13 сентября 2012Медиа
161

Провокаторы, или Индийская гробница

Умение мыслить и шутить нетривиально присуще не одному только В.М. Кулистикову, убедилась Анна Голубева, посмотрев передачу Аркадия Мамонтова на «России-1»

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© Colta.ru

Допустим, вы Андрей Лошак.

Целый год вы с вашими коллегами паритесь на тему креатива, употребляете тонны съемочной техники и газпромовских денег, чтобы потом пять вечеров подряд наглядно демонстрировать в эфире НТВ особенности национального маразма, приправленного вашим тонким сарказмом. Ну да, в итоге у вас будут какие-то рейтинги, о вас дня три поговорят на вашем участке соцсети, кто-то сделает вид, что понял юмор, кто-то — что ничего не понял, ну, знатоки еще, может, вспомнят о специфическом чувстве юмора у В.М. Кулистикова.

И тут приходит Аркадий Мамонтов. Собирает в студии людей, показывает им бесхитростную видеонарезку и говорит, что за выходкой пяти девиц в храме Христа Спасителя стоит мировая закулиса, из-за которой торчат знакомые руки главного кукловода всех времен. Люди в студии это обсуждают — динамичненько, в конечной сборке минут 30 с тремя перерывами на рекламу. И все. И где вы теперь, Андрей Лошак, с вашими серийным сарказмом, громоздкими гэгами и затейливыми загогулинами?

В принципе, можно было даже никого не звать, Аркадий Мамонтов и без ансамбля убедителен, его сольные выступления разбираются знатоками на цитаты, как некогда речи В.С. Черномырдина.

И если вы Андрей Лошак, пора задуматься, место ли вам в телевизоре, когда такие люди в стране советской есть. Будь вы трижды профессионал — ваши шансы так же мизерны, как у актера, пытающегося переиграть в кадре младенца или котика.

Или, допустим, вы телеобозреватель. Нормальные люди вам сочувствуют, так как по роду занятий вам приходится ковыряться в продуктах телевизионной жизнедеятельности — кто-то же должен заниматься и анализами, так ведь? Но бывают моменты, которые вознаграждают вас за месяцы и годы негигиеничных штудий. Проект Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть вторая» — как раз из таких редких перлов.

Такое, собственно, невозможно анализировать. Не все в мире поддается осмыслению, некоторые вещи созданы для прямого, непосредственного восприятия. Их сложно пересказать или описать — можно только наблюдать, слушать, ощущать. Как ужимки младенца или котика, музыку или щекотку. Или настоящее кино. Телевидение таким бывает редко — это, как вам кажется, и есть настоящее телевидение. Ни пересказать, ни описать — только и слов, что «это надо видеть».

То есть про это не надо писать.

Но кто-то же должен.

Итак. Во-первых, это тот редкий случай, когда сиквел оказывается еще лучше первой части. Хотя, казалось бы, — куда уж еще.

Первая часть «Провокаторов» была показана телеканалом «Россия-1» в апреле, спустя два месяца после события в ХХС, вторая — 11 сентября, тоже вне видимой связи с чем бы то ни было. Можно предположить, что дело в грядущем рассмотрении апелляции на приговор, но это еще не скоро, через 20 дней. Можно связать выход частей проекта с периодами весеннего и осеннего обострения, но, по-моему, это пустое — чистое искусство, каким является передача «Провокаторы», не имеет инфоповодов и привязок.

В первой части были мощные моменты. Например, когда сотрудник Мамонтова, интервьюировавший Надежду Толоконникову в СИЗО, делился впечатлениями о сатанинском блеске в ее глазах. И уже там прозвучало, что за акцией в храме Христа Спасителя стоит Б.А. Березовский, членкор РАН и наместник Вельзевула на земле. Хотя главным событием был показ самого ролика об акции в храме — на государственном канале, в прайм-тайм, в авторской версии, без купюр, с повторами особо кощунственных моментов. Именно после той передачи самодеятельные певицы проснулись в своем ДОПРе знаменитыми.

Не все участники первой серии снялись в продолжении «Провокаторов», однако новые лица только украсили проект. Место актрисы Людмилы Поргиной и певицы Ольги Кормухиной заняли певица Валерия и певица Вика Цыганова. Место публициста Егора Холмогорова — люди, одетые казаками. Сюжет принципиально не изменился, но за полгода жизнь обогатила его новым материалом.

Разговор вышел на новый уровень. РПЦ — государствоообразующая система (а не «Газпром», как многие до сих пор думали). Богохульники — это те, кто «отрицает божественное в этом мире». Березовский, Удальцов и Навальный — бесы. Толоконникова, Алехина и Самуцевич — не только бесы, но и реальные революционерки. Они, оказывается, замышляли продолжать свои выступления в запрещенных местах, а именно на подводной лодке.

Аркадий Мамонтов сообщил, что «в 2012 году начались самые масштабные в новейшей истории России гонения на Церковь». Иллюстрацией к этому тезису послужили не только кадры, снятые в ХХС, но и свежие видеоматериалы — спиливание креста участницами Femen, сборище у здания Хамсуда, выступления «скандалистки от шоу-бизнеса Луизы Чикконе», ругавшейся матом, который запикали, но для наглядности снабдили разноцветными титрами. Обсуждение гастролей певицы, поддержавшей кощунниц в Москве и гомосексуалистов в Питере, было особенно темпераментным.

Каждый гость принес в студию свое, наболевшее. Продюсер Иосиф Пригожин сетовал, что западные артисты гуляют по нашей территории как хотят, увозя отсюда деньги, а нам не хватает средств на адвокатов для защиты своих интересов. Депутат Виталий Милонов негодовал, что скандалистке и каббалистке Россия дала въездную визу. Писатель Юрий Поляков возмущался, что власти не поддерживают правильных писателей и сажают Марата Гельмана не в тюрьму, а в Общественную палату, а бывшего министра культуры отправляют послом в Ватикан.

Каждый стремился объяснить, где корень зла. Казак с выразительным именем Константин Крылов так и сказал, что корень зла, Ленин, до сих пор лежит на Красной площади. Сергей Роганов, публицист-атеист (редкая профессия), объяснил, что все беды оттого, что мы раскатали по бревнышкам и подленько продали великую супердержаву, СССР. Для президента же аналитического центра «Семейная политика.РФ» Алексея Комова очевидно, что Франкфуртская школа готовит в России революцию, насаждая повсюду наркоторговлю и гомосексуализм.

Была, конечно, не одна чистая аналитика, но и конструктивные предложения. Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал не поминать имени скандальной группы, что было резонно ввиду наступления ночи (передача вышла в Москве в 23:25). Он предложил не называть их девочками, поскольку его никто мальчиком не называет же. Продюсер Пригожин на правах мужа православной женщины требовал от православных прекратить подставлять вторую щеку, а наоборот, всегда отвечать обидчикам. Православный активист Дмитрий Энтео настаивал, что необходимо «законодательно закрепить правовые и моральные устои нашего общества».

Он принес с собой в студию трофей — майку, сорванную с кого-то из сторонников тех-которых-лучше-не-называть. Деяние православного активиста, запечатленное на любительском видео, было одобрено ведущим и показано в эфире.

Но преобладали, конечно, профессиональные материалы — итоги тех сенсационных журналистских расследований, что были проведены ребятами из команды Мамонтова за прошедшие полгода.

Ими было предпринято путешествие в Иерусалим для записи слов Шмуэля Рабиновича, главного раввина синагоги Стены плача, и опроса встреченных на улице мусульман Ибраима и Селима (без фамилий). О событиях в храме Христа Спасителя и вообще в России все эти люди не говорили, их ведь не спрашивали. Обнаружилось нечто более важное — в общем и целом они считают осквернение мест, связанных с религией, недопустимым. Опрашивать раввинов или мусульман в пределах России для репортеров было бы, конечно, слишком легкой задачей.

Отдельный репортаж посвятили мужику, который летом вскрывал себе вены в храме Христа Спасителя. «Нам удалось установить личность этого человека» — законная репортерская гордость звучала в словах ведущего. В самом деле, не всем же работникам госканала полиция, взявшая нарушителя на месте и установившая его личность, выдает подобные сведения. Самого мужика не стали тревожить в доме скорби, но от его матери получили ценные сведения: она побаивается сына.

Кроме того, репортеры «России-1» подготовили познавательный сюжет об истории происхождения балаклавы.

И так далее. Всего не описать. Не передать всех деталей конферанса и монтажа, речи, мимики и жеста. Вот певица Валерия отрезает: «Не нужна нам такая демократия!» Вот певица Цыганова восклицает: «Договариваться с атеистами не буду!» Вот писатель Юрий Поляков авторитетно заявляет: «Творческая интеллигенция всегда любит побузить-посвинячить, такая профессия».

Это в самом деле надо видеть.

Чистое искусство, каким является передача «Провокаторы», не имеет инфоповодов и привязок.

Но к делу. Аркадий Мамонтов обещал раскрыть всю правду о заказчиках акции в храме. За всем этим богатством эмоций и выражений зритель может потерять нить, упустить главное, и долг рецензента — обратить на это ваше внимание.

Итак, объявляется, что музыку в ХХС заказывал и оплачивал Березовский, который, по словам ведущего, «хочет вернуться в Россию на белом коне». Предъявляются доказательства и улики:

  1. Письмо неназванной девушки, близкой к неким музыкальным кругам, в котором она сообщает, что еще в 2008 году некто от имени бывшего продюсера t.A.T.u. Ивана Шаповалова предлагал ей денег за участие в некоем антипутинском и антирелигиозном музыкальном проекте. Когда потом она увидела акцию в ХХС, то решила, что это, видимо, нечто подобное.

  2. Интервью Пола Крейга Робертса, бывшего помощника секретаря казначейства США при администрации Рейгана, уволенного с этого поста в 1982 году, который объясняет, что Америка России вовсе не такой уж партнер и товарищ.

  3. Телемост с Америкой, откуда Уильям Данкерли, исследователь СМИ, политолог и частый автор газеты «Комсомольская правда», пересказывает свою статью «100 тысяч евро за любовь к богохульницам». О том, что один его коллега ему сказал, что получил от своего знакомого из одного музыкального агентства письмо о том, что одна компания по связям с общественностью готова выплачивать западным звездам шоу-бизнеса по 100 тысяч евро за поддержку опальной группы. Данкерли вспомнил, что эта компания занималась некогда пиаром Березовского, подчеркнув: других свидетельств у него нет, но есть личное впечатление, что это не случайно.

Дата публикации статьи (30 августа) проливает некоторый свет на источники вдохновения авторов передачи «Провокаторы-2», вышедшей через 10 дней, по горячим следам. Но истоки вдохновения — дело загадочное, говорить тут можно только о том, что на Аркадия Мамонтова умозаключение Данкерли явно произвело впечатление. Оно стало ключевым моментом передачи. А плясуний из ХХС ведущий в ней именовал не столько кощунницами, как весной, сколько богохульницами — как в названии статьи.

  1. Ну и гвоздь программы: свидетельства Алексея Вешняка или Вишняка, председателя то ли общественной организации, то ли фонда «Преображение», состоявшего с 1999 по 2004 год советником Березовского, и главы нескольких коммерческих фирм, торгующих на территории храма Христа Спасителя. Или не главы. Или не торгующих. Но главное, он заявил, что пару лет назад Березовский восхищался акциями арт-группы «Война». Сам он хорошо относится к бывшему патрону и слова плохого не скажет, хотя все и говорят, что тот что-то своровал — но ведь он, Березовский, игрок, политик. Но вот насчет недавних писем патриарху — это Березовский зря, в этом пункте бывший советник его не одобрил. И тут же сообщил, что сам эти письма по просьбе Березовского и редактировал — «по старой памяти».

В финале этот международный человек-загадка одним махом разрушил стройную систему аргументации, которую возвели авторы «Провокаторов-2», сломав их безупречную логику. Оказывается, недавно опубликованная в США статья Бжезинского и его, Алексея В., личные контакты с израильским истеблишментом неопровержимо свидетельствуют — разрушать Россию мировая закулиса уже передумала.

Если Андрей Лошак или представитель FogNews к этому моменту передачи уже мог убедиться, что ему пора менять профессию, то теперь настает черед телеобозревателей.

Вы вдруг ясно ощущаете, как зыбки и, в сущности, безосновательны были ваши прежние представления о предмете. Вы начинаете догадываться, что умение мыслить и шутить нетривиально присуще не одному только В.М. Кулистикову. Осознаете, что полгода назад вы слишком многое драматизировали и принимали всерьез.

С другой стороны, вы же не могли тогда предвидеть появление православных активистов, срывателей всех и всяческих маек. Вы не поверили бы, что поправки к думским законопроектам скоро можно будет принимать за 60 секунд. Вы не представляли еще, что ваш президент сделается лидером стаи журавлей.

Вы понимаете, как изменились за эти полгода. Поверили в невероятное. Лишились многих иллюзий. Разучились удивляться. Но теперь вы умеете смеяться по-настоящему — без этих сарказма или иронии, тем безоблачным смехом, который вызывает у человека только чистый, беспримесный юмор. Или щекотка.

Меж тем «Провокаторы-2» летят к развязке, певица Цыганова вырывается на передний план и громко сообщает народу, что Господь создал всю природу. При этих словах в нижней трети экрана неожиданно всплывают крупные буквы:

СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ. ЗАГАДКА ОДНОЙ ГРОБНИЦЫ.

Вслед за передачей Мамонтова в эфире госканала начинается документальное кино. «На севере Индии, — веско сообщает закадровый голос, — найдена гробница гигантского человека ростом 18 метров».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245325
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246931
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413420
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419837
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423906
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429205
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429888