8 октября 2012Медиа
199

Петух без головы

Анна Голубева посмотрела обновленное «Центральное телевидение»

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© Colta.ru

Не хочется ведь ничего неприятного говорить про «Центральное телевидение».

Все-таки последняя ниточка, связывающая многих из нас с телевизором. Который, понятно, смотреть нельзя, а тем более канал НТВ, но считается, что «ЦТ» все-таки можно — его делают наследники великих традиций, ученики Парфенова, ну и просто симпатичные люди, талантливые, с юмором. И мы понимаем, в каких условиях они находятся, как трудно им это дается, что приходится терпеть и на какие жертвы идти ради пары-тройки стоящих фишек на час эфирного времени.

Времени теперь «ЦТ» отвели втрое больше, но количество стоящих фишек вряд ли удастся увеличить — паузы между ними станут длиннее, а жертвоприношений будет еще больше, это было понятно уже в конце прошлого сезона, когда передачу решили переформатировать. Тогда канал отказался от «НТВшников» и расстался с рядом творческих сотрудников, да и Николай Картозия, придумавший «Центральное», с некоторых пор участвует в процессе переформатирования издалека, в роли стороннего производителя.

Короче, спасибо, что живой. Весной-то прошлой казалось, что шуточки кончились совсем, вместе с эпохой сурковского постмодерна, что навыки виртуозного телетроллинга и искусство чтения между строк надо забыть, поскольку разговор пошел другой, прямой и безыскусный, шершавым языком плаката. Но в силу ретроградного движения планид осенью мы плавно вернулись в изящный век. Плакаты пожухли, В. Сурков снова в авангарде, В. Кулистиков снова взялся за перо, НТВ в субботу поздравляет с юбилеем В. Гусинского, а в воскресенье — В. Путина, а Н. Картозия опять выпускает «ЦТ», хоть и в роли стороннего производителя.

Передача вышла через двое суток после громкой премьеры «Анатомии протеста — 2», показанной, как водится, в рамках программы «Чрезвычайное происшествие» — ее коллективу обычно поручают вести борьбу с инакомыслием. Явление же обновленного «Центрального телевидения» как будто призвано несколько реабилитировать НТВ в глазах инакомыслящих, намекая, что канал не чужд некоторого плюрализма. Но если приглядеться — в новом варианте «ЦТ» больше похоже на «Русские сенсации» и «Чрезвычайное происшествие». То есть «ЦТ» и раньше под них маскировалось — но теперь это у него выходит гораздо убедительнее.

И то, на плюрализм ставить рискованно, сказано же нам было — царство, которое разделится внутри себя, не устоит. Для устойчивости царству нужна однородность, телеканалов это, видимо, все-таки тоже касается. И уж совсем понятно, что в нынешней ситуации скорее «ЦТ» станет похожим на «ЧП», чем «ЧП» на «ЦТ». Ибо «ЧП» нынче — носитель доминантного гена.

Конечно, Николай Картозия и Вадим Такменев с тем, что у них осталось от коллег, делают все, чтобы и в этих условиях сохранять остатки идентичности. Начали без разминки, прямо с фигуры высшего пилотажа — новый этап своего существования «ЦТ» открыло в день юбилея Путина, посвященным ему сюжетом. Почти час сплошного эксклюзива: ведущего со съемочной группой пустили в кухню, спортзал, бассейн, кабинет и самолет первого лица. Лицо продемонстрировало ведущему спортивную форму, угостило его коктейлем собственного сочинения, прокатило в лимузине, позволило задать себе неудобные вопросы и согласилось на них ответить.

Ничего принципиально нового мы, понятно, не услышали — высказывания юбиляра либо повторяют то, что он уже когда-то говорил, либо снайперски точно соответствуют нашим ожиданиям. Протесты? Ну так большинство-то все равно поддерживает. Приговор? Ну да, правильно их осудили. Навальный? Пусть сначала что-то сделает для страны, а потом критикует. Ходорковский? За дело сидит, а о помиловании не просит. Никаких сюрпризов. Но в случае с первым лицом, и тем более в рассказе о его повседневной жизни, главные сюрпризы не в том, что говорится, а в том — как, тут важнее всего интонации и мимика, детали и антураж.

Вот то, как президент посмеивается, говоря о приговоре трем девицам: «А суд взял и влепил им двушечку, здрассьте, пожалте бриться. Я здесь ни при чем, они этого хотели — они это получили». Или как он хохочет над своей шуткой про коктейль, которым угостил Такменева, — а вот посмотрим через час, что будет. Каким тоном произносит, вспоминая президентство Медведева: «Я. Отдал. Эту. Власть. В другие. Руки».

Умение существовать в висячем положении на иждивении тех, кого троллишь, тоже ведь может рассматриваться как доблесть.

Или манера юбиляра извиняться за перекрытие дорог перед его кортежем: «Я, честно говоря, переживаю. Я чувствую неудобство. Но работать же надо». И реакция на упоминание о том, что президент Франции ездит в общем потоке, без перекрытий: «Он, конечно, хороший человек. Но я популизмом не занимаюсь. Работать же надо. Работать».

Или его привычка переодеваться в полете в спортивный костюм.

А свежий мед к завтраку, который, по словам президента, ему поставляет патриарх? Так и видишь: раннее утро, птички, роса, патриарх у крыльца с корзинкой. А контрастные ванны, горячая и холодная, в которые Путин каждое утро поочередно окунается после бассейна? «Тут побудь в воде вареной, а потом еще в студеной, и скажу тебе, отец: будешь знатный молодец!»

Или этот рассказ путинских одноклассников о том, как он уток казнил.

Или седой подбородок лабрадора Конни.

За эти запечатленные объективом моменты, которые все-таки остались в конечной редакции передачи, поклонники простят создателям «ЦТ» все остальное. Все, что вошло туда помимо них, хотя лучше бы не входило, и все, что, несмотря на намеки, анонсы и обещания создателей, туда так и не вошло.

И они не станут упрекать Вадима Такменева за излишнюю восторженность — ну как журналисту не обмирать в присутствии такого человека (хотя меня немного смущало, что он все время подсчитывает, сколько от него до Путина шагов). И потом, некоторая приподнятость пристала жанру парадного юбилейного портрета. И к тому же знающие люди понимают, что эти ахи-охи при знакомстве с августейшим обиходом, да и вся история — парафраз апрельского репортажа НТВ, где Такменев точно так же придыхал, открывая для себя и телезрителей готический замок Максима Галкина в подмосковной деревне Грязь. Там, кстати, эмоций было намного больше.

При исполнении панегирика юбиляру «ЦТ» использует обычный свой метод: присоединиться к общему хору и громко петь на мотив гимна, так, чтобы артикуляция строго соответствовала тексту и только знатоки могли понять — на самом деле произносится что-то другое, например, вместо «Путин» — «Пусси». Поют всё это по-швейковски старательно, с выражением, честно поедая глазами капельмейстера.

За эти штучки «ЦТ» и любят — и будут смотреть, даже если от штучек останется одна только чеширская улыбка где-нибудь в левом углу экрана. Когда от тебя остается так мало — тебе вменяется в праведность сам факт упорного существования на федеральном канале, само то, что ты не бежишь спасать оставшееся в монастырь, на остров или хотя бы на канал «Дождь», как это делают другие. В принципе, это умение существовать в висячем положении на иждивении тех, кого троллишь, тоже ведь может рассматриваться как доблесть. Ну и вообще — какой еще монастырь, какой «Дождь»? Они, конечно, хорошие люди, но ведь дело надо делать. Работать надо. Работать.

Был такой случай в Америке с петухом по имени Майк. Хозяин отрубил ему голову, а он выжил — уцелел спинной мозг и с ним основные рефлексы, хотя головы, как свидетельствуют фотографии и видео, не осталось совсем. Хозяин, увидев, что петух выжил, решил его не добивать и начал кормить из пипетки, опорожняя ее непосредственно в пищевод, что позволило петуху прожить без головы еще около двух лет. Почему фермер не проявил милосердия и не добил Майка, история умалчивает, но можно предположить, что им двигало такое вивисекторское любопытство — а ну, как ты у меня покукарекаешь без гребешка, без клюва и без глаз? К тому же оказалось, что Майк может приносить хорошие деньги — гастролируя со своим безголовым петухом по сельскохозяйственным выставкам, фермер сумел сколотить состояние.

Петуха тем более можно понять. Это ведь естественно — цепляться за возможность еще что-то прокукарекать и чем-то напитаться из пипетки. Но все-таки что-то страшно неестественное есть в этом паллиативном существовании, пусть даже с основными рефлексами.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241322
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249444
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416095
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420397
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425642
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426981