1 июня 2015Медиа
171

Государство обиделось

Юрий Богомолов наблюдал, как федеральное телевидение шельмует «Династию» и Дмитрия Зимина

текст: Юрий Богомолов
Detailed_picture© Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Государство обиделось на время. Точнее — на общественность. Еще точнее — на Дмитрия Зимина. На частное лицо, правда, достаточно состоятельное. Настолько состоятельное, что могло себе позволить тратить свои денежные средства самостоятельно, не испрашивая при этом особого разрешения у государства.

Фонд «Династия», основанный и финансируемый Дмитрием Борисовичем Зиминым, по прихоти основателя тратил эти средства главным образом на науку и на ее популяризацию, на просветительские проекты. Что-то, вероятно, перепадало либеральным СМИ. Например, телеканалу «Дождь».

Что ж тут преступного, если честный бизнесмен жертвует личные деньги на работу частной и честной телекомпании? Это не наказуемо. К слову, я тоже финансирую этот телеканал. Скромно: пять сотен рэ ежемесячно перечисляю на счет компании. Не я один. Еще несколько сотен тысяч моих соотечественников делают то же самое. И, видимо, по той же самой причине, что и я. Просто «Дождь», извините за пафос, — луч света во мраке лжи государственных телеканалов.

Так вот, такая альтернативность уже не только обидна власть имущим, но и противна им. Нестерпимо противна. Но как эту «Династию» вместе с ее «Либеральной миссией» уесть, прищучить, прищемить и сделать это все на законных основаниях? Благотворительность не противозаконна. Избирательная благотворительность тоже разрешена. То, что накопления благотворителя имеют прописку в зарубежном банке, — опять же не преступление.

«Стоп, — говорит себе и нам власть. — Раз деньги хранятся за границей, значит, прежде чем объявиться у нас, они пересекают границу. А на что нам дан Госдумой закон об иностранных агентах, коим непозволительно заниматься политической деятельностью?»

Впору было грозно спросить: «Кто организовал вставание?»

Тут, правда, возникает юридическая трудность с определением границ понятия «политическая деятельность».

Фонд продекларировал занятие просвещением. Ну и что? Разве просветительство — не политика? К примеру, профинансированное фондом издание сборника «Право и власть», где содержится критика решения о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. Разве это не политика? И это ли не основание причислить «Династию» к сонму «иностранных агентов»? При этом «иностранных агентов» заверяют, что они в новом звании могут продолжать тратиться. Что это, мол, чистая формальность.

Зимин выразил решительное несогласие с прилепленным к нему ярлыком и брезгливо его отбросил: «Тратить свои личные деньги под маркой неведомого мне иностранного государства я, конечно, не буду. Я прекращаю финансирование “Династии”». Более того, назвал два условия, при которых он смог бы продолжить финансирование науки. Первое: чтобы фонд был исключен из списка «иностранных агентов». Второе: чтобы перед ним извинились.

А тут еще подоспела церемония вручения премии «ПолитПросвет», учрежденной фондом «Либеральная миссия», финансируемым той же «Династией». Когда Зимин поднялся на сцену, зал встал, аплодируя.

Впору было грозно спросить: «Кто организовал вставание?»

«Вставание», очевидно, особенно возмутило государство, которое исстари не привыкло извиняться перед отдельными гражданами. И телевизионному спецназу скомандовали: «Фас!»

Первым бросилось исполнять приказ НТВ. Воскресным вечером вышла программа «ЧП. Обзор за неделю». Маслом кашу не испортишь — следом появился «Список Норкина». Ближе к ночи за дело принялся Владимир Соловьев на «России-1». Несколько поотстал в своем рвении Первый канал. Но он свое возьмет — если не в шоу «Политика», то в передаче «Время покажет» или «Структура момента».

К слову, я тоже финансирую этот телеканал. Скромно: пять сотен рэ ежемесячно перечисляю на счет компании. Не я один.

Очень торопливо сделана программа «ЧП». Мелькающие в кадре бухгалтерские ведомости, шустрые репортеры, бегающие за Навальным, обрывки синхронов Альбац, Ясина, Бориса Зимина и т.д.

Конечно, перед создателями «происшествия» стояло несколько приоритетных задач. Прежде всего, обличить Зиминых и их фонды в поддержке оппозиции и оппозиционных изданий. Насколько были скромны их в этом деле возможности, можно судить по тому, как они долго смаковали несостоявшееся приобретение Навальным квартиры на Арбате. Даже риэлтора показали. Затем надо было уличить нелюбимый государством «Дождь» в получении от Зимина денег.

Главное все-таки было предложено на закуску. Оказалось, что ученый Зимин в былые годы подзарабатывал шпионажем. Возможно, это утверждение авторов станет поводом для судебного иска к НТВ.

Цензурные придумки для театра и кино, сокращение финансирования на образование и культуру, клерикальные нападки на культуру, кехманиана, выдавливание из страны людей с мозгами, эксцессы патриотической демагогии на телеплощадках Соловьева, Толстого и Киселева, публичное стукачество господина Лимонова на либеральные СМИ — все это оперативное мракобесие. А вот побуждение фонда Зимина закрыться — так же как и покушения на фундаментальную науку — это уже мракобесие стратегическое. Чтобы всякой мысли было неповадно быть мыслью. Все идет к тому, о чем рассказано в фильме «Трудно быть богом». Мы уже пошли дальше: ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Похоже, у Зимина нет другого выбора, кроме как закрыть свой фонд. Собственное достоинство дороже. Да и собственный народ должен же хоть что-то сделать для собственного блага. Ну, чтобы окончательно не оносорожиться.

Если судить о кампании против Зиминых, то можно согласиться с ее идеологами: да, просвещение — это политика.

А что может быть альтернативой просвещению? Мракобесие. Что может стать альтернативой «ПолитПросвету»? ПолитМрак! Его мы уже и наблюдаем в передачах наших федеральных каналов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249377
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202410982
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202417086
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423376
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427375
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432711
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432002