15 апреля 2014Медиа
114

Антон Носик: «Обожаю езду в незнаемое»

Патриарх рунета, отец-основатель главных новостных интернет-медиа в России — о своих новых медиапроектах

текст: Дмитрий Пашинский
Detailed_picture© Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ

«Обращаюсь к тем, кто читал “Ленту.ру”. Я вам обещаю, что не позже 1 сентября все, что вы читали на “Ленте.ру”, будет выходить, и вы будете это читать. И никакая блокировка не поможет», — сказал Антон Носик на митинге в защиту свободы слова в Москве 13 апреля. Медиаменеджер объявил о создании новых проектов, три из которых стартуют осенью этого года.

— Антон Борисович, из новостей уже известно, что один из ваших новых медиапроектов будет посвящен науке и технике. А остальные?

— Будет еще фотоновостной проект, внутриленточная компания по продвижению в соцмедии. Это некая компания, которая имеет ноу-хау по вирусному продвижению СМИ в соцмедии, например, «Лентач» и твиттер lentaofficial. Нам этот сервис нужен для себя, но, как только он отстроится, его услугами можно будет торговать, так что у нас будет компания по продвижению в соцмедии с впечатляющим портфолио. И еще один очень сладкий контент-проект, о котором я, надеюсь, смогу рассказать через пару дней.

— СМИ общественно-политического характера тоже будут?

— Я не планирую, но если никто другой не озадачится их созданием, буду страшно расстроен и удивлен.

— Но на митинге вы объявили фактически о перезапуске «Ленты.ру» — а она была общественно-политическим изданием в последние годы.

— Не все на свете обязано делаться моими руками. Я, конечно, запустил в свое время с нуля с полдюжины медийных стартапов, включая «Ленту.ру», «Газету.ру», Newsru.com и мощнейшую в истории России краудфандинговую платформу Pomogi.org, но это не значит, что на рынке нет специалистов круче меня. Я надеюсь, что общественно-политической составляющей «Ленты» займутся те, кто ею занимался до сих пор. Фотоновостной проект, разумеется, не будет цензурировать общественно-политическую тематику. Но это все же другой жанр.

— Владимир Яковлев, основатель «Коммерсанта», говорил на одной из лекций, что в сети лучше всего расходится фото, затем фото + текст и только потом видео. Вы учитывали это, разрабатывая проект фотоновостной ленты?

— С Владимиром Яковлевым мы только что обсуждали фотопроект, он очень важный в моей жизни эксперт и гуру, так что без его помощи и поддержки я слабо себе представляю свои начинания. И да, разумеется, та его лекция, которую я пропустил, была ровно про наш фотопроект. Последние пять лет разные медиаменеджеры его только обсуждали, писали бюджеты, искали деньги. А сегодня есть вся фоторедакция «Ленты.ру» с готовым продуктом — и можно завтра стартовать.

— Инвесторы новых медиапроектов ставили перед вами какие-либо условия относительно тем, характера и подачи материала?

— Я не готов даже начинать обсуждать новые медиапроекты с людьми, которые не понимают основополагающих принципов редакционной независимости и самостоятельности. Нет таких денег, за которые в моих проектах продается право диктовать редакции, что и как ей писать. Инвесторы — бизнесмены, вкладывающие в профессионализм команды. И на всякий случай: акционерная структура устроена так, чтобы у редакции было больше и акций, и голосов в совете директоров, чем у любого акционера, сколько бы он ни дал на проект.

Там, где обыватель видит ужас-ужас, предприниматель видит окно новых, небывалых возможностей, связанных со сломом традиционных моделей и переделом рынка.

— Однако российские реалии — другие. Я затрудняюсь вспомнить хоть одно по-настоящему влиятельное СМИ в России, где редакция располагает большинством акций или акциями вообще.

— Вы совершенно правы — но это как если бы вы начали мне в 1999 году рассказывать про реальность, в которой новостное интернет-СМИ не может успешно конкурировать с «Коммерсантом», «Ведомостями», ТАСС, РИА и Интерфаксом (подразумевается, что созданная в 1999 г. «Лента» в итоге эту конкуренцию успешно выдерживала. — Ред.).

У меня нет цели поставить новые проекты в ту ситуацию, в которой оказалась «Лента». Наоборот, я хочу ее исключить. С инвесторами, которые не понимают этой задачи, мне неинтересно обсуждать вообще ничего. Но надо заметить, что люди, вкладывающие деньги в мои проекты, очень рады возможности поддержать своим рублем жизнеспособную модель.

— А кто эти люди, готовые сегодня инвестировать в независимые СМИ? Вы могли бы если не назвать имена, то объяснить их мотивации?

— Вы знаете, бизнесмены довольно интересно устроены. Там, где обыватель видит ужас-ужас, предприниматель видит окно новых, небывалых возможностей, связанных со сломом традиционных моделей и переделом рынка. Я могу напомнить, что «Газета.ру» делалась в кризис 1998 года, а в кризис 2008 года мы с Бершидским (журналист, медиаменеджер. — Ред.) наперегонки запустили два ресурса — BFM.ru и Slon.ru. Оба проекта рассматривали кризис как очень удачный момент для запуска новых СМИ на фоне взрывного роста и интереса публики именно к экономическим темам. И у Бершидского, и у меня инвесторы из-за кризиса попали под жесткие margin calls (пределы рисков) и пересмотрели свои инвестиционные обязательства за пару недель до запуска. У него — снизив финансирование в 2,5 раза, у меня — процентов на 40. Но оба проекта успешно стартовали и живы по сей день. Не знаю про «Слон», но BFM мы вывели в безубыточность, когда кризис еще даже не начал утихать. В тех проектах, которые мы с вами обсуждаем, нет возможности освоить даже треть тех денег, что предложены инвестфондами и частными инвесторами. Условно говоря, я за первую неделю обсудил предложения на $7 млн, а освоить мог бы не больше $2,5 млн. Не говоря о том, что никак не меньше полумиллиона в моих бизнес-планах удастся сэкономить за счет краудсорсинга — это опять-таки на основании тех предложений о безденежной помощи от лидеров IT-рынка, которые я уже получил.

— Денег инвесторов хватит до того момента, когда проекты выйдут на самоокупаемость?

— У каждого из моих проектов свой бюджет и свой горизонт выхода на самоокупаемость. Один проект можно запустить вообще за 180 тысяч долларов на первый год и вывести его в безубыточность где-то за четыре-пять месяцев. Но это, как вы догадываетесь, не тот, который про науку, — и не фотолента. Там речь о других суммах и о выходе на прибыль к середине второго года. При этом нужно просто понимать, что операционная выручка — не единственный для инвестора выход из проекта. По мере роста интернет-компания наращивает капитализацию, исходя из eyeballs — темпов роста пользовательской базы.

— Каков общий бюджет этих проектов? Какую примерно прибыль они смогут приносить к середине второго года? Я просто пытаюсь понять, в чем состоит интерес инвесторов.

— На эти вопросы я, с вашего позволения, смогу ответить не раньше, чем инвесткомитеты утвердят бюджеты проектов. Но и тогда я вряд ли захочу на них отвечать без предварительно подписанного собеседником NDA (договора о неразглашении. — Ред.). Нет ни малейшей причины разглашать эти цифры, если мы только не решим финансироваться на 100% через краудфандинг и краудинвестинг. В случае с Pomogi.org финансовая прозрачность необходима, но с коммерческими проектами все иначе. Я большой фанат прозрачности, но в некоторых случаях она просто неуместна.

— Если говорить не об экономических, а о политических рисках — как новые медиапроекты могут избежать их в нынешней ситуации?

— Мои проекты в значительной мере обезопасит их аполитичность, но, разумеется, придется предусмотреть и DDoS-атаки, и наезды разного рода «проверялкиных», и бессудебные блокировки. Но мне не хотелось бы публично рассказывать о мерах защиты больше, чем можно о них знать будущим взломщикам и рэкетирам. Как говорится, «не хвались, идучи на рать…»

У меня нет цели поставить новые проекты в ту ситуацию, в которой оказалась «Лента».

— Получается, только аполитичность медиапроекта — способ обезопасить его от закрытия?

— Нет, аполитичность не защитит ни от DDoS, ни от аппетита рэкетиров.

— По-моему, только она и защищает российские СМИ. Не помню, чтобы, к примеру, «Советский спорт» переживал DDoS-атаки. Давлению подвергаются независимые общественно-политические СМИ.

— Вы очень заблуждаетесь. Все те ботнеты, которые в РФ на политические деньги валят независимые СМИ и блоги, созданы для коммерческих войн, а не для политики. Почитайте о деле Врублевского.

— А если бы ваши проекты предполагали политическую составляющую, они могли бы заинтересовать хоть одного инвестора?

— Конечно.

— Тогда почему вы, создатель «Ленты» и «Газеты.ру», вдруг решили заняться аполитичными проектами?

— Потому что они во мне нуждаются, а о фотоленте я вообще мечтал последние пять лет.

— По-вашему, именно таких изданий сегодня не хватает?

— Не хватает качественного и профессионально сделанного контента, потому что его вообще не бывает много — ни про спорт, ни про медицину, ни про технологии, ни про власть и деньги.

— В чем причина?

— В рунете больше 100 миллионов читателей, из них 80 — в РФ. Чтобы накормить такую толпу качественным контентом, нужно его очень много производить. Потребление же растет, читают уже в метро и в автобусах. Поэтому вчерашних семи новостей на «морде» «Ленты» не хватит уже никому.

— А какие издания вам самому интересны? Что вы читаете, смотрите регулярно?

— «Слон», Newsru.com, «Ведомости», реже — «Коммерсантъ» и Roem.ru.

— Какую роль вы отводите себе в будущих проектах? Планируете ли стать главным редактором или генеральным директором?

— Никогда, ни за что. Спродюсирую без зарплаты и вернусь на заслуженную пенсию, а дольки мои будут кормить сына Лёву, супругу Аню и моих не самых юных родителей. У меня нет ни малейшего интереса к рутине, даже «ленточной». Как вы можете вспомнить, я из «Ленты» ушел 10 лет назад — и правильно сделал.

— Вы упомянули об участии в новых проектах бывших сотрудников «Ленты» — в частности, фотослужбы. Многие из них заинтересовались этой работой?

— Про сотрудников: не вижу ни одной причины на свете оглашать их имена до оформления трудовых договоров.

— Думаете ли пригласить Галину Тимченко (бывший главный редактор «Ленты.ру». — Ред.)?

— Давайте вопросы про планы Галины Тимченко задавать ей, ладно?

— Вопрос не про ее планы, а про ваши. Вы создаете СМИ и приглашаете сотрудников.

— Если вы хотите ее пригласить в мои проекты, меня не спрашивая, — можете попробовать, но не обещаю вам легкого разговора. Галя на этом рынке — действующая королева, а я — практически королева-мать, реликт из далекого прошлого. Я не могу Галю никуда пригласить. Могу только попросить ее принять в подарок акции моих проектов. Во всех «моих» редакциях это, думаю, предмет консенсуса.

— Вы создавали СМИ, которые становились ключевыми для нашего медийного пространства. Что вы чувствуете, когда они погибают по неестественным причинам — или меняют редакционный вектор?

— Когда убили «Ленту.ру» — это был черный день в моей жизни. А когда Галя вела «Ленту.ру» в таких направлениях, о которых я в 2004 году не мог задумываться, душа моя радовалась. Обожаю езду в незнаемое.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202416
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249428
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416073
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420380
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425623
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426962