение из значимой группы (exclusion/ostracism) может переживаться как социальная смерть, вызывать длительную депрессию у жертвы и даже приводить к реальным суицидам, как мы видим в случаях с подростками. Жертва и агрессор могут меняться местами, создавая созависимые связи по типу реальных с признаками привязанности, влюбленности, ненависти, но это только проективные, ложные связи, разоблачение которых — особая работа.

Не случайно среди участников флешмоба, посвященного буллингу, — как жертвы, так и преследователи. И никогда нет специалистов! Это крутой междусобойчик для бывалых. Что-то вроде клуба самоубийц. Точно такое недоверие и явное презрение к специалистам царят и в других молодежных группах, даже в группах кормящих матерей. С моей точки зрения, это показатель разрыва и конфронтации поколений, слабости вертикальных, внутриколлективных и внутрисемейных связей. Жертвы чаще всего не сообщают своим родителям, а ищут утешение у случайных людей или вот среди неизвестных участников флешмоба.

Я давно заметила и сделала предметом исследования женскую агрессию, потому что очевидно: большинство участников флешмобов — обиженные и перепуганные женщины. Их беспомощность и незащищенность по отношению к насилию заставляют искать неспецифические способы мести, самый апробированный из которых у женщин — сплетни. Флешмоб — это аккумулятор сплетен. Оптимистические взгляды на роль сетевого общения среди молодых, уверенность, что оно помогает справиться с одиночеством и является источником формирования новых, положительных идентичностей сопровождаются тревожными данными о росте сетевой агрессии. Ученые разных стран отмечают, что девушки ведут себя даже агрессивнее, быстрее распространяя компрометирующую информацию друг о друге. Агрессивно ведут себя даже молодые и многодетные матери.

Психоаналитики дают нам подсказку, почему одни участники сетевых сообществ и демаршей впадают в нарциссизм, а другие в агрессию. Обе формы экзальтации в психоанализе связывались с развилкой идентификации в детстве — с любящей матерью (чувство первородной грандиозности — нарциссизм) или с отцом (чувство экспансии, прорыва, конкуренции — агрессия). Условно говоря, флешмобы позволяют не только аккумулировать агрессию жертв, но и стимулировать их нарциссизм, позволяют красоваться, гордиться ранами и орденами, превращая личное горе в социальную привилегию. Демонстрация агрессии, безадресной и нецеленаправленной, ничем не угрожает самим агрессорам.

С психологической точки зрения флешмобы приводят к ретравматизации, вынуждая вспоминать и повторно проживать унизительный опыт.

Эти демарши направлены против условного врага — на эту роль подойдет если не любой, то многие. Как опасны перевозбужденные футбольные фанаты, так неадекватны и участники агрессивных по своей мотивации групп протеста против буллинга. Размытость границ и критериев превращает флешмоб в тотальный троллинг. Я как специалист неоднократно испытывала на себе угрозы со стороны бунтующих. Лучше переждать и высказываться уже в хвост бессмысленному и беспощадному бунту. Урезонить толпу после определенной «точки невозврата» уже не получится. Я неохотно согласилась написать эту статью, понимая, что никто другой не возьмется. Чтобы сохранить работу, психологи часто вынуждены потакать настроениям потенциальных клиентов.

На моей памяти — три медийные волны, к организаторам которых остались профессиональные и моральные претензии. Флешмоб #MeToo, вирусная статья, посвященная так называемым группам смерти среди подростков, и вот эта — #ЧтоТебяТакЗадевает. Мне кажется, организаторы иногда играют роль попа Гапона, призывая к публичным исповедям и не неся никакой ответственности за последствия для участников. У нас нет достаточного количества клинических психологов, чтобы совладать с последствиями очередной эпидемии страхов и агрессии.

По опыту наблюдения за болельщиками мы знаем, как легко педалировать реваншистские настроения, возбуждать, троллить людей с неустойчивой самооценкой, подстрекая к протестной экспрессии и демонстрации агрессии. Подлость флешмоба состоит в том, что, давая выпустить пар в гудок, он насыщает отрицательной, негативной энергией идентичность участников, закрепляет у них разрушительную мотивацию мести. Я сознательно игнорирую социальный запал движения против агрессоров. Война — тоже иногда священное дело, но, если хочешь спокойно жить и работать, правильнее тянуться к университетам, а не к военкоматам.

С психологической точки зрения флешмобы приводят к ретравматизации, вынуждая вспоминать и повторно проживать унизительный опыт. Этот прием могут практиковать только специалисты, причем процесс проговаривания и обсуждения травмы доброволен, анонимен и управляем. Его смысл — научить человека новым способам саморегуляции, управления своими состояниями: например, паническими атаками, тремором, метеоризмом, заиканием — реликтами прошлых обид.

Создается впечатление, что мотив таких массовых демаршей — месть («никто не забыт, ничто не забыто»), а не повышение качества жизни. Добровольность исповедей у меня тоже вызывает сомнение. Есть такой эффект, как прайминг (следование сильному примеру), который выражается фразой «все побежали, и я побежал».


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244926
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246481
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413070
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419556
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428935
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429589