13 ноября 2018Медиа
431

Женщины нелегкого поведения

«Обычная женщина» — необычный сериал Бориса Хлебникова

текст: Ольга Касьянова
Detailed_pictureНа съемках сериала «Обычная женщина»© ТВ-3

Канал ТВ-3 показал сериал Бориса Хлебникова «Обычная женщина» — о почтенной матери семейства, которая, прикрываясь убыточным цветочным бизнесом, продает не цветы, а проституток.

У сериала с анекдотически яркой завязкой, большим режиссером и звездным составом во главе с Анной Михалковой, которая, кажется, переросла свой прежний типаж и создала совершенно новый, не случилось высоких рейтингов. Он стартовал с показателями ниже среднего по России, со средними по Москве, онлайн-хита из него тоже не вышло. Критики молчат. Какая-то дискуссия вокруг сериала о женщине в мужском мире возникла только в соцсетях. В итоге «Обычную женщину» назвали «сериалом для Фейсбука», хотя претендовал он явно на что-то большее.

Отчасти это объясняется тем, что в сериале нет обязательных для телевизионного зрителя оптимизма и приятности. Попробуйте показать своей маме кино о беременной тете, которая перевозит в матрасе мертвую проститутку, — скорее всего, она попросит переключить. Но так получилось не только с обычным телевизионным зрителем, но и с той «новой» сериальной аудиторией, которую как раз должны были привлечь и рисковый сюжет, и имя режиссера. Странно, ведь у Хлебникова был довольно успешный сериальный опыт с ситкомом «Озабоченные», а в прошлом году «Аритмия» стала редким зверем в поле российского проката — авторской драмой, которую кто-то посмотрел.

На съемках сериала «Обычная женщина»На съемках сериала «Обычная женщина»© ТВ-3

Дело в том, что «Аритмия» пошла в народ как «светлое кино» (на мой взгляд, это трагическое несовпадение материала и реакции). А в «Обычной женщине» этого «света», за который так щедро хвалил растроганный зритель «Аритмию», противопоставляя ее «Нелюбви» Звягинцева, — нет. Это другой Хлебников — с другой, более высокой, авторской температурой. Для поклонников «светлой интонации» и «историй о хороших людях» это, конечно, диссонанс.

«Обычная женщина» погружает нас в чрезвычайно мрачный универсум, который тем мрачнее, что все происходит в знакомых, совершенно обычных декорациях городской жизни, с обычной семейной рутиной и тортиками на день рождения. В нем разворачивается сюжет в духе «Во все тяжкие», плюс ко всему перед нами русский мир — полублатной, послекризисный, который может втянуть в какой-то кошмар мгновенно, в любой солнечный день.

Она осторожна, скрытна, не позволяет себе материнской мягкости и идеализма, здраво оценивает свои весьма средние возможности и берет хитростью, не доверяет никому (особенно полиции!) и знает, что когда уверенно врешь — люди этого не замечают.

И еще это тот самый русский мир, где женщина чаще думает о выживании, чем мужчина. Сколько бы ей ни было лет — 17, 35 или 60, она тянет на себе родителей, мужей, детей, общину — самостоятельно, молча и безраздельно. Она осторожна, скрытна, не позволяет себе материнской мягкости и идеализма, здраво оценивает свои весьма средние возможности и берет хитростью, не доверяет никому (особенно полиции!) и знает, что когда уверенно врешь — люди этого не замечают, потому что «они в этот самый момент думают, как бы обмануть тебя». Это жизнь в ежедневной лжи во всем, великом и малом. В ней легко запутаться и наломать дров, что, собственно, все участники и делают — и матриарх, разумеется, больше всех. Автор настаивает, что это не вопрос конкретного характера, не частный случай, а социальная закономерность, поэтому вокруг героини — полдюжины других женщин-двойников, и ни в ком из них морального ориентира тоже особо не углядишь. Только несколько более или менее мрачных вариаций на тему девиантных отношений между мужчиной и женщиной, женщиной и окружением — и все это вместе создает наэлектризованный фон, потрескивающее ощущение нарастающего гнева.

На съемках сериала «Обычная женщина»На съемках сериала «Обычная женщина»© ТВ-3

Вот это, похоже, и оказалось для зрителей некомфортным. Пошли в ход претензии, бережно хранимые со времен той же «Нелюбви»: кому тут сочувствовать? Что нам дает эта беспросветность?

«Обычная женщина», правда, дает некоторые ответы на эти вопросы. Во-первых, до окончательной моральной смерти героям пока еще далеко, они, судя по всему, движутся к запоздалому пробуждению. Во-вторых, нам предлагается не судить и не оправдывать, а понять тех, на чьих плечах лежит постоянная борьба с миром (видимо, для этого нас долго и постепенно знакомят с героями, а потом дают слишком уж лобовую серию с предысторией и риторикой в духе «среда заела»). По гамбургскому счету, автор имеет полное право выстраивать панораму из нескольких кризисных ситуаций подряд и почти звериного желания выплыть, если такая панорама в нашей жизни хоть сколько-нибудь вероятна.

Мне всегда казалось, что женский мир далек от интересов Бориса Хлебникова, — женщины у него в кино обычно беспокойно помалкивали, даже героине Горбачевой в «Аритмии» толком не дали слова.

А она вероятна. Есть в Рунете популярный ресурс под названием Kill Me Please — место для символических предсмертных записок, аргументированных призывов «пристрелите меня, пожалуйста» (у читателя есть кнопочки «пристрелить» и «да ну, фигня»). Там выложено больше 20 тысяч историй, и лейтмотив у них в общем-то один, словно из жизни героинь Хлебникова: не на кого опереться. Нет ресурсов. Семья предает, государство — тем более, тяну из последних сил — край и вилы. Хотя люди там пишут самые разные, но ощущение одиночности, физической усталости от ежедневной борьбы — то самое ощущение, которое создает и нагнетает «Обычная женщина», — предстает чем-то чуть ли не общенациональным. С годами сайт стали называть «волшебным»: мол, опишешь там свои беды — и все налаживается. То ли сила исповеди, то ли символическая смерть. А скорее всего, то, что приходят туда в темную минуту, в час отчаяния и запутанности, а после — всё легче.

У «Обычной женщины» та же динамика: разочарованность, цинизм и мрачность главной героини — пик падения, после которого или погибаешь, или выбираешься. Так и бывает у задерганных и зависимых от обстоятельств людей, таков наш национальный modus operandi. В первую очередь — для девочек, которые у нас стабильно превращаются в сердитых теток.

На съемках сериала «Обычная женщина»На съемках сериала «Обычная женщина»© ТВ-3

Мне всегда казалось, что женский мир далек от интересов Бориса Хлебникова, — женщины у него в кино обычно беспокойно помалкивали, даже героине Горбачевой в «Аритмии» толком не дали слова. Тем приятнее увидеть сразу столько сильных, сложных женских персонажей, которые четко артикулируют свою ситуацию и серьезно смотрят — не на героев-мужчин, а в глаза зрителю с экрана. И скабрезный анекдот, переросший в локальный семейный апокалипсис, в итоге становится историей с неудобными, колючими, всеми ненавидимыми гендерными вопросами. Почему мужчина имеет право жертвовать семьей и детьми ради своего достоинства? Почему женщина, отбирая у него это право, становится морально падшей, теряет связь с семьей, которую спасает? Почему у мужчины своя, четко очерченная, зона ответственности — а женщина должна принимать на себя всю? Что происходит в человеке, если от него одновременно требуются сила для выживания и моральная чистота женственности? Как жить в постоянном конфликте с мужским миром, где все быстро сводится к тому, что ты физически слабее мужчины? Что происходит с женщиной, когда мужчины не считают ее равной — и нужно все время доказывать, что ты жестче? (Между той сценой, где героиня для внушительности притворяется убийцей, и сценой, где она соглашается стать убийцей по-настоящему, проходит несколько минут.) Как все это выключить, когда приходишь домой и нужно проверять домашнее задание? Где при этом брать силы не сойти с ума, вставать по утрам, вынашивать и рожать? В какой момент ты понимаешь, что жаловаться, качать права, взывать к справедливости бесполезно? В какой момент тебе становится все равно?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244919
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246475
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413063
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419551
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423628
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428930
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429583