Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244856Летом 1988 года два внешне очень непохожих человека придумывали не совсем обычную историю про Антихриста и конец света, который, возможно, откладывается. Один не расставался со шляпой, второму шляпы были совсем не к лицу, зато им нравились одни и те же диковинные викторианские справочники. Один работал по ночам, другой — по утрам. Они посылали друг другу дискеты по почте. Днем они созванивались и подолгу говорили по телефону, читая друг другу лучшие отрывки и обсуждая сюжет. Главной целью было заставить друг друга смеяться.
Нил Гейман и Терри Пратчетт были знакомы с 1985 года, когда Гейман взял интервью у автора «Цвета волшебства». И, если верить их словам, оба не ожидали, что написанная совместно книга «Благие знамения» станет бестселлером. Правда, путь на экран занял у бестселлера почти 30 лет. На «Благие знамения» заглядывался Терри Гиллиам — режиссер, точно способный экранизировать эту книгу. Однако, как часто бывает с проектами Гиллиама, фильм так и не был снят. А в 2015 году Терри Пратчетт, страдавший редкой ранней формой болезни Альцгеймера, ушел из жизни. После смерти друга Гейман похоронил было и планы экранизации, заявив, что у них с Терри был уговор работать над всем, связанным с «Благими знамениями», вместе и только вместе. Но Пратчетт, словно предвидя такой поворот событий, оставил другу посмертное письмо, которое убедило Нила продолжить работу над сериалом, со словами «You bastard, yes» («Да, именно ты, ублюдок»).
Короткая предыстория нужна, чтобы понимать: «Благие знамения» — это не просто еще один фэнтези-сериал с бюджетной, но пристойной графикой, знакомыми актерами и британским юмором. Это дружеское признание в любви Геймана, который, работая с Пратчеттом над книгой, чувствовал себя восхищенным подмастерьем рядом с мастером в средневековой гильдии.
Неудивительно, что сериал полон скрытых пасхалок, посвященных Пратчетту. Когда Ньютон Пульцифер читает объявления в газете, в правой части экрана на несколько секунд можно разглядеть заметку о «потерянной шляпе дядюшки Терри». Последняя фраза объявления, «GO 28.04», отсылает к 28 апреля, дню рождению Пратчетта. Черная шляпа годами была неизменным атрибутом Пратчетта, неотъемлемой частью его облика. Шляпу и полосатый шарф Пратчетта можно увидеть и в книжной лавке ангела Азирафеля, где они висят на вешалке.
На премьеру сериала явилась одна из шляп сэра Терри — рядом с ней на зрительское место водрузили огромный пакет попкорна.
По словам Геймана, Пратчетт часто говорил, что поверит в то, что «Good Omens» все-таки обрели воплощение на экране, только если будет «сидеть рядом с тобой на премьере с мешком попкорна — и даже тогда не обещаю, что я поверю в это». В итоге на премьеру сериала явилась одна из шляп сэра Терри — рядом с ней на зрительское место водрузили огромный пакет попкорна. Разумеется, в сериале есть и камео Нила Геймана. Дремлющий на первом ряду пьянчуга в сцене, когда демон Кроули сидит в полупустом кинозале, — Гейман.
«Благие знамения» — книга, мягко говоря, не слишком подходящая для экранизации из-за неспешности повествования и вплетенных в ткань текста бесчисленных каламбуров и шуток. Создатели сериала отчасти решают эту проблему за счет присутствия закадрового рассказчика-Всевышнего (его озвучивает Фрэнсис Макдорманд). Сериал очень близко следует первоисточнику, и даже добавленные сюжетные линии (например, персонаж, подробно прописанный для Джона Хэмма, — архангел Гавриил) не выбиваются из общей канвы. Кажется, что Гейман хотел максимально точно, насколько это возможно, перенести на экран книгу, написанную вместе с покойным другом. И это выгодно отличает «Благие знамения» от другого большого проекта Геймана, также годами ждавшего экранизации, — «Американских богов».
Начавшись за здравие, «Американские боги» утратили большую часть обаяния ко второму сезону, несмотря на прекрасных актеров и внимание, уделенное Гейманом сценарию сериала по его, пожалуй, важнейшему произведению. Экранизация сильно разошлась с книгой во многих моментах (например, в неуместно затянутой предыстории отношений Тени и его жены). Но прежде всего — превратила темную сказку в местами почти лубочную агитку на злобу дня о проблемах эмиграции, расизма и милитаризма (полностью добавленный Гейманом эпизод с богом Вулканом). Книга затрагивала все те же темы, но делала это гораздо тоньше, изящнее и умнее.
Важных вопросов касается и сериал «Благие знамения», но делает это легко и без лишнего дидактизма. Например, феминистическая повестка озвучивается решительной девочкой — подругой юного Антихриста. Кстати, Бог в «Благих знамениях» — женщина, как и чопорный архангел Михаил или демоны Вельзевул и Дагон, но в случае с этими изначально бесполыми персонажами гендерная чехарда только добавляет ситуации комичности.
«Благие знамения» во многом держатся на актерском дуэте Дэвида Теннанта и Майкла Шина — демона Кроули и ангела Азирафеля, закадычных врагов-приятелей. Кто-то наверняка сочтет это слабостью сериала, но не исключено, что именно так и задумана история необычной дружбы, встающей на пути апокалипсиса. Не случайно поклонники книги часто воспринимают Кроули, высокого, худого любителя одеваться в черное, и более коренастого жизнелюбивого эрудита Азирафеля как образы Геймана и Пратчетта. Собственно, так оно и есть — вот что говорит Нил Гейман: «Терри взял черты, присущие мне, когда мне было 28: например, привычку носить темные очки в помещении, даже когда в этом не было нужды… Так что он взял все, что забавляло его во мне, и превратил это в Кроули».
В пятой серии «Благих знамений» Смерть коротает время за игровым автоматом, отвечая на бесконечные вопросы викторины и давая неизменно правильные ответы. На экране соседнего автомата мерцает список имен тех игроков, которые показали лучшие результаты и набрали больше всего очков. Все места в этом списке занимает Смерть. Кроме первого — там имя настоящего победителя: T. Pratchett. С помощью старого друга сэру Терри, чья шляпа явилась с попкорном на премьеру «Благих знамений», похоже, действительно удалось обыграть смерть. Так что апокалипсис отменяется.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244856Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246417Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413013Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419504Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420173Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422826Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423582Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428751Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428889Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429543