2 октября 2013Медиа
135

Во что можно превратиться СМИ, чтобы остаться СМИ

Андрей Мирошниченко о побочном бизнесе, который помогает медиа не только выживать, но и процветать

текст: Андрей Мирошниченко
Detailed_pictureThe Texas Tribune Festival© Ralph Barrera/Austin American-Statesman

Медиабизнес переживает тяжелые времена из-за снижения доходов от подписки и рекламы, поэтому многие СМИ пытаются искать альтернативные источники денег. Остаются ли они при этом СМИ, если начинают параллельно продавать что-то другое? Вероятность сохранить статус и роль есть — как показывает опыт The Texas Tribune. Если дополнительным бизнесом становится организация общественно значимых мероприятий.

The Texas Tribune создано в 2009 году как независимое некоммерческое СМИ общественно-политического и делового профиля. Редакция публикует материалы на своем сайте, а также предлагает контент для партнерских СМИ. В частности, Tribune поставляет материалы для местной, техасской вкладки The New York Times и еще для 27 газет и нескольких телерадиокомпаний. Таким образом, это региональное онлайн-издание с элементами информационного агентства, а также event-агентства, потому что существенную долю доходов приносит организация мероприятий.

У истоков проекта стояли три энтузиаста — венчурный инвестор, издатель и редактор, которые решили создать независимый портал, реализующий стандарты социально ответственной журналистики. Свой проект они описывают как «независимую, некоммерческую медиаструктуру, которая продвигает идеи гражданского участия, обсуждает вопросы публичной политики, местного управления и другие темы регионального значения».

Проект нашел поддержку местного сообщества и уже даже получил несколько профессиональных наград. В 2011-м у сайта было 5,1 млн уникальных посетителей из десятков стран мира. В штате работают 34 человека. Финансирование поступает через гранты, от частных жертвователей, корпоративных спонсоров. А также от проведения мероприятий и даже от «договорных материалов» (specialty publications). В 2012 году доходы предприятия превысили расходы на 4,5 млн долларов.

Для реализации такого проекта, конечно, критически важно, чтобы региональная общественно-политическая и деловая жизнь была публичной и конкурентной; чтобы она просто была.

Сейчас, через четыре года после основания, The Texas Tribune признают успешным проектом как с точки зрения журналистики, так и с точки зрения медиабизнеса — несмотря на некоммерческий характер проекта.

Особого внимания заслуживает именно event-бизнес издания. В 2012 году The Texas Tribune заработал на мероприятиях 800 тысяч долларов, в этом году получит не менее 1,2 млн долларов. Самое крупное мероприятие, The Texas Tribune Festival, проходит в Остине, столице штата Техас, как раз в конце сентября. Оно создано по аналогии с The New Yorker Festival — авторитетное издание организует площадки для обсуждения важнейших тем и приглашает именитых экспертов.

На фестивале The Texas Tribune, который длится три дня, обсуждают проблемы страховой медицины, образования, транспорта, энергетики и другие вопросы, вызывающие живой отклик. Например, в этом году самое пристальное внимание привлекает тема Obamacare — реформы здравоохранения. Ведь в ближайшее время США предстоит переход на новую систему «добровольно-принудительного» медстрахования, и некоторым категориям американцев придется либо покупать страховку, либо платить штраф за ее отсутствие. Сейчас они как раз знакомятся с нормативами предстоящих расходов (которые привязаны, соответственно, к уровню доходов и типу занятости каждого человека). Это новые траты и угрозы, поэтому тема чрезвычайно горячая для американцев из среднего класса.

По предварительным оценкам организаторов, на площадках фестиваля побывало от 2000 до 2500 посетителей. Это при том что билет участника стоит 225 долларов — для такого товара цена немаленькая. Можно предположить, что она включает не просто оплату доступа на высококлассные конференции, но и своего рода спонсорский вклад, благодарственную плату The Texas Tribune за усилия по организации общественной дискуссии. Кроме того, организаторы фестиваля продают спонсорские пакеты стоимостью от 5 до 175 тысяч долларов.

The Texas Tribune FestivalThe Texas Tribune Festival© Ralph Barrera/Austin American-Statesman

Этот ежегодный фестиваль приносит Tribune около 40% дохода от мероприятий. Остальное дают семинары, круглые столы, приемы, симпозиумы и прочие форумы. Вот эти мероприятия, в отличие от фестиваля, бесплатны для публики и финансируются спонсорами, среди которых — заинтересованные компании и общественные организации, университеты и органы власти. За год The Texas Tribune проводит от 60 до 70 таких мероприятий.

Причем отцы-основатели проекта видят в мероприятиях источник не только дохода, но и ценного контента, в том числе — видеоконтента. Ведь Tribune собирает лучших экспертов и организует самые актуальные и острые, а значит, зрелищные дискуссии. При правильной тематической организации, упаковке и подборке видеоконтент выступлений и дискуссий формирует еще один актив, по ценности вполне сравнимый с такой известной, самостоятельной и авторитетной дискуссионной площадкой, как TED.

В общем, The Texas Tribune не только освещает важные дискуссии по значимым темам — он инициирует и организует эти дискуссии. Эта уникальная роль была свойственна журналистике и раньше. А теперь некоторые СМИ учатся делать на этом, по сути, смежный бизнес — в российской практике, например, этим активно занимается газета «Ведомости». Это очень органичная многопрофильность: в качестве организатора мероприятий Tribune создает ценный контент и зарабатывает на самих мероприятиях, а в качестве СМИ — освещает их, чем привлекает аудиторию и продвигает собственную значимость (подробнее о методах The Texas Tribune можно почитать в отчете Nieman Journalism Lab).

Для реализации такого проекта, конечно, критически важно, чтобы региональная общественно-политическая и деловая жизнь была публичной и конкурентной; чтобы она просто была. Чтобы были дискуссии и чтобы от этих дискуссий зависели решения лидеров бизнеса, политики, а также — настроения граждан.

В наших условиях, вероятно, организация мероприятий вряд ли станет таким уж существенным источником дохода для СМИ. Но бесспорным остается факт: организация мероприятий позволяет изданиям удачно сочетать производство нового ценного контента и дополнительный бизнес. Из всех альтернативных или смежных бизнесов этот является для СМИ самым естественным — он позволяет сохранить миссию медиа, не променивая ее на что-то другое.

СМИ могут легко отнять этот бизнес у профессиональных организаторов конференций, потому что способны не просто собирать публику и проводить мероприятия, но и обеспечивать своим мероприятиям мощную медийную поддержку как до, так и после проведения.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249339
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415980
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420310
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425542
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426886