9 сентября 2013Медиа
131

Александр Акопов: «Задача не в том, чтобы забрать у людей “Игру престолов”»

Глава «Амедиа» о том, можно ли победить пиратов, создать национальную киноиндустрию и сделать сериал про Кремль

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© РИА «Новости»

— Вы запустили канал «Амедиа Премиум» в начале лета. Сколько у него сейчас подписчиков, не скажете?

— Не скажу. Пока не очень много. Но о нас пока и не знают толком. Аудитория тем не менее набирается, и, как специалисты говорят, вполне обнадеживающими темпами.

— Какой-то портрет этой аудитории у вас есть?

— Как ни странно, это не самые молодые люди — в основном 25—45. Больше женщин — примерно 65 процентов на 35, такое же соотношение, как на обычном телевидении. И пока это в основном не Москва и не Петербург.

— Когда по антипиратскому закону начали закрывать доступ к торрентам, подписчиков не прибавилось?

— Нет. Мы вообще-то не рассчитывали ни на какой антипиратский закон, когда запускались. Это просто совпало.

— Разве не вы этот закон продвигали?

— Конечно, я продвигал. Я начал заниматься антипиратской деятельностью года три назад и каналом примерно тогда же. Но заранее предсказать, что закон будет принят и что это совпадет по времени с запуском канала, никто, как вы понимаете, не мог. Нет, мне, конечно, приятно слышать, что я такой могущественный и специально провел через Госдуму законопроект. Но это, мягко говоря, не только моя заслуга.

— Вы довольны этим законом? Вас в нем ничего не смущает?

— Если смотреть с точки зрения формальной логики — закон в нынешнем виде может быть использован недобросовестными людьми. Но, к счастью, нам удалось построить практику его применения таким образом, что ничего подобного не было. Думаю, что и не будет.

— А если будет?

— Слушайте. Сегодня ни у кого на земном шаре нет проблем с выяснением, является ли тот или иной материал в сети защищенным.

Хочу собрать 100 тысяч подписей за то, чтобы можно было безнаказанно воровать колбасу и пиво.

— То есть нужно заранее выяснять, проверять лицензии, спрашивать разрешения?

— Когда человек приходит в магазин, он обычно не хватает колбасу и не бежит, а проходит через кассу и платит. Вот примерно такая же презумпция должна быть по отношению к интеллектуальному продукту. Я бы хотел, чтобы этому учили в начальной школе, с момента, когда дети начинают отличать буковку «С» в кружочке от любой другой. Кстати, о детях — наш закон устроен иначе, чем аналогичные законы в западных странах. Там ответственность возлагается на конечного потребителя. Предупреждения, сумасшедшие штрафы, отключения — это все применяется к тем, кто пользуется пиратской продукцией. Наши законодатели пошли по другому пути. Отвечает не потребитель нелегального контента, не школьник, который что-то где-то скачал, а распространитель, интернет-площадка, точнее — ее владельцы. Считаю это решение и более технологичным, и более справедливым. Во всех отношениях. И мы пока единственные в мире, у кого принята такая разумная модель.

— Вы, наверное, знаете, что петиция за отмену этого закона собрала 100 тысяч подписей?

— А я вот запустил свою петицию. Хочу собрать 100 тысяч подписей за то, чтобы можно было безнаказанно воровать колбасу и пиво. Думаю, соберу.

— Вас не смущает негатив в адрес «Амедиа»? Когда по вашему заявлению закрыли доступ к «Игре престолов», в сети очень эмоционально высказывались о таком способе продвигать канал.

— Я был готов к тому, что кто-то отнесется к этому негативно. Но задача не в том, чтобы забрать у людей «Игру престолов». Задача — организовать правильное функционирование аудиовизуального рынка в стране. Это в интересах и «Амедиа», и других правообладателей и производителей. И зрителей, между прочим. Дело не в сиюминутной выгоде-невыгоде для моего бизнеса — а в дальнейшем существовании отечественной аудиовизуальной культуры в принципе. Мы ведь понимаем, что в ближайшие десять лет будет с кинопрокатом. Он на полной скорости движется в сторону аттракциона, возвращаясь во времена братьев Люмьер. Недавно президент Time Warner Джефф Бьюкс сказал, что премьеры фильмов скоро будут происходить в интернете одновременно с кинотеатрами. За что был, конечно, осужден лоббистами киносетей — в США 22 тысячи кинозалов, в которые вложены деньги. Но не просто же так он это сказал. Думаю, мы в ближайшее время увидим первую премьеру крупного голливудского фильма в интернете. Естественно, в защищенных платных сетях. О том же примерно говорят и Спилберг с Лукасом — поход в кино скоро станет событием вроде похода в театр или на концерт, это будет происходить два-три раза в год, а не восемь-десять, как сейчас в среднестатистической американской семье. Большинство же фильмов пойдет прямо в интернет. Ясно, что интернет-премьеры начнут практиковать и в России. Ничто не мешает делать это уже сейчас, например, на второй неделе проката. Отдать копию фильма на защищенный платный ресурс в сети ничуть не страшнее, чем в кинотеатр. Так вот, если в этой среде у нас не будет создан нормальный рынок, если профессионалам не будут платить за труд, а инвесторы не смогут возвращать вложенные в производство деньги — эта часть нашей культуры просто исчезнет. В Америке останется, а у нас исчезнет. Не говоря уже о прямом ущербе для нашей экономики, которая сейчас лишается из-за пиратства двух миллиардов долларов каждый год.

© РИА «Новости»

— Вы не раз в своих интервью говорили, что пиратские ресурсы будут легализоваться. Это происходит? Появление закона повлияло на этот процесс?

— Да, некоторые реагируют на изменение ситуации и сами удаляют нелегальный контент. Другие удалять-то удаляют, но надеются, что это все ненадолго. Зря надеются. Изначально было понятно, что такая большая сеть, как «ВКонтакте», не сможет долго находиться вне легального поля. Но дальновидные люди есть не только там — некоторые торрент-площадки тоже намерены остаться на рынке.

— И как они могут перейти в легальное поле?

— Если это популярные ресурсы — многие владельцы прав не прочь легально разместить там свой контент. Тут ведь может быть два подхода. Можно открыть фирменный магазин на Тверской и сказать, что твоя продукция продается только там, а можно продавать ее через торговые сети и киоски. Вот HBO свой продукт в интернете раздает только через платный сервис HBO GO. А кто-то, наоборот, считает: чем больше точек продаж, тем лучше. Какая из этих моделей — и для какого типа контента — будет эффективнее, жизнь покажет. Но во вторую прекрасно могут вписаться и бывшие нелегалы — если станут играть по правилам.

— В наших условиях играть по правилам обычно гораздо затратнее, чем их обходить. Проще без правил — сменить IP-адрес, использовать защищенное соединение и так далее.

— Ну, эти-то игры — до поры до времени. Есть вечный закон щита и меча — нет такого щита, на который не нашлось бы меча. В итоге все военные действия будут прекращены — имеются мощные технические и правовые средства для принуждения к миру.

Американские сериалы у нас в стране — продукт далеко не массового спроса.

— Пока, как известно, ни одной стране никакими средствами сетевых пиратов победить не удалось.

— Меня считают неплохим прогнозистом — относительно того, что происходит в нашем бизнесе, по крайней мере. Прогнозировать исход битвы с пиратами очень легко — если помнить историю. Пиратов когда-то было много. Они владели морями, что многократно — и часто с симпатией — отражено в мировой литературе. И длилось это не один год. А сейчас пираты остались только в Сомали. Они, конечно, представляют угрозу для проплывающих через Аденский залив — но не сказать, что сильно мешают мировому судоходству. И вопрос с сомалийскими пиратами технически может быть решен быстро — при наличии политической воли. История копирайта, как мы помним, началась с появления печатных машин и казуса с парижскими газетами, которые в XVIII веке начали копировать в провинции: таким было интеллектуальное пиратство 200 лет назад. И с этим разобрались. Когда вылезает новая технология, позволяющая что-то просто и быстро копировать, — появляются те, кто может этим злоупотребить. Но все это временно.

— Вы не согласны, что пираты способствуют росту продаж и платных просмотров? Недавно у нас появилась информация об исследовании, которое провели в Европе после закрытия крупного файлообменника, — обнаружилось, что из-за этого доходы кинопроката упали.

— Я видел, там выдвигается тезис, что Megaupload фактически работал как соцсеть, распространяя информацию о фильмах. Если завтра закрыть Фейсбук, эффект, возможно, будет похожий, и не только для кино. Вопрос в выводах. Значит ли это, что надо восстановить пиратский ресурс? Нет. Надо активнее использовать легальные соцсети для продвижения кино. Надо расширять предложение легальных ресурсов. И еще — не было времени разбираться в этом исследовании детально, но есть ощущение, что его авторы применяли методики пресловутых британских ученых.

— А то, что сказал программный директор HBO Майкл Ломбардо…

— …было у нас истолковано превратно. Я вам цитату покажу. Дословно: «Мне, возможно, не следовало это говорить, но [пиратство]— своеобразный комплимент. [Пиратство], естественно, возникает, когда программа платного канала становится очень популярной». Где тут, скажите, одобрение пиратской деятельности? Также он говорит, что пиратство не влияет на продажи DVD. Еще бы — они и так давно упали раз в 16—18. Диски — уже маргиналия, их покупают в основном немолодые люди, привыкшие смотреть видео на материальном носителе, а не в интернете. Пиратские сайты на их потребительские привычки действительно не влияют.

© РИА «Новости»

— А слова того же Джеффа Бьюкса, что миллионы пиратских скачиваний «Игры престолов» — «даже лучше, чем “Эмми”»? Журнал Variety толкует их как признание заслуг торрент-трекеров в продвижении сериала.

— У платного канала НВО — 30 миллионов подписчиков. А нелегальных скачиваний «Игры престолов» — 5 миллионов. Кто бы из наших правообладателей возражал против такой пропорции? У нас-то она даже не обратная — у нас легальных практически ноль. И главное. Бьюкс сказал это на собрании акционеров, имея в виду, что у НВО есть потенциал для роста — акционеры, конечно, хотели это услышать, поскольку аудитория платных каналов в США не растет уже многие годы, хотя и не падает. При всех достоинствах каналов типа НВО, Showtime или Starz, при высочайшем качестве их продукции больше 25—30% американских телезрителей они собрать не могут. В этом году НВО получил 108 номинаций на премию «Эмми» — и Бьюкс аккуратно пошутил, подразумевая, что «Эмми»-то для НВО — дело рядовое, а вот увеличить аудиторию за счет тех, кто смотрит пиратские копии, каналу бы совсем не помешало. Вот такой простенький контекст — и опять же ничего общего с одобрением пиратской деятельности.

— Многие у нас готовы платить за доступ к контенту и, возможно, не отказались бы пользоваться вашим сервисом…

— Тем более что просим мы немного.

Сериалы сейчас и есть то самое настоящее кино, которое говорит о смыслах, а телевидение — та самая площадка, где можно воплотить свою мечту о настоящем кино.

— Просите вы немного. Но у вас там только часть серий. Невозможно скачать и уехать, скажем, с ноутбуком на дачу, где нет интернета.

— Есть условия, на которых три крупнейших платных телеканала США открывают нам права на свою продукцию. Представьте, легко ли было этого добиться — они ведь прекрасно знают, что тут происходит с пиратством. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы наш подписчик мог скачивать себе сериал на 21 день. Думаю, через год такая опция появится.

— Еще говорят, что смотреть вас можно только через стационарный компьютер. И при этом надо скачивать ваш плеер, который периодически зависает.

— Мы вообще-то запустились всего три месяца назад с неполным пока функционалом. Живем, по сути, в тестовом режиме, собираем жалобы и предложения, смотрим, как работает платформа, как сделать сервис более удобным. Да, случаются какие-то баги, мы их исправляем, реагировать стараемся оперативно — благо разработчики сидят недалеко, это компания из Петербурга SPB-TV, которая придумала свой алгоритм проведения широкополосного потока по сети.

— Когда думаете проводить промо-кампанию?

— В октябре, когда у платных американских каналов сезон начинается. Пока запускаем новый сезон «Подпольной империи», а на первую неделю октября у нас намечено десять премьер. Будут новые сезоны «Homeland», «Лиллехаммера», «Моста», «Сыновей анархии». И свежие сериалы выйдут — одновременно с премьерами в США — «Hello, Ladies, «Getting On» и «Private School Girl» от НВО, «Masters of Sex» от Showtime, а также «The Millers» и «Reign» от CBS.

© РИА «Новости»

— А как вы выбираете, что показывать?

— У нас контракты на весь объем производства НВО, Showtime и Starz плюс договоры с другими телесетями, со всеми мейджорами. Будем смотреть, что и как пойдет. С одной стороны, наша публика привыкла потреблять сериалы большими дозами, ежедневно — в отличие от американцев, которые смотрят их в вертикальной верстке, серия в неделю. Но в то же время понятно, что американские сериалы у нас в стране — продукт далеко не массового спроса. Несмотря на все усилия Первого канала. Вряд ли мы соберем больше зрителей, чем их рубрика «Городские пижоны».

— На какую же аудиторию вы рассчитываете?

— На цивилизованную часть сериальной аудитории, которая воспитана так, что колбасу не ворует, а приобретает за деньги.

— Сколько это, по-вашему, в числовом выражении?

— Потенциальная аудитория американских сериалов в России — полтора-два миллиона. А если начнем производить в нормальном количестве нормальные русские сериалы — то может быть пять-семь миллионов.

— Но пока сериальной индустрии у нас нет?

— Не сказать, что мы ничему за последние годы не научились. Есть хорошие байопики — «Анна Герман», например, приличные комедии — та же «Кухня» или «Папины дочки». Есть крепкая серийная анимация — «Лунтик», «Смешарики». Но пока всего этого совершенно недостаточно.

— Что нам мешает?

— Остро не хватает обученных людей. На них вредно влияет так называемое большое кино, а особенно так называемое авторское кино. Наши профессионалы, в отличие от американских, до сих пор не поняли, что сериалы сейчас и есть то самое настоящее кино, которое говорит о смыслах, а телевидение — та самая площадка, где можно воплотить мечту о настоящем кино. Талантливейшие люди отвлекаются на полный метр, который не собирает зрителя и вообще на зрителя не рассчитан. Это совершенно безответственное дело, там можно не уметь ни рассказывать истории, ни создавать персонажей — деньги дармовые, государства или спонсоров. Или продюсера, который по определению человек нехороший, о его расходах думать незачем. На ТВ такое практически невозможно. Здесь у производителей не бывает халявных денег. Здесь всегда наступает ответственность в виде рейтингов. Это обратная связь со зрителем — вы понимаете, хорошую вещь вы сделали или плохую. Здесь нельзя, в отличие от «большого кино», заявить, что ты-то снял гениальный фильм, а глупые зрители не поняли. Если тебя не смотрели — виноват ты. Мы существуем потому, что есть аудитория, и надо учиться снимать то, что ею востребовано, — но так, чтобы было не стыдно. Вот с этим у нас пока проблемы.

Мне, кстати, когда-то очень понравился соркинский «West Wing», я загорелся сделать подобную штуку про Кремль.

— Вы ведь даже перестали работать с нашими сценаристами и берете только американских? А почему, например, не британских?

— Для меня американская киноиндустрия — пример того, как можно бесперебойно выдавать качественную продукцию, причем в ассортименте: и массовую, и эксклюзивную, для взыскательной публики. Не беря при этом ни копейки от государства. Конечно, у них огромный внутренний рынок, 300 миллионов, это их благословение. Есть, знаете, такая теория, что в странах с населением меньше 60 миллионов нормальная киноиндустрия невозможна. Франция, Италия и Германия, согласитесь, США в самом деле не конкуренты. Британия, а также скандинавы с их мощными кинотрадициями и практически родным английским, по сути, вписаны в голливудскую индустрию. Может, не стоит этой теории слепо доверять, но здравое зерно тут есть. И если ей верить, у России есть потенциал — нас все-таки около 150 миллионов.

— Почему же мы никак не построим ничего убедительного на обломках советской киноиндустрии? Все потому, что нет национальной идеи?

— Кино, конечно, легче снимать, когда национальная идея явно выражена, как в США или в СССР. Но, с другой стороны, — кому эту идею формулировать, если не самому кино? А говоря о советской киноиндустрии, надо учитывать — она существовала в условиях почти неограниченного ресурса. Был лимит по деньгам, но не было жесткого лимита по времени. Сколько нужно было Татьяне Лиозновой на монтаж «Семнадцати мгновений весны» — столько у нее было. И возможность пересъемки была. А кино без пересъемки не бывает, оно никогда не делается с первого раза. Нормальная экономика кинопроекта должна отводить на пересъемку примерно 30% бюджета. Сейчас никто у нас не закладывает на это ни денег, ни времени. Телеканалы заказывают сериалы с некоторым запасом, на перспективу, но она короткая. ТВ не может себе позволить заказать вещь сильно заранее, за три года: невозможно предугадать интерес аудитории.

— Интерес продвинутой аудитории наше ТВ вообще предугадать не может.

— А незачем пока. Требования к качеству продукта у такой аудитории повышенные, а численно ее недостаточно, чтобы оправдать затраты на создание качественного продукта. У нас — в США, повторяю, есть для этого огромный внутренний рынок плюс весь мир.

— Но ту же «Игру престолов» здесь смотрели вполне массово.

— Это, конечно, выдающееся произведение. Но не будем преувеличивать. Аудитория «Игры престолов» у нас в 18 раз меньше, чем, например, у «Закрытой школы».

— Какие-то из российских сериалов вы можете назвать выдающимися?

— Я, конечно, назову общепризнанные вещи. Та же «Ликвидация». «Диверсант», «Обратная сторона Луны». Вот «Краткий курс счастливой жизни» — очень мощная работа. В общем, мы не безнадежны. Шансы есть.

— А может у нас, по-вашему, появиться приличный сериал про телевидение — вроде «Newsroom»?

— Подходов было много. Я уже 10 лет занимаюсь таким проектом. Мне, кстати, когда-то очень понравился соркинский «West Wing», я загорелся сделать подобную штуку про Кремль.

— Что мешает?

— Никто не может сценарий написать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245237
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246845
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419781
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423853
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429152
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429821