12 марта 2014Медиа
299

Частная неприятность

Олег Кашин о том, почему так получилось с «Лентой.ру»

текст: Олег Кашин
Галина Тимченко, главный редактор Lenta.ruГалина Тимченко, главный редактор Lenta.ru© ИТАР-ТАСС

С Колей мы встретились в Симферополе, специально созвонились и назначили встречу, старые приятели и земляки, оба в командировке. Я — от «Спутника и погрома», он — от своей телекомпании, ВГТРК, и вот встретились на площади у памятника Ленину перед оцепленным анонимными автоматчиками Домом правительства Крыма. Коля в свитере «Боско», натурально не успел переодеться, сразу с Олимпиады в Крым. Обмениваемся крымскими впечатлениями. Я рассказываю про москвичей, окружающих нового крымского премьера Аксенова, Коля — про казаков, которые почему-то танцуют ночами лезгинку под музыку из мобильного телефона. У Коли микрофон без логотипа и тарелка на микроавтобусе тоже без логотипа, специальный комплект для работы на Украине — за логотип «Вестей» могут побить; Коля рассказывает, как делал репортажи из Луцка — всегда за кадром и только в последний день, когда уже ждет такси в аэропорт, записал стендап, потому что бояться уже нечего, а тут из Москвы звонят — остаешься в Луцке еще на два дня, а лицо уже по телевизору показали, а «Правый сектор» не дремлет — страшно!

Коля хороший, Коля не пропагандон, Коля не Киселев, Коля не упырь. Общественно-политические воззрения Коли, насколько я знаю о них из его фейсбука, ничуть не противоречат тому, что он делает в эфире. Коля — журналист, он хорошо делает свою работу, из Крыма он поедет в Донецк, потом, может быть, домой, чтобы наконец переодеться, потом куда-нибудь еще. В Ростов на пресс-конференцию Януковича.

Я не думаю, что Коля заметит, как все сегодня плачут по «Ленте», и я не смею осуждать Колю — это не его потеря. Добивают «Дождь», уволили главреда «Ленты», репортер «Русской планеты» вынужден публиковать свои крымские репортажи на «Кольте», даже несчастный «АиФ» куплен собянинскими структурами — если следить только за этими событиями, можно сойти с ума от ужаса, вызванного крушением российской прессы в ее привычном виде. Но сделаешь шаг в сторону — там Коля в «Боско»-свитере прямится из Крыма, а рядом Лида с «Раша тудей» искренне хохочет, обнаружив очередной ляп в выступлении Барака Обамы, а еще дальше Саша из РИА прямо со своего планшета передает в Москву свой эксклюзив о крымских ополченцах. Весна, птички поют. ТАСС открывает новый проект для крымской аудитории, новые рабочие места для журналистов. Вам действительно кажется, что с российской журналистикой происходит что-то ужасное? Да нет же, с ней все в порядке, упырей единицы, а нормальных парней типа моего Коли — сотни, и у них всегда все будет в порядке, и они даже не читали последнюю колонку Ревзина на «Ленте».

Это представляется мне самым важным моментом. Путин не уничтожает русскую журналистику, нет. Путин и его люди сначала создали свою журналистику, лицо которой — это как раз мой Коля, а вовсе не Киселев, и только потом, когда на каждого Илью Азара уже приходится по десять корреспондентов государственных СМИ, — только потом, когда это уже не имеет вообще никакого значения, стали всерьез уничтожать незаметные на фоне «Раша тудей», «Вестей» и прочего журналистские предприятия. Не надо себя обманывать, трагедия «Ленты» — это не удар по журналистике, а частная неприятность нескольких десятков людей с «Ленты», точно так же как разгром «Газеты.ру» был частной неприятностью ее журналистов, а мое увольнение из «Коммерсанта» было моей и только моей частной неприятностью. Не надо отождествлять себя со всей российской журналистикой. Это у нас неприятности, а не у российской журналистики.

Ну и да, привет всем, кто смеялся над Филиппом Дзядко с его «гребаной цепью», привет всем, кто рассуждал, что Ковальский со своим бюллетенем, конечно, нарушил некоторые нормы приличия и получил по заслугам. Привет всем, кто на каждый журналистский всхлип отвечал, что журналист не должен быть активистом, и что надо просто делать свое дело, и что в любом производственном конфликте виноваты всегда обе стороны. Что тут можно сказать: друзья, это вы (а не Путин, не Лесин, не Гореславский, не Мамут) победили — и примите, что ли, поздравления.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249364
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416009
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420327
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425563
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426905