14 октября 2014Медиа
838

Ня, инквизиция

Историк-медиевист — о популярном паблике «Страдающее Средневековье»

текст: Федор Панфилов

Кто бы мог подумать, что по сайтам-агрегаторам рунета и русскоязычным пабликам в социальных сетях расползутся средневековые миниатюры. Вернее, сделанные из них макросы. Как правило, все эти веселые картинки происходят из одного источника — стремительно набирающего подписчиков в соцсети «ВКонтакте» паблика «Страдающее Средневековье». Хотя его, понятное дело, почти никогда не указывают: админы любят заимствовать друг у друга контент и даже метить похищенных сабинянок своими водяными знаками. Ведь после этого похищенное изображение как бы становится своим, родным. Подписчик же сразу нескольких пабликов регулярно подвергается атаке клонов в ленте новостей. Зачастую одинаковые картинки выкладываются в нескольких пабликах практически одновременно.

Опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления.

Для поставщика оригинальных изображений такой интерес со стороны рыщущих в поисках свеженького контента — все равно признак успешности. Не поминают в соцсетях — упомянут в статьях о «самых занятных новых пабликах»; опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления. Характерно, что с adme.ru статью про «Страдающее Средневековье» удалили после чьей-то жалобы на оскорбление религиозных чувств. Но и это стало дополнительным «черным пиаром» для «Страдающего Средневековья». Особенно чувствительных читателей паблик очень даже способен оскорбить, потому что глумится над многим. Тут вам и религиозная тематика в особенно богатом ассортименте, и гомосексуалы, и националисты. Список можно продолжать. Сравнений с наследием «Монти Пайтона» — которые наверняка раздражают создателей «Страдающего Средневековья» — паблику не избежать. И потому, что это схожий род цинизма и сатиры, позволявший «пайтонам» катать в колясках епископов и заставлять детей из семьи ирландца-католика хором исполнять «Every sperm is sacred» или распятого — напевать «Always look on the bright side of life». И потому, что «Монти Пайтон и Священный Грааль» остается одним из главных образцов сатирического медиевализма. Но главное — потому что визуальный стиль безумных роликов, создававшихся Терри Гиллиамом, использовал те самые средневековые миниатюры (а также картины Боттичелли, рисунки Блейка etc.) и обращался к сюжетам рисунков-маргиналий на полях рукописей. Схожую анимацию можно увидеть в цикле фильмов «Средневековые жизни Терри Джонса», где участник шоу «Монти Пайтон» и популярный историк аккуратно уничтожал связанные со средневековой жизнью стереотипы.


Впрочем, для того чтобы найти ближайших родственников «Страдающего Средневековья», не обязательно рассуждать о «Монти Пайтоне» или смеховой культуре Средневековья. За пределами рунета «средневековые» мемы и макросы давно стали общим местом. Есть тематические блоги, где фотошопят и анимируют средневековые миниатюры, — к примеру, Scorpion Dagger. Есть подборки на сайтах-агрегаторах вроде Buzzfeed. Есть группы в социальных сетях. Например, Discarding images с блогом на Tumblr; пабликом и группой, судя по всему, занимается медиевист из Польши. Другие примеры — более скромные по числу подписчиков Marginalia и Folia Magazine.


Судя по всему, админы «Страдающего Средневековья» активно заимствуют исходный материал из подобных сообществ (иногда можно проследить, как макрос появляется в паблике на следующий день после выкладывания оригинальной картинки в другой группе). Но вот способ подачи изображений сильно различается. Так, Discarding images ограничивается текстовым комментарием к выложенной картинке. А для «Страдающего Средневековья» это лишь одно из используемых средств. К чести «Страдающего Средневековья», паблик и не преподносит себя как что-то уникальное, например, дает ссылки на схожие по тематике англоязычные блоги. Да и о своей неожиданной популярности пишет не без сарказма, сопровождая это соответствующими иллюстрациями. Впрочем, в этой самоиронии явно есть доля кокетства, да и реализовывать майки с принтами она тоже не мешает. А между оригинальными макросами из миниатюр влезают корявые коллажи и заимствованные из интернета макросы, иногда почтенного возраста. «Страдающее Средневековье» не гнушается воспроизводить довольно древние, но популярные сетевые мемы — например, сделанные на давно существующем сайте Historic Tale Construction Kit, где можно клепать макросы, используя детали гобелена из Байё.

Это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца.

Хотя большинство изображений — западноевропейские миниатюры, иногда не обходится и без древнерусских наручей или православных образов. Единства языка тоже нет — на макросах есть и русские, и английские подписи. Еще одно принципиальное отличие «Страдающего Средневековья» от сообществ вроде Discarding images — отсутствие указаний на происхождение изображений и настоящее их содержание. И, судя по регулярным просьбам в комментариях «А подскажите название оригинала плз», подписчикам бы это не помешало. Может быть, им не обязательно знать, что для этого макроса использована миниатюра из рукописи, хранящейся в Бодлеанской библиотеке (MS. Douce 195, fol. 76v). Но хорошо бы хоть сказать, что это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца. Иначе макросы навсегда остаются в популярной категории «А что курил автор?!». В остальном используется весь арсенал полноценного паблика — «азбучные» макросы, игра слов, меняющая распространенные мемы («Карломан штоле?»), мотиваторы и advice-картинки, соотнесение с лицами известных персонажей (Венедиктова, Градского). Постоянно эксплуатируется тематика современных бытовых сюжетов — на миниатюрах зрителям удается разглядеть заснувшего в метро человека, «четких» гопников или футбольных болельщиков.


Очевидно, что админ (или админы) «Страдающего Средневековья» — медиевист. Это заметно даже не столько по некоторой манерности URL (не какой-нибудь там sufferingmiddleages, а souffrantmittelalter), сколько по тому, что среди макросов встречаются, мягко говоря, не слишком понятные обычным подписчикам. Один из админов паблика, собственно, не слишком стремится к средневековой анонимности. Это сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований ВШЭ Константин Мефтахудинов. «Вышки» в паблике действительно много — фотографии Ф.Б. Успенского или М.А. Бойцова в сочетании с полными любви комментариями, анонсы мероприятий и рекламные посты. Если «Страдающее Средневековье» — не творческая самодеятельность, а согласованный метод продвижения, то можно только похвалить лабораторию медиевистических исследований за нетривиальный подход к работе в соцсетях.

Стоит сказать, что в соцсетях уже пытались создавать тематические паблики с мемами для гуманитариев. Например, «Филологическая дева» с немалым числом подписчиков или не менее популярный «Студент-историк». Но их закономерно захлестнула волна народного творчества, рекламы и ссылок на интересные публикации — да и однообразие advice-картинок быстро вгоняет в тоску. Хотя в «Страдающем Средневековье» тоже есть студенческая тематика, этот паблик гораздо ярче и разнообразнее. Вместе с характерным для имиджборда юмором и знанием интернет-мемов это и превращает его из сборника хохм для медиевистов в массовый паблик и интересный пример медиевализма. Во всяком случае, пока интересный — внезапная популярность часто губит хорошие паблики.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249368
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416014
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420331
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425567
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426910