Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245231Пресс-конференция у «Дождя» была очень хорошая — примерно как первые протестные акции в Москве в 2011—2012 гг. У пришедших сюда были разные мотивы: проявить солидарность, поддержать коллег в «пограничной ситуации». И это действительно была историческая пресс-конференция.
Правда, спрашивать в подобных случаях не о чем, главное и так было ясно после заявления Натальи Синдеевой и Александра Винокурова (генеральный директор и главный инвестор канала. — Ред.).
Но всегда можно спросить о чем-то еще. Например, сколько кабельных операторов осталось с «Дождем», а сколько ушло — и тут же эту цифру перевести в проценты; будут ли иски; окупался ли канал; что сейчас говорят операторы. Пятым или шестым по счету встает иностранный журналист и говорит, что удивлен, почему никто не задает вопроса о самом главном — о роли Владимира Путина в этом конфликте.
Следуют еще пять вопросов от российских журналистов — примерно о том же, но иначе сформулированных. Затем опять вопрос иностранного журналиста, ну и так далее. Наталья Синдеева признается, что давление телеканал начал испытывать еще с осени прошлого года, когда появились сюжеты о дачном участке «Сосны». Что-то такое чувствовалось, какое-то напряжение. Тут вообще много разных факторов сошлось, говорит Синдеева. Скорее всего раздражает вообще то, что есть такой телеканал — куда нельзя позвонить и запретить, на который нельзя «нажать».
Кстати (об этом как-то позабыли уже), проблема с опросом ведь возникла именно из-за технологии прямого эфира — которого, по сути, давно уже нет на других каналах. Вопрос был сформулирован второпях именно потому, что на телеканале нет внутренней редактуры — то есть никто не уточняет у начальника, что можно в эфир, а что нельзя. Если бы прямой эфир был в России нормой, то и ошибки были бы нормой, и все бы к ним привыкли, и они понимались бы обществом как неизбежные. Но нормой является совсем другое.
Ирина Сандомирская говорит, что главным искусством при советской власти было не кино, не литература, а редактура, которая все приводила к единому стандарту. Возможность редактирования, ретуширования, предпросмотра — это и есть код власти, любой авторитарной власти вообще. И нарушение этой практики есть действительно покушение на основы, на святое.
То есть проблема «Дождя» не в том, что он что-то говорит или делает, а в том, что своим существованием он размывает однородную палитру и напоминает всему остальному ТВ о его профессиональной вторичности.
И еще один неконтролируемый эффект. «Дождь» невольно начал формировать линейку альтернативных звезд — по аналогии со «второй культурой» (термин Дм. Лихачева). Телеканал создает альтернативную моду на альтернативных героев — на тех, которые по определению не могут оказаться на других каналах. Это тоже покушение на основы — попытка создать другой, собственный мир.
У «Дождя» остается еще возможность искупить вину и поправить репутацию — но что для этого сделать, никто не объясняет.
Кафкианское ощущение возникает, когда слушаешь комментарии участников этой драмы. Кабельные операторы поначалу утверждают, что задеты их чувства, святое — а потом говорят совершенно о другом. Сейчас их объяснения выглядят подчеркнуто рационально: никаких намеков на чувства — а «в связи с несоответствием редакционной политики телеканала принципам формирования данных пакетов».
При этом власть как будто посылает разными способами знаки — что у «Дождя» остается еще возможность искупить вину и поправить репутацию; но что для этого сделать, никто не объясняет. Например, во время конференции приходит заявление «Ростелекома», что он не исключает возвращения «Дождя» в пакет — если только телеканал вернет свою репутацию (пересказываю близко к тексту, но суть такая). Александр Винокуров как бы риторически спрашивает — да как же нам «вернуть репутацию»?
Действительно, это вопрос из другой области, это уже проблематика «Замка».
Но и сам «Дождь» отдает дань этой логике. Винокуров говорит: «Мы ни в коем случае не виним кабельные сети — потому что знаем, что они не по своей воле отключают нас; и надеемся, что впереди у нас долгое и счастливое сотрудничество».
То есть Винокуров прямо — что нечасто бывает в практике российских медиа — подчеркивает, что конфликт не экономический, а политический. Но при этом тут же выражает надежду, что «экономические аргументы возобладают над политическими», и отмечает, что продолжает верить в «рациональность рынка».
Вот в этом главное, на мой взгляд, заблуждение.
В основе действий и власти, и крупного бизнеса в России давно уже лежит иррациональное, и именно что чувство — нетерпимость к другим формам существования, профессиональным, этическим и прочим. И чем иррациональнее мотивы, тем более рациональными будут выглядеть объяснения. На самом деле все, включая эту пресс-конференцию, можно понять только в логике иррационального — внутри романа Кафки или Беккета тоже есть логика, но это логика абсурда. Чтобы не сойти с ума от этого спектакля, к участникам которого ты испытываешь совершенно искреннее человеческое сочувствие, нужно самому быть немного сумасшедшим.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245231Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246839Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413319Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419776Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420493Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423096Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423848Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429052Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429147Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429816